Максимальный балл за задание 1 – 30 баллов




ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Учебный год

Муниципальный этап

Класс

КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЯМ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

(для членов жюри)

Задание 1.

Цель этого задания – не только проверить историко-литературные знания, но и выявить творческие способности ученика, его умение строить сюжетные линии, устанавливать композиционные связи, понимать, как может меняться повествовательная логика, а с ней и общий смысл произведения в зависимости от расположения эпизодов.

При проверке работы баллы можно распределить следующим образом:

1) верно указаны название художественного произведения, автора и героев («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя; Тарас Бульба, Остап, Андрий) – по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего - 5 баллов;

2) согласно сюжету повести Н.В. Гоголя, рисунки Евгения Кибрика, иллюстрирующие ее эпизоды, следует расположить в таком порядке: 2-4-3-1.

Рисунок 2. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от неё; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда.

Рисунок 4. Три всадника едут по степи молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь; Остап, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева.

Рисунок 3. Тарас Бульба присутствует при страшной казни старшего сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает он: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты все это?»

— «Слышу!» — отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.

Рисунок 1. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту думает старый атаман о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними старого Тараса.

Если ученик указал верную последовательность иллюстраций (2-4-3-1), то его ответ оценивается 2-мя баллами.

По 2 балла следует добавить за краткий пересказ каждого эпизода, которому соответствует та или иная иллюстрация; итого за верный пересказ проиллюстрированных фрагментов повести Н.В. Гоголя участник муниципального этапа олимпиады может получить дополнительно 8 баллов.

Таким образом, по второму критерию ученик может набрать максимум 10 баллов (= 2+8);

3) убедительное обоснование выбора эпизода для дополнительной иллюстрации, четкое, конкретное, визуально ясное ее описание, стилистическое единство новой картинки с уже имеющимися – до 10 баллов;

4) аргументированное, логичное, мотивированное объяснение тех сюжетных трансформаций, к которым приведет анимационный монтаж (предложенная последовательность может быть прочитана так: Тарас перед смертью вспоминает о своей жизни, о борьбе запорожцев за свободу и веру, о гибели своих сыновей). Разумеется, возможны и иные варианты объяснения тех смысловых эффектов, которые возникают при уходе от хронологической логики в монтаже – до 5 баллов.

Максимальный балл за задание 1 – 30 баллов

Задание 2 требует от ученика продемонстрировать определённые навыки аналитической работы с текстом, умение писать сочинение по законам текста и жанра, в котором необходимо отразить важные этапы жизни и творчества Н.В. Гоголя и показать, какой отклик судьба писателя находит в душе лирического героя неоконченной поэмы Н. Асеева.

Объем творческой работы участника олимпиады может превышать 150 слов. Наиболее адекватными этому объему слов публицистическими жанрами являются эссе, портретная зарисовка, письмо, этюд, слово, мини-отзыв, мини-рецензия.

Сочинение должно быть самостоятельным.

Критерии оценивания сочинения:

1) содержание сочинения (полнота раскрытия темы, соответствие содержания теме, воплощенность идейного замысла) – 3 балла;

2) жанровое своеобразие (наличие в сочинении признаков указанного жанра) – 3 балла;

3) композиция сочинения (наличие в сочинение трех композиционных частей (введение, основная часть, заключение) и их соразмерность, логичность рассуждения, уместность иллюстративного материала, привлеченного из исходного текста Н. Асеева) – 3 балла;

4) грамотность сочинения: соблюдение орфографических, пунктуационных, лексических и грамматических норм – 3 балла (при отсутствии ошибок).

Если в работе на 100 слов приходится 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, 5 и более ошибок – 0 баллов.

Участнику олимпиады можно присудить от 1 до 3 балловдополнительно за оригинальность формулировки заголовка сочинения и выбранного жанра, неординарность развития темы, точность и уникальность приводимых в порядке иллюстрации фактов из жизни и творчества Н.В. Гоголя, богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций, уместность и точность цитат.

Максимальный балл за задание – 15 баллов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: