При создании компьютерных тестов можно выделить следующие этапы:
1. Продумывание способа оформления вопросов.
2. Составление вопросов.
3. Выбор способа ввода ответа и оформление ответа.
4. Выбор способа оценивания и подведения итогов.
5. Защита теста от изменения.
1 этап.
Для оформления вопросов можно создать бланки.
Для оформления бланка используются следующие операции:
- заливка ячеек;
- объединение ячеек;
2 этап:
При составлении вопросов для наших тестов мы обратились за помощью к нашему учителю информатики Софье Николаевне. С ней мы определились с направлением и содержанием наших тестов. В качестве тематики, мы выбрали итоговые тесты по курсам 7, 8 и 9 классов. Для определения содержания, Софья Николаевна познакомила нас с тематическим планом на каждый учебный год.
В процессе изучения информационных источников, мы познакомились с правилами составления тестовых заданий. Вот они.
Требования к составлению тестовых заданий:
1.Содержать одну законченную мысль;
2.Быть законченным (недопустимо двусмыслие или неточность формулировки);
3.Быть по теме контроля;
4.Быть кратким;
5.Быть независимым от других заданий теста;
6.Иметь простую структуру текста задания.
3 этап:
Программа MS Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда учащемуся не дается вариант ответа) и с выборочным ответом (когда учащемуся предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).
*При создании теста со свободным ответом создается группа ячеек для ввода ответа.
*При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий:
1). Выбирается команда меню «ДАННЫЕ»
|
2). В меню выбирается команда «ПРОВЕРКА ДАННЫХ»
3). Выбирается закладка «ПАРАМЕТРЫ»
4). В диалоговом окне выбирается тип данных – «СПИСОК»
5). В окне «ИСТОЧНИК» перечисляются варианты ответов через точку с запятой.
Рис.3. Проверка вводимых значений.
Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых учащийся должен будет выбрать один ответ.
Рис.4. Выпадающий список выбора ответа.
4 этап:
Для подведения итогов тестирования можно предусмотреть специальный лист, в котором будут подведены итоги ответов. Для этой цели можно использовать логическую функцию «ЕСЛИ».
Рис.5. Проверка результатов. Встроенная логическая функция «ЕСЛИ».
В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги и номер ячейки, в которой выбирался ответ; в строке Значение_если_истина – указывается реплика на правильный ответ; в строке Значение_если_ложь – указывается реплика на неправильный ответ.
Рис.6. Подведение итогов. Встроенная логическая функция «СЧЕТЕСЛИ».
Для общего подведения итогов и подсчета набранных баллов можно использовать функцию «СЧЕТЕСЛИ».
При этом в строке диапазон указывается диапазон ячеек, где анализируются ответы на вопросы, в строке критерий – значение критерия.
Рис.7. Оценивание ответа. Выбор диапазона для подведения итогов.
5 этап:
Чтобы тестируемый не смог нарушить структуру теста, нужно защитить лист
Рис.8. Защита от несанкционированных изменений.
Excel от изменений.
Для ячеек, в которые учащийся будет вводить данные снимите защиту. Для этого:
|
+Выделите нужные ячейки;
+Выполните команду меню Формат -Ячейки;
+На вкладке Защита снимите флажок Защищаемая ячейка;
+ Затем защитите лист. Для этого: выполните команду Рецензирование – Защита -Защитить лист. При желании установите пароль.
Рис.9. Защита теста паролем.
Тест готов к работе.
Заключение
Одной из важных составляющих образовательного процесса является контроль знаний и умений учащихся. В настоящее время возрос интерес к тестовому контролю знаний с применением компьютерных технологий. Современный педагогический процесс невозможно представить без широкого внедрения новых информационных технологий на всех этапах обучения. Использование в качестве средства контроля машинных тестов приобретает сегодня большое значение. Тест отвечает целям любого вида контроля – предварительного, текущего, тематического, итогового.
Выводы
Тест – это интересно! Но еще интереснее – придумать и создать его самому.
Чтобы создать тест, нужно выполнить стандартизированные и поэтапные последовательные действия средствами MS Excel, создание его вызывает познавательный интерес.
Создать машинный тест средствами MS Excel может любой человек, который знаком с принципами работы в этом редакторе.
Таким образом, мы выяснили, как создаются тесты в редакторе MS Excel с использованием встроенных функций. Теперь мы собираемся познакомиться с технологией создания тестовых программ в MS Excel с использованием макросов и в других редакторах.
Мы уверены, что созданные нами тесты будут использованы нашим преподавателем для проверки знаний учащихся, в качестве итогового контроля.
|
Машинный тест, как одна из форм контроля знаний, представляет интерес не только для преподавателей информатики, но и для преподавателей других учебных дисциплин, поэтому надеемся, что эта работа будет полезна и для них.
Список источников информации:
1. MS Office Excel, как удобное средство для создания тестов с автоматической проверкой и выставлением оценки: Гаврыш С.В., преподаватель Смоленского РЦДО.
2. Челышкова М.В. Теория и практика конструирования педагогический тестов.
3. Угринович Н.Д. и др. «Практикум по информатике и информационным технологиям». Учебное пособие.
4. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование - одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика, № 3, 2005
5. Контрольно-измерительные материалы по информатике: сост. Сухих Н.А.