В "Хари-бхакти-виласе" описываются подробные ритуалы, которые совершаются по умершему вайшнаву, такие как, предложение пинды (пищи). Но во Вриндаване преданные совершают следующий простой вариант обряда по ушедшему вайшнаву.
Стандартной процедурой является кремирование тела (если это только не саньяси). Во Вридаване тела детей, которые не достигли половой зрелости, не кремируют, а бросают в реку Ямуну. На западе тела всех умерших вайшнавов должны быть кремированы.
Пока человек не оставил тело, не нужно собирать параферналии для последних ритуалов. Держать подобные предметы в доме неблагоприятно. Когда придет смерть, необходимо сделать следующие вещи:
1) Нужно сделать носилки, чтобы нести тело. Для этого необходимо:
a) две большие толстые палки и много мелких
б) клубок веревки для связывания палок вместе
в) кусок новой белой хлопковой ткани с размером носилок
г) солома, чтобы полностью выровнять носилки
2) новые одежды для усопшего, включая новую каупину, кантхималы и чадар для харинамы
3) большое количество благовоний
4) 1-2 кг масла гхи в небольшим глиняном горшке или другой посуде
5) гирлянды
6) 250-300 кг дерева. Его нужно заказать немедленно после ухода вайшнава и сразу же отвезти на место кремации.
7) немного порошкового топлива для усиления огня (по мере необходимости)
8) куски сандалового дерева (дополнительно)
9) сухие веточки туласи (дополнительно)
10) глиняный горшок
После того, как вайшнав оставит тело, все мужчины должны развязать свои шикхи, в знак того, что они в трауре. В "Хари-бхакти-виласе" говорится, что за исключением траура и сна, незавязанная шикха считается очень неблагоприятным явлением. В течение одного или нескольких дней, в зависимости насколько близки они были с усопшим, мужчины должны носить шикхи незавязанными.
|
Тело необходимо омыть, одеть в новую одежду и украсить тилакой и кантхималами. В ноздри засунуть кусочки ваты так, чтобы они не были видны.(это необходимо для того, чтобы избежать вытекания жидкости из носа).
Когда тело готово, нужно собрать носилки из материалов, указанных ранее: веревкой вместе связать две жерди, а между ними перевязать много поперечных перекладин. Вдоль носилок нужно выстелить солому, затем положить на нее ткань и аккуратно завязать четыре конца. Тело кладут на носилки и покрывают, начиная с шеи и до низа, новым харинамным чадаром и гирляндами (лицо должно быть видно). Затем тело по диагонали привязывают к носилкам, прикрепляя веревку к поперечным перекладинам. В Бенгали, преданные обычно кладут листья туласи на глаза усопшего.
Во Вриндаване тело всегда выносят ногами вперед. Затем его несут к дверям храма, но не заносят внутрь. Это делают только в том случае, если это очень возвышенный вайшнав, чтобы получить даршан Божеств. Тот,кто несет носилки должны положить их на землю возле храма, чтобы женщины, которые не идут на кремацию, могли оказать последние почести усопшему.
Женщины должны обойти вокруг усопшего три раза против часовой стрелке (т.к. умерший перешел на другую сторону и видит все задом наперед, в обратном направлении), затем предложить цветы или гирлянды и взять пыль со стоп умершего. Обычно эта церемония проходит снаружи дома, где умер вайшнав, но во Вриндаване и других местах, где храмы близко, это необходимо делать возле храма.
|
Нести тело от храма или от дома, до места кремации нужно ногами вперед. У всех мужчин в это время должны быть развязаны шикхи. Возле тела усопшего, в течении всей процессии, должны гореть благовония; кто-то может нести их рядом с телом или можно закрепить их на носилках.
Во Вриндаване, в зависимости кто где живет, процессия останавливается либо у храма Бихари (который находится прямо на улице, недалеко от храма Радха Дамодара), либо у храма Джанана Гадри (Jnana Gudri). Здесь носилки опускают на землю. Говорится, что если кто-то никогда не купался в пыли Враджа, вся его жизнь напрасна. Поэтому все сопровождающие процессию должны взять горстку пыли Враджа и бросить на тело, а затем обойти вокруг него три раза против часовой стрелке.
После этого тело относят на место кремации, неся его головой вперед. Таков обычай во Вриндаване. В других местах тело могут нести как головой так и ногами вперед.
После того, как тело приносят на место кремации, его опускают на землю. Затем все должны помочь построить погребальный костер (дрова и сухие ветки уже должны быть здесь). Чтобы дрова лежали ровно, нужно сначала вбить в землю два ряда столбов и сделать разделяющие ряды, в зависимости от ширины погребального костра. Затем нужно положить в длину два ряда дров, от одного конца к другому в восточно-западном направлении. Наверху конструкции поперек поместите поленья дров, затем два ряда дров- продольно и снова один ряд поперек. Такой расклад поможет воздуху свободно циркулировать. Затем идет черед слоя из тонких сухих веток. И так повторите конструкцию по той же схеме, пока не израсходуете все дрова.
|
Затем тело развязывают и бросают в Ямуну все гирлянды. Харинамный чадар нужно отдать местному чандалу, который занимается кремацией. На самом деле он получает все, что приходит вместе с телом. Однажды кто-то перед началом процессии положил на мертвое тело преданного очки с золотой оправой. Когда же он захотел забрать их на местe кремации, завязалась большая драка. В итоге чандал выиграл. Что бы не приходило на место кремации, уже обратно не вернется.
После этого, тело, все еще лежащее на носилках, окунают в Ямуне. Затем, его нужно снять с носилок и положить наверх погребального костра, головой на запад. Руки усопшего должны лежать под телом, иначе они поднимутся вверх самым ужасным и жутким способом, когда тело начнет гореть (я видел подобное). После этого каждый должен сбрызнуть на тело немного воды из Ямуны.
Оставшиеся дрова помещают сверху тела. Если можно достать сандаловое дерево, то его нужно поместить на самый верх тела вместе с сухими веточками туласи (Пураны говорят, что одна веточка туласи может превратить все дрова в туласи). Дрова нужно положить вокруг головы таким образом, чтобы над головой было пространство, по крайней мере, куда могло бы поместится один слой дров. Затем вокруг погребального костра нужно разложить тонкие сухие ветки.
Вслед за этим старший сын берет пучок горящей соломы и обходит вокруг тела против частовой стрелке три раза и подносит огонь к голове и дальше к остальным частям тела вокруг погребального костра. В этом момент на костер обычно бросают немного порошка для усиления огня. Для этих целей можно использовать порошковый сахар. Также на огонь можно сбрызгнуть масло мирры или ладана.
Спустя примерно час, когда череп станет очень горячим, старший сын берет с носилок одну из бамбуковых палок и аккуратно толкает голову, чтобы разбить череп. После этого, из глиняного горшка или другой емкости, повешенной на другой палке от носилок, он выливает на голову масло гхи.
Когда тело полностью сгорит, необходимо собрать весь пепел и высыпать в Ямуну. Затем водой остудить угли и все место от костра. После этого старший сын должен нарисовать круг на песке и в середине написать слово " mara" (смерть). Но на самом деле он пишет слово "aram"(помните, что усопший перешел на другую сторону и оглядывается назад). Затем этот песок нужно собрать и бросить в Ямуну.
После этого старший сын берет глиняный горошок с водой и окропляет место, где было написан слово " aram". Кто-то должен сказать: " Не оборачивайтесь" и затем все должны повернуться и начать уходить, не оборачиваясь назад, в сторону реки. Если погода не очень холодная, нужно принять омовение вместе с одеждой. По пути назад, проходя базар, все брахманы должны купить новые шнуры и заменить их на те, с которыми они были на месте кремации. Каждый может пожевать листья ним, чтобы очистить рот.
Спустя несколько дней, все скорбящие устроивают встречу, чтобы вспомнить и прославить ушедшего, а также проводят киртан для его блага. Таким образом все вайшнавы смогут благословить ушедшую душу. Спустя 13 дней нужно устроить пир. Однако, если усопший был саньяси, то пир нужно проводить через 3 дня.
Когда уходит саньяси, подготовка к похоронам та же, что указана выше - новая каупина, кантхималы и т.д. - но тело саньяси хоронят, а не сжигают. В яму высыпают соль, чтобы она покрыла все дно. Затем тело переносят в яму в в позе лотоса, лицом на восток, держа мешочек с четками в правой руке, так, как если бы он проводит бхаджану. Пока яму наполняют солью, кто-то должен поддерживать тело в ровном положении. Затем тело присыпают землей и отмечают место, прямо над захороненым телом.