Первый таран. П. В. Еремеев. В. Кузнецов




В начале августа 1941 года на Манежной площади в Москве были выставлены обломки вражеского бомбардировщика. Над грудой искореженного металла стоял щит с лаконичной надписью: «Обломки фашистского самолета, сбитого под Москвой старшим лейтенантом Еремеевым».

В газете «Красная звезда» 15 августа 1941 года была опубликована статья Алексея Толстого «Таран». Он писал: «...Старший лейтенант Еремеев — участник многих воздушных боев — ночью атаковал фашистский бомбардировщик и расстрелял по нему весь боекомплект. К атакованному им фашистскому самолету подходил второй неприятельский самолет. Тогда Еремеев решил идти на таран. Он, подойдя снизу, пропеллером сбил стабилизатор и руль поворота, и фашистский бомбардировщик рухнул на землю.

К этому списку таранщиков нужно прибавить Героев Советского Союза Талалихина, Здоровцева, Харитонова и других летчиков-героев».

Еще раньше я прочитал, что 24 июля 1941 года старший лейтенант Еремеев Петр Васильевич награжден орденом Красного Знамени.

Не тот ли это Еремеев? Какова его судьба, как он пришел в авиацию? Ясно было одно: старший лейтенант Еремеев первым в Великую Отечественную войну совершил ночной таран. А это мог сделать только летчик высшего класса.

Несколько лет я исследовал документы Архива Министерства обороны СССР. Сначала обнаружил политдонесение военкома 27-го истребительного авиационного полка. В этом документе говорится:

«На митинге, посвященном вручению правительственных наград, выступил старший лейтенант Еремеев. Он заявил: "Советское правительство наградило меня орденом Красного Знамени. Я никогда не думал, что за один сбитый немецкий стервятник можно получить такую высокую награду Родины. Я считаю себя в долгу перед Родиной и буду стараться всеми силами оправдывать заботу партии и правительства. Буду бить врага беспощадно, если кончатся патроны, — протараню, но не допущу стервятников к нашей любимой столице — Москве..."»

Появилась надежда: возможно, он и ходил на таран? Дальше больше — нашел документы, в которых говорилось, что в ночь с 28 на 29 июля 1941 года в районе Румянцева Еремеев Петр Васильевич, заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка, совершил таран. Нужно было установить точное время, выяснить, был ли Петр Еремеев награжден за этот подвиг. После длительных поисков в фондах 6-го истребительного авиационного корпуса нашел документ на представление Петра Васильевича Еремеева за ночной таран к ордену Ленина; в нем было указано время тарана — 1 час 36 минут. Но получил ли Еремеев орден, не было ясно.

Нужно было найти подписавших представление. Это были командир корпуса генерал-полковник авиации И. Д. Климов, военком корпуса генерал-лейтенант И. А. Орлов, начальник штаба генерал-майор И. И. Комаров. Оказалось, все они живут в Москве!

— Когда мне доложили, что Еремеев совершил ночной таран, засомневался, хотя знал, что он мог это сделать, — рассказывает И. Д. Климов.— Нам ведь не были известны случаи ночного тарана. 29 июля, когда он прибыл в полк, я разговаривал с ним по телефону. Петр Васильевич доложил, как все произошло. Никаких сомнений не оставалось: ночной таран — факт. Затем и комиссия доложила, что нашли обломки стабилизатора вражеского бомбардировщика и концы лопастей винта истребителя Еремеева. Написали представление на Еремеева за этот подвиг к ордену Ленина. Ставка потребовала представить документы вражеского экипажа с самолета, тараненного Еремеевым. Но лишь через неделю прожектористы 14-го зенитного полка сообщили, что самолет найден в районе Истры. Еремеев остался ненагражденным — его назначили в 28-й истребительный авиационный полк командиром эскадрильи, в конце августа 1941 года полк вышел из моего подчинения...

Ну что ж, оставалось найти документы полка, в который был назначен Петр Васильевич, чтобы проследить его дальнейший путь. Запросил управление кадров ВВС; мне ответили, что старший лейтенант П. В. Еремеев, командир эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка, погиб 2 октября 1941 года. Место захоронения неизвестно.

Я разыскал родственников Петра Васильевича: сына Александра, дочь Ларису, брата Александра Васильевича, сестру Анну Васильевну. Все они жили в Челябинске, только сестра — в Аше. Они тоже сообщили, что место гибели Петра неизвестно. О таране знали из письма сестры Тони — она в то время была студенткой, училась в Москве и писала в августе 1941 года, что в институте у них должна состояться встреча с Еремеевым и Талалихиным. На встречу приехал один В. В. Талалихин, и она очень жалела, что не увидела Петра...

Продолжаю поиск. В документах двух 28-х истребительных авиационных полков не нашел имени П. В. Еремеева. Но вот документы еще одного 28-го ИАП. Там был комэском старший лейтенант Петр Еремеев.

Этот полк был создан на базе 27-го истребительного авиационного полка, в конце августа 1941 года его направили под Осташков Калининской области, где формировалась 4-я авиадивизия.

Нельзя без волнения читать скупые строки боевых документов полка и авиадивизии. Фашисты рвались к стенам Москвы. Наши «соколы» вели тяжелейшие бои с превосходящими силами врага.

В оперативной сводке дивизии на 2 октября 1941 года говорится:

«В 4.33 три самолета вылетели в сопровождении штурмовиков, самолеты с задания не вернулись. Причины не установлены. Экипажи — летчики старший лейтенант Еремеев, лейтенант Крапивко и младший лейтенант Тюрин. Погода — низкая облачность...»

Куда же исчезли истребители? Вот еще один документ полка: «Дополнительным выяснением установлено: звено МИГ-3, не вернувшееся с боевого задания 2 октября 1941 года, сбито в воздушном бою группой самолетов противника. Два экипажа — летчики старший лейтенант Еремеев и младший лейтенант Тюрин — в результате воздушного боя против четырех Me-109 после произведенных атак по самолетам противника были подожжены противником. Самолет Еремеева дотянул до деревни Красуха, где упал и сгорел. Горящий самолет Тюрина упал в районе деревни Труска, Тюрин умер на руках у бойцов, извлекших его из самолета. Третий самолет младшего лейтенанта Крапивко, будучи подожженным, упал на 700 метров юго-западнее деревни Б. Веретье в болото. Летчик получил ранение и отправлен в госпиталь. Самолет затянуло в болото».

Был ли похоронен Еремеев? Если да, то где? Ответа на этот вопрос так и не удалось найти в документах архива. Я написал письмо осташковскому горвоенкому, изложил суть дела. Через некоторое время пришел ответ: «В числе похороненных в годы войны на территории Осташковского района старший лейтенант Петр Васильевич Еремеев не значится. Летчик, самолет которого упал у деревни Красуха осенью 1941 года, захоронен неопознанным на месте падения самолета, документы его сгорели. В 1956 году останки летчика перезахоронены на погосте Черемуха, что в полутора километрах от деревни Красуха».

А вот как был совершен таран...

В ночь с 28 на 29 июля 1941 года Еремеев вылетел на МИГ-3 на патрулирование. Совсем близко на светлом фоне неба он заметил темную тень вражеского бомбардировщика. Сделав принижение, Еремеев развернул истребитель и ринулся в атаку. Зайдя снизу слева, дал длинную очередь. Зайдя с другой стороны, Еремеев выпустил еще две очереди по вражескому самолету. Стервятник неуклюже накренился вправо и нырнул вниз. В это время Еремеев заметил второй немецкий самолет. Сделав разворот, Еремеев зашел также с принижением сзади и выпустил пару очередей. И опять в темноте вражеский стрелок открыл огонь, но, не видя самолет Еремеева, стрелял беспорядочно и бесприцельно.

Петр снова пошел в атаку. До врага 50—40 метров. Гашетки утоплены до отказа, но пулеметы молчат. Он еще раз нажал на гашетки, но выстрелов не последовало: кончились боеприпасы. Петр вспомнил, как он давал клятву перед строем полка: кончатся боеприпасы — пойду на таран.

Дав полную мощность, настиг врага, зашел снизу под стабилизатор. Воздушные струи от винтов стервятника бросали истребитель в стороны. С трудом удерживая ручку управления, Еремеев сумел подвести его под вражеский самолет. Ручку на себя — и пропеллер рубит по хвостовой части.

Истребитель подбросило, перевернуло через крыло. Опытный летчик восстановил положение, но самолет трясло как в лихорадке. На приборной доске стрелки слились в сплошные линии. Во время атаки утеряны земные ориентиры. Медлить нельзя. Самолет вот-вот рассыплется от бешеной тряски. Отстегнув привязные ремни, Петр открыл фонарь и выпрыгнул из кабины. Дернул вытяжное кольцо и услышал хлопок раскрывшегося парашюта. Приземлился на опушке леса. Собрав парашют, Петр почувствовал страшную усталость. Прилег на парашют... Начало светать. Еремеев пошел через ржаное поле в сторону Волоколамского шоссе.

Радостно встретили его боевые друзья...

Петр Еремеев родом с Южного Урала. Его отец работал слесарем в огнеупорном цехе Ашинского металлургического завода. Петр устроился сюда клепальщиком-молотобойцем. На заводе Еремеева приняли в комсомол, а затем выбрали секретарем цеховой организации. В 1932 году он поступил в Златоустовский техникум на отделение электрометаллургии.

Стране нужны были летные кадры, и его направляют в авиашколу. Затем — война. Воздушные бои. Подвиг.

Боевые летчики повторили подвиг героя. По его примеру воздушные тараны совершили:

лейтенант А. Н. Катрич, в мирные годы заместитель министра гражданской авиации, Герой Советского Союза;

старший лейтенант Н. Д. Гулаев, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза;

младший лейтенант В. В. Талалихин, Герой Советского Союза;

лейтенант Н. П. Коваль, подполковник запаса;

старший лейтенант В. Н. Ченский;

старший лейтенант А. Л. Кармин.

Жители поселка Румянцево на собранные средства 21 июля 1973 года открыли в поселке мемориал, на котором начертано имя старшего лейтенанта П. В. Еремеева, совершившего здесь первый в истории Великой Отечественной войны ночной таран.

Звание Героя Советского Союза Петру Еремееву было присвоено более чем через полвека после совершения подвига.

В. Кузнецов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: