КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)




1. Абдикация- в древнем риме: - заявление отца о том, что он отлучает сына от семьи, лишает его своего покровительства и не желает более считать его своим сыном.

2) добровольное отречение от престола, отказ от власти, должности или сана.

Пример: Эдуард 8- Великобритания

2. Аброгация- отмена или изменение устаревшего закона.

3. Абсентеизм- уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия.

4. Абсолютное (резолютивное) вето- отказ главы государства утвердить (подписать) закон, принятый парламентом, является окончательным и не может быть преодолен.

5. Автономия (виды)- это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности.

Виды:

*Национально - территориальная автономия - образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

*Национально-культурная автономия - образуется в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства.

6. Автономия (понятие и виды)- это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности.

Виды:

*Национально - территориальная автономия - образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

*Национально-культурная автономия - образуется в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства.

7. Административная юстиция- это самостоятельный комплексный правовой институт, состоящий из совокупности юридических норм, закрепляющих систему специализированных государственных органов, соответствующий объем их специальной компетенции, особенные юридические процедуры в целях разрешения правовых споров граждан с органами публичной власти.

8. Административно-территориальное деление- это собственно политико-административная карта государства, представляющая собой совокупность административных единиц.

9. Административно-территориальные единицы- часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления.

10. Аккламация- упрощённый порядок принятия или отклонения какого-либо решения на основе реакции участников, выражаемой в виде аплодисментов, восклицаний, реплик и прочего непосредственного (неформального) изъявления своего мнения.

11. Активное и пассивное избирательное право:

*активное избирательное право- право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления

*пассивное избирательное право –право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления

12. Ампаро (исп. amparo - покровительство, защита, помощь) - в праве Испании и ряда стран Латинской Америки (Мексика, Эквадор, Перу и др.) особая процедура, являющаяся средством защиты основных конституционных прав личности, во многом сходная с конституционной жалобой.

13. Анклав- территория какого-л. государства или часть её, со всех сторон окружённая территорией другого государства.

Пример: Ватикан

14. Аннексия- насильственное присоединение страны или части её к другой стране.

Пример: аннексия Гавайских островов США 1898 года

15. Апатрид- лицо, не получившее гражданства в стране пребывания

16. Апелляция- обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию.

17. Асимметричная и симметричная федерация:

*Асимметричная федерация - модель федерации, характеризующаяся неравенством (юридическим или фактическим) ее субъектов, наличием административно-территориальных единиц, не обладающих статусом субъекта федерации.

Пример: так, в состав США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико и др.), некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата. В Индии лишь один штат - Джамму и Кашмир имеет свою Конституцию и свое гражданство, статус еще нескольких штатов (Сиккима, Мегхалаи, Нагаленда и др.) также имеет особенности, не присущие большинству штатов.

*Симметричная федерация - федерация, в которой ее субъекты обладают юридически равным правовым статусом. Субъекты такой федерации имеют одинаковое название (штаты, земли), одинаковую систему органов государственной власти и не отличаются какими-либо особенностями юридического статуса.

Например Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство.

18. Бикамерализм (двухпалатная система) — структура парламента (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат. Палаты парламента различаются по составу, порядку формирования, кругу полномочий.

Пример: двухпалатные парламенты существуют, в частности, Бразилии, Канаде, США, России, Великобритании, Германии, Франции, Польше, Испании

19. Билль- в Великобритании, США, Канаде и других англоязычных странах - законопроект, выносимый на рассмотрение законодательных органов, а также название некоторых конституционных актов (напр., Билль о правах).

В США законопроекты (билли) могут вноситься в любую палату; парламентарий обычно вносит свой проект в ту палату, членом которой состоит, но финансовые билли (относящиеся к получению государством доходов) вносятся сначала в Палату представителей (часть первая разд. 7 ст. I Конституции).

20. Бипатрид- лицо, имеющее двойное гражданство в силу:

*брачно-семейных отношений (например, иностранка, вышедшая замуж за подданного Великобритании, автоматически приобретает подданство мужа, не теряя своего прежнего гражданства);

*натурализации иностранца, не утратившего при этом своего прежнего гражданства; в силу коллизий законов государств, имеющих различный порядок определения гражданства.

Если ребенок родился от иностранцев в стране, определяющей гражданство по месту рождения (по принципу "права почвы"), а по национальному закону родителей он автоматически приобретает гражданство родителей (по принципу "права крови"), то ребенок имеет двойное гражданство.

21. Бицефальная власть- дуализм исполнительной власти (бицефальная исполнительная власть).

Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета — под председательством Премьер-министра.

22. Бундестаг- официально парламент, фактически нижняя палата парламента в Германии; формируется путем всеобщего голосования. Члены бундестага, в свою очередь, имеют право избирать премьер-министра (канцлера). Бундестагом также назывался германский парламент в 1815-1866 годах.

Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. В настоящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.

23. Бундесрат- коллегия из представителей правительств земель Германии, фактически являющаяся верхней палатой германского парламента. Бундесратом называлась также верхняя палата германского парламента 1871-1918 годах.

Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Практически членами Бундесрата обычно назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные министры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.

24. Верховенство конституции- принцип, означающий, что любой правовой акт, любое действие (равно как и, впрочем, бездействие) органа публичной власти или его должностного лица должны соответствовать Конституции.

Пример: статья 98 Конституции Японии: настоящая Конституция является Верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы.

25. Внутренний кабинет- правительство в целом либо его часть или совокупность министров. В ряде стран (напр., в Великобритании) понятие правительства и кабинет не совпадают: термин "правительство" означает совокупность всех глав центральных исполнительных ведомств (министерств, департаментов) и некоторых высших чиновников, в то время как "кабинет" представляет собой более узкую коллегию, состоящую из руководителей важнейших министерств. Кабинет возглавляется главой правительства (в Великобритании, ФРГ, Италии и других парламентарных государствах) или главой государства (в США и других президентских республиках). В некоторых странах правительство называется кабинетом, когда оно действует без участия президента, и советом министров, когда на его заседаниях председательствует президент.

26. Вотум недоверия (конструктивный и деструктивный)- выраженное (нижней) палатой парламента неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ — особая форма вотума недоверия главе правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента.

Пример: предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа-Новой Гвинеи и некоторых других стран.

* В Венгрии группа не менее1/5 депутатов имеет право одновременно с вотумом недоверия Правительству выдвинуть кандидатуру нового Премьер-министра.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ – процедура, при которой если в результате негативного голосования большинства членов (присутствующих или избранных) в парламенте (чаще в нижней палате) Правительство уходит в отставку, у политических партий в парламенте имеется время для формирования нового Правительства. Если Президент по просьбе Правительства распускает Парламент в ответ на деструктивный вотум недоверия проводятся новые выборы и Правительство формируется с учетом расстановки политических сил в стране в данный момент.

Пример: Италия. Это чисто классическая парламентарная республика. Но в её конституции закреплена деструктивный вотум, в связи с чем множество учёных ставит в упрёк, что правительство Италии самое нестабильное в мире.

27. Государственный режим (определение и виды)- это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

Виды:

*Демократия — (от греч. demokratia, буквально — народовластие)— политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

Например: Россия, США, Италия, Швейцария, Чехия

*Тоталитаризм— это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом.

Примеры тоталитарных стран: Фашистская Италия, Германия, Сов. Союз и др.

*Авторитаризм— это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Примеры авторитарных государств: Китай, страны Л.Америки, Африки и т.д

28. Гражданство (способы приобретения и утраты гражданства)- это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы право­вого статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство может быть получено по рождению (основной способ), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в гражданстве), по­жалования и на основе международного договора.

Утрата гражданства регулируется, прежде всего, национальным законодательством. К способам утраты граждане им относятся:

1) экспатриация - выход из гражданства по собственному заявлению;

2) денатурализация - выход из гражданства при натурализации лица в другом государстве;

3) в силу положений международного договора;

4) денационализация - лишение гражданства

29. «Гильотина»- в парламентской практике Великобритании и некоторых других стран - один из методов ограничения прений. Суть этого метода состоит в том, что по решению палаты законопроект обсуждается определенное время, после чего дебаты автоматически прекращаются.

30. Двойной вотум-в ряде стран порядок, согласно которому те или иные категории избирателей обладают на выборах двумя или более голосами

Пример: недемократический принцип избирательного права в Англии, по которому земельному собственнику предоставлялось право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности; двойное голосование. Отменен в 1948 г.

31. Декрет- (от лат. decretum - постановление), в ряде государств нормативный акт, изданный главой государства или правительства.

Пример: Вантозские декреты

32. Делегированное законодательство- это нормативные правовые акты, имеющие силу закона, принимаемые исполнительной ветвью власти на основании делегирующего закона, который определяет предмет регулирования данных актов и срок для реализации полномочий.

Пример: распространено в конституционной практике стран, относящихся к романо-германскому праву (Испания, Португалия, Италия, Франция, ФРГ).

33. Демократическое государство- это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства являются:

*реальная представительная демократия;

*обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Основными принципами демократического государства являются:

*признание народа источником власти, сувереном в государстве;

*существование правового государства;

*подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

*разделение властей;

*выборность и сменяемость основных органов государства;

*контроль общества над силовыми структурами;

*политический плюрализм;

*гласность.

Пример: США

34. Денатурализация- отмена решения о натурализации, т.е. о приеме иностранца или лица без гражданства в гражданство данного государства. Как правило, отмена решения имеет место в случае предоставления лицом недостоверных данных, послуживших основанием его приема в гражданство.

35. Денацификация- люстрация, комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного немецкого и австрийского общества, культуры, прессы, экономики, образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии. Денацификация проводилась по инициативе союзников по антигитлеровской коалиции после победы над нацистской Германией и основывалась на решениях Потсдамской конференции.

36. Денонсация- надлежащим образом оформленный отказ государства от заключённого им международного договора.

Отличается от иных способов расторжения международных договорных обязательств тем, что право на денонсацию должно быть предусмотрено в самом договоре и осуществляется в строго установленном договором порядке (например, может предусматриваться обязательное уведомление о готовящейся денонсации за определённый период времени). Несоблюдение этого порядка является основанием для оспаривания действительности денонсации.

Существуют договоры, не допускающие денонсации. Так, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года не допускают их денонсацию во время войны.

37. Децентрализация (деволюция)- в конституционно-правовой практике ряда стран — передача (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий местным органам власти.

Разграничивают деволюцию, как передачу тех полномочий, которые ранее исполнял национальный парламент или министерства, и регионализацию, где увеличивается объём полномочий в административной сфере с целью рационализации и модернизации управления для повышения экономической конкурентоспособности на мировых рынках.

Во Франции деволюцией правительство пыталось решить проблему региональных меньшинств (например, в Бретани и Аквитании), угрожавшую перерасти в этнический национализм. В 1972 году созданы 22 законодательных органа для координации местной экономической политики, но из-за нехватки полномочий и поддержки общественности в 1982 году преобразованы в региональные правительства с полном набором прав, возглавляемые советом, избираемым прямым голосованием.

38. Дисконтинуитет- правило, согласно которому все законопроекты, внесенные в парламент во время данной сессии, должны быть утверждены до ее окончания; перенос обсуждения и голосования законопроекта на следующую сессию не допускается. Применяется в тех странах, где каждая сессия парламента рассматривается как организационно завершенная часть его деятельности (напр., Великобритания, США). В других странах (напр., Франция) дисконтинуитета нет, поскольку считается, что парламент работает непрерывно.

39. Дискриминация- это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе.

Дискриминация классифицируется:

*как прямая или косвенная;

*как правовая или неофициальная;

*по сфере, в которой она проявляется (жилище, занятость, доступ к товарам или услугам и т. д.);

*по признаку (основанию), определяющему страдающую от дискриминации группу (возраст, пол, инвалидность, национальность, сексуальная ориентация, убеждения, экономический или правовой статус и т. д.).

ООН и многие другие международные организации ведут борьбу со всевозможными формами дискриминации. В частности, провозглашены специальные международные дни — Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

40. Диффамация- распространение не соответствующих действительности порочащих сведений. В большинстве стран рассматривается как правонарушение, заключающееся в распространении не соответствующих действительности порочащих сведений, умаляющих честь, достоинство и деловую репутацию потерпевшего.

В зависимости от соответствия распространяемых сведений действительности и субъективного отношения распространителя к своим действиям можно выделить следующие её виды:

*распространение заведомо ложных порочащих сведений — умышленная недостоверная диффамация, или клевета;

*неумышленное распространение ложных порочащих сведений — неумышленная недостоверная диффамация;

*распространение правдивых порочащих сведений — достоверная диффамация.

Только недостоверная диффамация в виде клеветы влечёт уголовную ответственность.

41. Заградительный пункт- существующее в ряде стран правило избирательного закона, согласно которому партии, собравшие на выборах по пропорциональной системе менее определенного процента от числа поданных голосов (напр., 1% от числа всех собранных голосов в Израиле, 4% - в Швеции, 5% - в ФРГ, 10% - в Турции), отстраняются от участия в распределении депутатских мест, а голоса, поданные за эти партии, не учитываются при вычислении избирательной квоты (т.е. фактически приравниваются 'к недействительным). "З.п." имеет целью предотвратить чрезмерное раздробление депутатского корпуса в парламенте на мелкие партийные фракции.

42. Законодательный корпус- одна из палат многопалатного парламента Франции, существовавшего в период консульства (1799-1804), а также высшее государственное учреждение, предусмотренное Конституцией Франции 1852 г. В обоих случаях на него возлагалась функция принимать или отвергать законопроекты без предварительного обсуждения, ибо это делалось в других палатах парламента или иных учреждениях.

43. «Законодательный челнок»- метод преодоления разногласий между палатами парламента, в соответствии с которым спорный законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех пор, пока одна из них не согласится с предложениями другой либо законопроект не будет отвергнут окончательно. Применяется в парламентах Аргентины, Венесуэлы, Франции и ряда других стран. Примирение достигается самими палатами на пленарных заседаниях, что отвлекает палаты от их повседневных дел и затягивает законодательный процесс.

44. Избирательная геометрия (джерримендеринг)- произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Джерримендеринг нарушает равенство избирательных прав граждан (принцип равного представительства: равное количество депутатов от равного количества избирателей).

Пример: В США технология манипулирования границами округов использовалась, в частности, для снижения роли чернокожих избирателей. Округа нарезались таким образом, что к районам с доминированием чернокожего населения добавлялись районы с белым населением. В результате происходила нейтрализация чернокожих избирателей, и их кандидаты не могли пройти в выборные органы[4]. Существовали, разумеется, и противоположные случаи (в частности, во Флориде), когда границы округов были прочерчены таким образом, чтобы в выборные органы попало максимально возможное количество представителей афроамериканцев (эта нарезка проводилась легально как часть так называемой «позитивной дискриминации»).

В результате некоторые избирательные округа во Флориде и Луизиане получили откровенно гротескную конфигурацию (например, в виде извивающейся ломаной змеи длиной несколько десятков километров и шириной в одну улицу). Тем не менее это помогло провести в органы власти больше представителей национальных меньшинств, официально считающихся угнетёнными и «недопредставленными» («underrepresented») в органах власти.

45. Избирательная квота- в конституционном праве наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. И.к. может определяться как для каждого избирательного округа в отдельности, так и для всей страны в целом.

Пример: Квота Томаса Хэйра (1806-1891), английского юриста и политического деятеля, ушедшего из политики в 1846 г., чтобы посвятить свою жизнь борьбе за пропорциональное представительство. Квота была предложена Томасом Хэйром в 1855 г. и выражается следующей формулой: Q = X/Y (где Q – квота, X – число полученных в округе голосов, Y – число депутатских мандатов, выделенных на округ).

46. Избирательная система (определение и виды):

* Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле.

*Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Виды избирательных систем:

*Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе

Пример: существует в США, Великобритании, Франции и Канаде.

Виды мажоритарных избирательных систем:

*По методике определения победителя существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем. Такая система, в частности, используется на выборах депутатов всех уровней во Франции, а также на президентских выборах в большинстве стран, где эти выборы являются всенародными (в том числе Франции, России, Украине, Финляндии, Польше, Чехии, Литве).

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, США на выборах членов Конгресса, в России на выборах депутатов Госдумы (половина мест) и др. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 году. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post). К мажоритарным выборам по многомандатным округам относятся выборы президента США, когда избирается Коллегия выборщиков. Избиратели голосуют за списки выборщиков, представленные разными партиями, многомандатным округом в данном случае является отдельный штат с количеством мандатов пропорциональным населению. Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству мандатов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса.

При системе квалифицированного большинства будущему победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

*По типу избирательных округов:

-Выборы по одномандатным избирательным округам (Германия до 1919 года, Франция)

-Выборы по многомандатным избирательным округам (Швейцария до 1919 года, Бельгия до 1893 года, Нидерланды до 1918 года)

*По типу второго тура

-Свободный второй тур (Франция, Швейцария до 1919 года)

-Ограниченный второй тур (Германия до 1919 года, Бельгия до 1893 года, Нидерланды до 1918 года)

*Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданым за списки кандидатов.

Пример: существует в Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании, Швеции, Норвегии и других странах.

Виды пропорциональных избирательных систем:

-Пропорциональная система с открытыми списками - Бельгия, Нидерланды, Люксембург Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия, Австрия, Швейцария, Греция, Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Латвия, Эстония, Босния и Герцеговина

-Пропорциональная система с закрытыми списками - Италия, Испания, Португалия, Черногория, Македония, Сербия, Израиль, Албания, Турция

*В зависимости от способа распределения мест:

-Метод д'Ондта - Бельгия, Нидерланды, Дания, Исландия, Финляндия, Австрия, Испания, Португалия, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония, Хорватия, Румыния, Черногория, Сербия, Македония, Болгария, Албания, Турция, Израиль

-Метод Сент-Лагю - Швеция, Норвегия, Латвия, Босния и Герцеговина

*В зависимости от наличия процентного барьера:

-С процентным барьером - Италия с 2005 г., Дания с 1961 года, Швеция с 1968 года, Норвегия с 2001 года, Исландия, Нидерланды, Польша с 1993 года, Чехия, Словакия, Эстония с 1992 года;

-Без процентного барьера - Германия в 1919-1933 гг., Италия в 1947 - 1993 гг., Финляндия, Дания в 1920 - 1961 гг., Швеция в 1909 - 1968 гг., Норвегия 1920 - 2001 гг., Польша в 1920-1926 гг., Чехословакия в 1920-1938 гг.

*В зависимости от избирательных округов:

-Выборы по единому многомандатному избирательному округу - Россия, Израиль

-Выборы по множеству многомандатных избирательных округов - Германия в 1919-1933 гг., Австрия, Польша, Чехия, Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Бельгия

*В зависимости от наличия избирательных блоков:

-Избирательные блоки разрешены - Финляндия, Германия в 1919-1933 гг., Польша

-Избирательные блоки запрещены - Франция в 1946-1951 гг.

Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами.

Эта система выборов объединяет две системы — пропорционального представительства и одномандатных округов. Такая «гибридная» система имеет определенные преимущества в странах с большим населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными или общенациональными интересами. Эта «смешанная система» также используются в странах, где население неоднородно и живёт в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях.

Пример: Эта система используется в Боливии, Германии, Лесото, Мексике, Новой Зеландии и Великобритании и при выборах в парламент Шотландии и законодательную ассамблею Уэльса.

Один «передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место.

Пример: Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия и Виктория. Она также используется в Шотландии, Ирландии, Северной Ирландии, и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии.

*Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

Пример: Существует в Японии, Германии, Венгрии, Австралии и Новой Зеландии.

47. Избирательное право (в объективном и субъективном смысле):

*Объективное избирательное право — институт конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

*Субъективное избирательное право (или избирательное право в узком смысле) — право граждан государства избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право).

48. Избирательный блок (блокирование)- на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка. В отличие от партий, чья политическая деятельность непрерывна и более разнообразна, для блоков участие в выборах является основной целью, ради которой они и формируются, при этом партии также могут участвовать в этих объединениях.

Пример: парламентские выборы в Польше 2015- Объединенные левые: SLD + Твоё движение + Партия польских социалистов + UP + Зеленые

49. Избирательный залог- денежная сумма, вносимая при выдвижении кандидата в депутаты или на выборную должность из средств избирательного фонда кандидата на специальный счёт избирательной комиссии.

Пример: Армения- для партий залог для регистрации на выборы в Национальное Собрание составляет 8 млн. драмов (примерно 20.000 долларов США), для кандидатов мажоритарщиков – 1 млн. драмов (примерно 2500 долларов США). Денежный залог возвращается партиям и блокам, прошедшим в парламент, а также кандидатам-мажоритарникам, набравшим 5 и более процентов от общего исла голосов.

50. Избирательный ценз- это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.

Пример: в Италии, к примеру, гражданин может выдвигаться в сенаторы только по достижении 40 лет. А участвовать в голосовании за членов Сената только с 25.)

51. Имму



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: