Конспект воспитательного мероприятия.
Классный час на тему «Искусство и космос»
Учитель: Петрова О.В.
Методист: Кащенко О.О.
Студентка: 921 группы Барышникова А.И.
Класс: 4 «А»
Цель: познакомить учащихся с темой космоса в произведениях искусства
Задачи:
1. Повторить с учащимися некоторые понятия по теме «космос»
2. Познакомить детей с произведениями искусства, связанных с темой космоса.
3. Узнать новые факты о космосе и о полётах в космос.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
1. Обладает знаниями об истории, культуре; сегодняшнем дне своего народа.
2. Имеет представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
3. Может описать особенности профессии
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
1. Принимает и сохраняет учебную задачу.
2. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
3. Проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
1. Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
2. Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах.
3. Владеет произвольно и осознанно общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:
1. Использует коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач.
2. Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
3. Формулирует собственное мнение и позицию.
Оборудование и средства: презентация, плакат для аппликации, плакат с изображением планет, раздаточный материал (ракеты из бумаги, черновые листы, для выполнения работы с пластилином, пластилин.
|
Список использованных источников и литературы: Методическое пособие по производственной практике ПМ 03. «Классное руководство»;
Интернет-ресурсы:
· ВИКТОРИНА КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ: https://vk.com/doc514242026_497832759?hash=3bf604bf94ca3ec141&dl=0d2e3b1abc7239e184
· Международный образовательный портал: https://www.maam.ru;
https://zen.yandex.ru/media/muzey_budushego/jivopis-kosmonavta-alekseia-leonova-5aae438f48c85ec0e085a998
Ход воспитательного мероприятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент Приём: чтение художественных текстов | (Чёрный экран презентации) Добрый день, ребята, садитесь, пожалуйста! Сегодня кл час проведём у вас мы, я, Анна Ильинична, и я, Кристина Андреевна. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. | Слушают, улыбаются, садятся за парты. |
Актуализация знаний и формулирование темы Приём: чтение художественных текстов | Сейчас мы прочитаем вам стихотворение, а вы должны внимательно его слушать, чтобы ответить на наш вопрос. Космонавтом стану я — Это знает вся семья. В дальний космос полечу И созвездия изучу! Всех планет не сосчитать… Так хочу я полетать От звезды и до звезды Небывалой красоты! Папе с мамой подарю Новой звёздочки зарю, И космический цветок Тоже отыскать бы смог. Сколько тайн, открытий ждут, В даль чудесную зовут! Только дом-Земля одна, Будет ждать меня она Ребята, а сейчас я задам вам вопросы, отвечаем по поднятой руке. Ребята, о чем идет речь в стихотворении? Правильно о таинственном космосе! А вы знаете, какой сегодня праздник? Ребята, сегодня день российской космонавтики. Поэтому сегодня мы с вами поговорим о космосе. Многие талантливые люди, создают различные картины, сочиняют песни, пишут стихотворения о космосе. Как одним словом назвать то, чем они занимаются? Не знаете? Я вам подскажу - это слово искусство. Обобщите то, что вы сейчас услышали и попробуйте угадать название нашего классного часа. Правильно, наша тема «Искусство и космос». (Слайд). | Слушают инструкцию, затем стихотворение. Отвечают: речь в стихотворении о космосе, мальчике, который хочет полететь в космос, о космосе, в котором много тайн. Сегодня день российской космонавтики. Пытаются ответить, чем занимаются эти люди. Может быть тема «Космическое искусство» или «Космос в искусстве» |
Постановка целей, задач и планируемых результатов. Планирование деятельности Метод: иллюстрация. Приём: опрос. | Сегодня во время нашего кл часа мы с вами совершим виртуальное путешествие в космос. Но сначала как настоящим космонавтам нам нужно поставить цель. (Переключить слайд). Итак, ребята, посмотрите на слайд, что на нём изображено? Отвечаем по поднятой руке. Знаете ли вы, кто нарисовал картину, которую вы видите на слайде и, как она называется, и кем являются эти люди? (указывать на слайд рукой). Да. Пока вы не знаете этого. (Вывесить план). Но раз вам это неизвестно, как вы думаете какая цель нашей гостиной? Верно цель нашей гостиной– узнать о картинах, песнях и людях, посвятивших свои произведения искусства теме космоса. Итак, мои юные космонавты, чтобы достигнуть поставленной нами цели, необходимы задачи. Итак, кто прочитает, первую задачу? 1. Узнать об этапах развития космонавтики в России. 2. Послушать песню о космосе. 3. Познакомиться с картинами, на которых изображён космос. 4. Разгадать кроссворд под названием «Космос». 5. Изобразить Солнечную систему. | Слушают. Отвечают: на слайде картины, музыканты, неизвестный нам человек. Мы не знаем такого художника, названия этой картины и этих музыкантов. Наверное наша цель узнать об этих людях и картинах, так же песнях и мелодиях. Слушают инструктаж, рассаживаются по группам. Читают задачи. |
Организация практической деятельности | Ребята, сегодня на классном часе мы будем знакомиться с различными произведениями искусства, а для этого выполним специальные задания, новую информацию внимательно слушайте и запоминайте, а так же старайтесь и будьте активными. | Слушают |
Практическая деятельность учащихся Рассказ «История космонавтики» | Решим первую задачу. Узнаем об этапах развития космонавтики в России. Слушайте внимательно и изучайте иллюстрации на экране. 1. Первым животным, выведенным на орбиту Земли, была собака Лайка. Она была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени. 2. Затем в космос отправили Белку и Стрелку. 3. 4 октября 1957 года наша страна запустила на орбиту первый искусственный спутник Земли (Спутник-1). 4. 12 апреля 1961 г. СССР вывел на орбиту земли космический корабль-спутник «Восток», на борту находился Юрий Алексеевич Гагарин. года 12 апреля объявлен государственным праздником - Днём космонавтики. 5. Валентина Владимировна Николаева-Терешкова. Первая в мире женщина-космонавт. Совершила космический полет 16-19 июня 1963 года. 6. Алексей Архипович Леонов в 1965 году совершил первый в мире выход в открытый космос. 7. 1998 года - Россия запустила первый элемент Междунаро́дной косми́ческой ста́нции. 8. В наше время учёные разрабатывают проекты по защите Земли от астероидной опасности а так же заселению Луны и Марса. Вам понравился рассказ? Проверим, как внимательно вы слушали. Ответьте на вопросы. Назовите имя первой женщины, побывавшей в космосе. Когда это произошло? Назовите клички собак, которые первыми побывали в космосе. В каком порядке они летали? Кто из космонавтов совершил первый выход в открытый космос? Когда произошло это событие? Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? Как назывался аппарат? Какой день считается праздником космонавтики и почему? В каком году началось строительство Международной космической станции? Молодцы! Вы прекрасно ориентируетесь в истории космонавтики. Мы выполнили первый пункт плана. | Слушают рассказ об этапах развития космонавтики в России. Валентина Владимировна Николаева – Терешкова. 16.06.1963 г. Сначала Лайка. Потом Белка и стрелка. 1957 г. Алексей Архипович Леонов в 1965г. 04.10.1957 г. Спутник – 1 12 апреля. Первый полет человека в космос. 1998 г. запустили первый элемент МКС. |
Пример. Просмотр видео фрагмента | Сейчас выполним второй пункт плана. Кто его прочитает? Вы посмотрите фрагмент клипа, песня из клипа, возможно, покажется вам знакомой. После просмотра видео попробуйте сказать, как она называется и кто её исполняет. (Включить видеофрагмент). Итак, ребята, кто–то знает название песни? А её исполнителя? (Нет? Тогда сейчас я вам расскажу./Верно, песню исполняет группа «Земляне», а называется она «Трава у дома») Сначала песню исполнял Владимир Мигуля, но в 1982 году популярной группе «Земляне» посчастливилось спеть эту песню. Песня исполняется в стиле спейс – рока («спэйс» с английского переводится космос). Этой песне присвоен официальный общественный статус «Гимн российской космонавтики». (Включить след слайд - полностью чёрный). Вам понравился гимн космонавтики? Почему он вам понравился? Как называется песня, признанная гимном космонавтики? Что значит выражение «Музыкальный стиль - спейс – рок»? В исполнении какой группы вы слушали гимн космонавтики? Мы выполнили второй пункт плана. Вы прослушали гимн космонавтики и знаете, что на фотографии группа «Земляне». | Один ученик читает 2-ой пункт плана. Слушают инструктаж. Смотрят видеофрагмент. Пытаются сказать название и исполнителя. Слушают историю песни. «Трава у дома» Музыкальный стиль «Космический рок» «Земляне» |
Рассказ «Картины А.А. Леонова» | Ребята, сейчас выполним 3-ий пункт плана. (Имя), прочитай его, пожалуйста. (Повторить 3-ий пункт за учеником. Переключить слайд). Есть у нас в России и знаменитый космонавт, который изображает космос на своих картинах. Его зовут Леонов Алексей Архипович. Его портрет вы можете увидеть на экране. Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос. Многие картины Леонов создавал по свежим впечатлениям. Вот картины А.А. Леонова, сделанные из космоса. (Переключить слайд). Первый советский искусственный спутник связи «Молния-1». Напоминает фантастический цветок, его гигантские «лепестки» — это солнечные батареи, а параболические антенны ориентированы на Землю. В 1967 году спутником этой серии впервые в мире было получено цветное изображение Земли. Это картины «Человек над планетой» (Слайд) «Выход в открытый космос» (Слайд), «Над Черным морем» (Переключить слайд). Картины какого художника вы сейчас смотрели? Чем еще знаменит А.А. Леонов? Перечислите названия картин, которые вы просмотрели. Молодцы! Вы познакомились с изображениями космоса на картинах художника и космонавта А.А. Леонова. | Слушают рассказ. Смотрят слайды с изображением картин. А.А. Леонов Он первый космонавт, совершивший выход в открытый космос. Первый советский искусственный спутник связи «Молния-1»; «Человек над планетой»; «Выход в открытый космос»; «Над черным морем». |
Физкультминутка | Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Спокойно встаём из-за парт, не задеваем друга, встаём на свободное место, на расстоянии вытянутых вперёд рук. Движения повторяем за мной: Долетели мы до Марса, Примарсились, отдохнём! Физзарядочку начнём. Ой, нас что – то укачало! Закачало, понесло: То направо, то налево То назад, а то вперёд! Закружило, завертело И обратно принесло. | Слушают инструктаж. Выполняют физкультминутку. |
Упражнение. Разгадывание кроссворда. | Разгадаем кроссворд (указать на 4-й пункт плана). (Переключить слайд). Ребята, слушайте вопросы внимательно и отвечайте на них по поднятой руке. 1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга. 2. Её видно только ночью. 3. Самая большая планета. 4. Самая ближайшая звезда, видимая днем. 5. Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство. 6. На каком космическом корабле Ю.А. Гагарин побывал впервые в космосе. 7. Спутник Земли, светящийся отражённым солнечным светом. Как вы думаете, нам удалось разгадать кроссворд? Какое слово получилось по вертикали? Это тоже космический аппарат. Пока его считают космическим аппаратом инопланетян, но возможно – это космический аппарат бедующего. Мы молодцы, выполнили пункт плана. | Слушают инструктаж. Ступа Звезда Юпитер Солнце Лайка «Восток» Луна |
Метод: практическая работа | Выполним 5 пункт плана. (Вывесить плакат с изображением планет и плакат для аппликации учеников) О космосе пишут песни и сочиняют стихи. Изображают его на картинах. Я предлагаю вам попробовать создать свое незабываемое художественное произведение о космосе. Нарисовать картину «Звездная система». Мы разделим вас на группы, вам нужно создать плакат – рисунок «Звездная система», можете придумать что-то своё добавить новые планеты или спутники, примеры рисунков Солнечной системы на слайде. (Делим на группы по 5 – 6 человек, раздаём листы и цветные карандаши). Выполняем, пока звучит музыка. (включить фоновую музыку) Выходите к доске, представьте ваши рисунки. (Слушаем, задаём вопросы). Как называется ваша картина – плакат? Что у вас изображено? Почему вы представляете космос таким? Вы хорошо справились с заданием и выполнили последний пункт плана. | Слушают инструктаж, делятся на группы. Рисуют плакат. Представляют работы. |
Осуществление контроля. Метод: опрос. | Ребята, а что нового вы сегодня узнали? С картинами какого известного космонавта мы сегодня познакомились? Как они назывались? Какую песню вы сегодня услышали? Какая группа исполняет песню «Трава у дома"? Что больше всего понравилось на нашем кл часе? | Отвечают на вопросы: Космонавт Леонов рисует картины («Человек над планетой», «Выход в открытый космос», «Над Чёрным морем»). Мы слушали песню «Трава у дома». Её исполняет группа «Земляне». Рисовать, разгадывать кроссворд, слушать песню. |
Оценивание учащихся и самооценивание (рефлексия) Приём: карточки самооценивания. | Ребята сейчас вам нужно оценить свою деятельность на классном часе. Рассказать, легко ли вам было выполнять задания, что вам понравилось и запомнилось. Вам нужно дополнить предложения. Читаем начало предложения и дополняя его высказываем свое мнение. Работаем по цепочке. Начинаем с … Мне сегодня было интересно… Я узнал, что… Мне было легко … Больше всего мне понравилось … Мне было неинтересно… | Слушают инструктаж. Дополняют предложения. |
Подведение итогов | Подведём итоги кл часа. Вы правильно определили тему, цели и задачи классного часа. Строили свои рассуждения об изучаемом материале. Вы дружно работали в группе, спокойно высказывали своё мнение и слушали друг друга. Умело находили информацию на иллюстрациях, в музыке и рассказах. Вы внимательно слушали рассказ о космонавтике, слушали гимн космонавтики, изучили картины Леонова, верно ответили на вопросы кроссворда, у вас получились красивые рисунки Солнечной системы. Вы молодцы. Сегодня вы были активными, с вами очень интересно выполнять задания и играть. К сожалению, наше мероприятие подошло к концу. Мы советуем вам и дальше не терять интереса и узнавать много нового о космосе и искусстве, ведь эти две вселенные безграничны! До свидания! | Слушают Досвидания! |
Методист_____
|
|
Учитель______