Перечень теоретических вопросов и практических заданий
к курсовому экзамену
по междисциплинарному курсу 01.03
«Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
Специальность: 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Составитель:
Перечень теоретических вопросов
1. Жанры русского фольклора. Детский фольклор.
2. Идейно-художественное своеобразие русских былин.
3. Русские народные сказки. Разновидности и художественные особенности народных сказок.
4. Духовно-нравственное значение изучения Библии в начальной школе (на примере библейских легенд).
5. Древнерусская литература в детском чтении.
6. Художественное своеобразие лирики А.С. Пушкина, особенности изучения произведений А.С. Пушкина в начальной школе.
7. Сказки А.С. Пушкина в детском чтении.
8. Идейно-художественное своеобразие сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок".
9. М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Стихи, вошедшие в круг детского чтения.
10. Басни И.А. Крылова в детском чтении.
11. Научные сказки В.Ф. Одоевского.
12. Лирика поэтов середины XIX века в детском чтении (А. Фет, Ф. Тютчев, А. Майков, Н.А. Некрасов, И. Никитин и др.).
13. Идейно-художественное своеобразие сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
14. Произведения Л.Н Толстого в детском чтении. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
15. Тема детства в произведениях писателей конца XIX – начала XX века (Л. Андреев, А.И. Куприн, А.М. Горький, А.С. Серафимович, В. Короленко, А.П. Чехов – по выбору).
16. Поэзия в детском чтении (И.А. Бунин, А.А. Блок, С.А. Есенин и др.).
17. Отечественные литературные сказки XX века (произведения Ю.К. Олеши, А.П. Гайдара,, Н.Н. Носова, А.Н. Толстого, В.П. Катаева, Волкова - по выбору).
|
18. К.И. Чуковский. Творчество поэта для детей.
19. Книга К.И. Чуковского «От двух до пяти». «Заповеди детским поэтам».
20. Поэзия XX века для детей. Очерк жизни и творчества поэта (по выбору студента).
21. А.П. Гайдар. Жизнь и творчество для детей.
22. С.Я. Маршак – поэт, переводчик, детский писатель, критик. Очерк жизни и творчества.
23. С.В. Михалков – поэт советской эпохи. Жанровое многообразие творчества писателя.
24. Юмористические произведения для детей (Н. Носов, В. Драгунский). Специфика комического в детской литературе.
25. Идейно-художественное своеобразие произведений М. Пришвина и К. Паустовского.
26. Периодическая печать и справочная литература для младших школьников.
27. Познавательная литература для детей (М.М. Пришвин, В.В. Бианки Е. Чарушин, Г. Скребицкий, Н. Сладков и другие).
28. Сказки зарубежных писателей XIX - XX веков (произведения Ш. Перро, братьев Гримм, А. Милна, А. Линдгрен, Г.Х. Андерсена, Л.Кэрролла, Т. Янсон, Р. Киплинга – по выбору).
Перечень практических заданий
1. Выразительное чтение с листа отрывка былины «Вольга и Микула Селянинович».
2. Рассказывание русской народной сказки (по выбору студента).
3. Литературоведческий анализ стихотворения А.С Пушкина «Зимний вечер»
4. Стихотворение А.С. Пушкина (по выбору студента) – чтение наизусть.
5. Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый…») - чтение наизусть.
6. П.П. Ершов «Конек-Горбунок» - чтение наизусть.
7. И.А. Крылов. Басня (по выбору) – чтение наизусть.
8 Стихотворение М.Ю. Лермонтова (по выбору студента) – чтение наизусть.
|
9 Чтение наизусть стихотворения поэта середины XIX века, вошедшее в круг детского чтения (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев и др. по выбору студента).
10 Пересказ сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".
11 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» - выразительное чтение с листа
12 А.М. Горький «Воробьишко» - чтение с листа с составлением партитуры выразительного чтения.
13 Стихотворение А.А. Блока (по выбору студента) – чтение наизусть.
14 Стихотворение И. А. Бунина (по выбору студента) - чтение наизусть.
15 Стихотворение С.А. Есенина (по выбору студента) – чтение наизусть.
16 Л.Н. Толстой «Лев и собачка» - чтение с листа с составлением партитуры выразительного чтения.
17 Поэтическая сказка К.И. Чуковского (по выбору студента) - наизусть
18 Чтение наизусть стихотворения для детей поэта XX века (А.Л. Барто, С.В. Михалков, С.Я. Маршак и др. по выбору студента).
19 С.В. Михалков. Басня – чтение наизусть (по выбору студента).
20 П.П. Бажов «Серебряное копытце» - чтение отрывка сказки с листа с составлением партитуры выразительного чтения.
23 С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный» - выразительное чтение с листа
24. Н.Н. Носов «Живая шляпа» - чтение с листа с составлением партитуры выразительного чтения.
25. Н.Н. Носов «Мишкина каша» - литературоведческий анализ текста.
26. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» - выразительное чтение с листа
27. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» - чтение с листа с составлением партитуры выразительного чтения.
28. В.А. Жуковский «Жаворонок» - чтение наизусть.
ГАОУ ВО МГПУ
институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
колледж «Черемушки»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора
по учебной работе Воробьева Т.М.
______________
Перечень материалов к экзамену:
1. Учебник: «Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения». Составитель: А.В. Дановский.
2. Учебник: «Хрестоматия по детской литературе». Под редакцией: Е.Е. Зубаревой.
3. Учебник: «Хрестоматия по детской литературе». Составитель: М.К. Боголюбская.
4. Тексты художественных произведений различных жанров, вошедшие в практическое задание экзаменационных билетов.