Кочеткова Алина 20КД3.
Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Форма правления зависит от конкретных исторических условий возникновения и развития государства, от соотношения политических сил в стране, особенно в период ее возникновения. Например, ранние буржуазные революции в Англии привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.
Форма государственного правления подразделяется на монархическую (единоличная, наследственная) и республиканскую (коллегиальная, выборная).
а) Монархия – это такая форма правления, когда верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства, который передает ее по наследству и не несет ответственности перед населением. Основными признаками монархической формы правления являются:
1. существование единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
2. наследственный порядок преемственности верховной власти;
3. представительство государства монархом по своему усмотрению;
4. юридическая безответственность монарха.
История развития человечества знает две разновидности монархической формы правления – абсолютную и конституционную (ограниченную) монархию.
Рис. 1. Коронация Николая II
Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – монарху (царю, королю, императору). Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Такая разновидность монархии характерна для последнего этапа развития феодального государства – завершения образования централизованных государств.
|
Рис. 2. Король Саудовской Аравии Абдалле бен Абдель Азизу
Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом – парламентом. Обычно это ограничение определено конституцией, которую утверждает парламент. Монарх не вправе изменить конституцию.
Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.). Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формирует и возглавляет монарх, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед парламентом. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления является переходной от абсолютной монархии к парламентарной. Она существовала в начале XX в. в России (по Манифесту 1905 г. Россия стала сословно-представительной монархией, то есть власть царя ограничивалась представительным органом – парламентом) и в кайзеровской Германии в 1871 – 1919 гг.
|
Парламентарная монархия (Великобритания, Швеция, Испания и др.) характеризуется следующими признаками:
1. правительство формируется из представителей определенной политической партии или партий, получивших большее число голосов на выборах в парламент;
2. лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов в парламенте, становится главой правительства;
3. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, является символической;
4. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
5. правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Рис. 3. Государственная дума РФ
б) Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населениям на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась еще в афинском государстве. В демократической Афинской республике все органы государства избирались гражданами Афин. Более распространена в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, в которой все государственные органы избирались военно-земельной знатью. В средние века такая форма правления была характерна для свободных европейских городов – Венеции, Генуи, Любека и т.д. По мере развития общественной жизни республиканская форма правления видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Общими признаками республиканской формы правления являются:
1. выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти;
2. осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
3. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
4. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
5. преимущественная защита интересов граждан государства и взаимная ответственность личности и государства.
История знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
|
Парламентская республика – это разновидность республиканской формы правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, которые располагают большинством мест в парламенте. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается косвенными выборами – парламентом либо специально образуемым органом. Президент обладает довольно скромными полномочиями, которые может осуществлять только по инициативе главы правительства. Так, он обнародует законы, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства (которым всегда становится лидер партии большинства в парламенте), может являться главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Однако верховную исполнительную власть осуществляет правительство, которое отвечает за свою деятельность перед парламентом. Примерами таких республик являются ФРГ, Италия, Чехия.
Президентская республика – это одна из разновидностей республиканской формы правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. К наиболее характерным чертампрезидентской республики относятся:
1. внепарламентский способ избрания президента и формирования правительства;
2. ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
3. более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.
В президентской республике глава государства, как правило, избирается населением путем прямых выборов. Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии, и несет ответственность только перед президентом. При этом президент, являясь главой государства, выступает также и главой правительства. Поэтому поста премьер-министра в такой республике нет. Парламент также избирается населением, однако не обладает контрольными полномочиями за деятельностью правительства. Примерами президентских республик являются США, Мексика, Бразилия.
Рис. 4. Президент РФ Путин В.В.
В современных государствах встречается и такая форма правления, как смешанная (полупрезидентская) республика, которая сочетает в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. При такой форме правления центральной фигурой в системе высших государственных органов является президент, который наделен широкими полномочиями и избирается прямыми выборами. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность за свою деятельность, а также оно ответственно перед парламентом. Формирование правительства происходит при участии как президента, так и парламента. В полупрезидентской республике парламент может выразить недоверие правительству, но президент может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. К таким республикам относятся Франция, Португалия, Россия.