Требования: 1) больше 250 слов;2)оригинальность(написанное лично и полностью учащимся).




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ:

К1. Соответствие теме. По этому критерию проверяют:

- умение понять тему (суть поставленного вопроса или воспроизведённого в нём афоризма, явления, отражённого в слове-понятии, феномена, о котором предлагается рассуждать, грань, ракурс заявленной в рамках открытого направления проблемы);

- умение раскрыть тему: не только обозначить проблему, но и показать особенность своего понимания, развить и обосновать основную мысль;

- наличие коммуникативного замысла, т.е. осознание собственной задачи, которая заключается в стремлении донести до потенциального читателя важную мысль; коммуникативный замысел проявляется, если для читающего понятно, что хотел сказать автор и как он реализовал свой план.

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Оценке подлежит следующее:

- знание специфики текста-рассуждения и умение его строить: выдвигать тезис, приводить аргументы (доводы) и сопровождать их иллюстрациями (примерами), делать вывод, демонстрировать связь между всеми аргументами;

- умение использовать личный читательский опыт при аргументации и подкреплять свои доводы примерами из художественной и публицистической литературы, фольклора (кроме малых жанров);

- умение уместно ссылаться на литературный источник и при этом соблюдать требования логичности аргументации (пример должен соответствовать анализируемой проблеме и служить средством доказательства справедливости позиции пишущего);

- умение анализировать собственный читательский опыт, не ограничиваясь пересказом или общими высказываниями по поводу привлечённого текста и не допуская фактических ошибок (например, в имени автора, жанре, названии произведения, в именах персонажей произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов).

К3. Композиция. По критерию проверяются умение обеспечивать следующие параметры текста:

- целостность текста, т.е. единство тематическое текстовой информации, отсутствие лишнего, не относящегося к теме материала;

- логичное разделение текста на части (микротемы), наличие и взаимосвязь всех необходимых для текста-рассуждения элементов, к которым относятся тезис, аргументы(доводы), иллюстрации (примеры), вывод;

- последовательность в изложении мыслей, отсутствие пропусков важной информации или повторов мысли.

К4. Качество речи. По данному критерию оценивается следующее:

- точность выражения мысли: точный подбор слов, при котором обеспечивается соответствие использованного автором лексического материала его замыслу;

- богатство словаря, которое определяется разнообразием отобранных автором слов, фразеологизмов, умением пользоваться синонимами, употреблять слова в прямом и переносном, в том числе метафорическом, значениях, умело сочетать их с другими словами с учётом смысла и языковой традиции, отсутствием необоснованных лексических повторов;

- разнообразие грамматических конструкций – это использование предложений разных типов: простых и сложных, распространённых и нераспространённых, осложнённых разными элементами (однородными членами, обособленными второстепенными членами, вводными словами), с прямым порядком слов и инверсией, а также способность применять выразительные возможности синтаксиса;

- уместность употребления терминов.

К5. Грамотность. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Приложение 10. «Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)» ФИПИ

1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова). 69 «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных21. 20 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется. 21 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: