Тема: Технологические основы проектирования образовательных программ




1. Основные требования ФГОС к проектированию образовательных программ.

2. Виды и назначение образовательных программ.

3.П принцип человеческих приоритетов как принципа ориентации на человека.

4. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций.

5. Ступени и этапы процесса проектирования образовательных программ.

6. Индивидуальная траектория развития обучающихся и её реализация в современной школе.

Образовательная программа: основные понятия, виды образовательных программ

Образовательная (учебная) программа - нормативный документ, определяющий круг основных компетенций, знаний и умений, которые должны быть усвоены и сформированы по конкретному учебному предмету, алгоритм изучения тем и время на их изучение.[ ]

Образовательные программы представлены большим разнообразием. В образовательном процессе используются программы двух типов: программы общего образования и программы профессионального образования.

Программы общего образования и программы профессионального образования подразделяются на виды по ступеням обучения.

Программы общего образования представлены следующим перечнем:
-программы дошкольного образования;
-программы начального образования;
-программы основного образования;
-программы полного (среднего) образования;
- программы дополнительного образования.

В перечень программ профессионального образования включены:
- программы начального профессионального образования;

-программы среднего профессионального образования;
-программы высшего профессионального образования;
-программы послевузовского профессионального образования;
- программы дополнительного профессионального образования.

Учебные программы, используемые в средней школе, подразделяются на типовые (примерные) и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. Рабочие учебные программы -это программы, по которым обеспечивается образовательный процесс в конкретной школе. Рабочие программы разрабатываются на основе основных образовательных программ и образовательного стандарта определенного уровня. Рабочие программы различных направлений утверждаются педагогическим советом школы.

Рассмотрим основные понятия образовательной программы, основные подходы и принципы проектирования образовательной деятельности.

Образовательная программа образовательного учреждения — документ, который отражает образовательную политику учреждения, объединяет основные и дополнительные программы, задачи которых направлены на достижение планируемых результатов обучения.

Примерные образовательные программы выступают в качестве рекомендательных. В них не предусмотрена систематизация материала по темам и по отдельным годам обучения. Они являются методическим материалом для разработчиков рабочих и авторских программ.

Основные образовательные программы—документы, регламентирующие весь комплекс образовательной деятельности: условия организации образовательного процесса, содержание учебного плана и календарного учебного графика, программ внеурочной деятельности и рабочих программ учебных дисциплин и курсов. Основныеобразовательные программы являются едиными для обучающихся и обязательно соответствуют стандартам образования.

Дополнительные образовательные программы направлены на осуществление запросов участников образовательного процесса. Дополнительныеобразовательные программы отличаются от остальных программ тем, что выходят за рамки содержания основной образовательной программы.

Дополнительные образовательные программы представлены несколькими типами:

Типовые — документы, разработанные и принятые Министерством просвещения Российской Федерации, которые могут использоваться в каждой школе и являются базовой основой при составлении других образовательных программ.

Модифицированные – основной базой для их проектирования являются типовые образовательные программы. От типовых образовательных программ они отличаются тем, что учителю предоставлено право, с учетом особенностей учреждения и обучающихся, самостоятельно распределять количество учебного материала.

Экспериментальные — это инновационные программы, которые реализуются конкретными авторами в конкретных учреждениях образования. Их целью является разработка и апробация современных образовательных и педагогических технологий, методов и приемов и их творческое применение в работе с обучающимися. Успешное экспериментальное внедрение предоставляет им статус авторских. В перспективе все учреждения образования могут использовать их в своей образовательной деятельности.

Авторские образовательные программы представляют собой программы, разработанные одним или группой педагогов. Они, как правило, отличаются оригинальностью и актуальностью и отражают самые проблемы и вызовы современного общества и предлагают пути их решения.

Дополнительные образовательные программы представлены разнообразным спектром направлений:

-научно-технические программы предполагают ознакомление обучающихся с достижениями технического прогресса в целях продуктивного творчества;

-эколого-биологические программы обеспечивают деятельность различных детских объединений эколого-биологической направленности, задачи которых направлены на формирование экологической культуры обучающихся, дополняют программы естественно-научных курсов школьного образования через практическую, исследовательскую деятельность;

-туристско-краеведческие программы обеспечивают образовательную деятельность объединений, центров, кружков по туризму и краеведению;

-художественно –эстетические программы предназначены для развития общей и эстетической культуры обучающихся, творческую самореализацию их художественных способностей;

-программы музыкального творчества предназначены для образовательного процесса в различных детских музыкальных и творческих коллективах (музыкальные школы, школы искусств, кружки и секции) для формирования музыкальной и исполнительской культуры обучающихся;

-программы театрального творчества предназначены для осуществления образовательного процесса кружках, коллективах и студиях театрального направления. Содержание программ направлено на формирование элементов сценического (актерского) мастерства, навыков эстетического восприятия произведений театрального искусства;

-программы хореографического творчества решают вопросы организации образовательного процесса в хореографических ансамблях, балетных студиях, танцевальных коллективах и способствуют овладению обучающимися основ хореографического творчества;

-программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству ориентированы на изучение истории и теории искусства, овладение прикладными навыками художественной деятельности (вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье);

-естественно-научные программы служат содержательным дополнением программ предметов средней школы (математика, физика, химия, астрономия и другие), на развитие навыков опытно-исследовательской, экспериментальной работы через участие обучающиеся в работе научных кружков, в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.;

-культурологические программы расширяют возможности изучения истории мировой культуры, служат дополнением содержания школьных программ гуманитарного цикла (история, МХК, философия, религиоведение, народоведение, археология);

-социально-педагогические программы формируют социальную компетентность обучающихся, развивают навыки общежития, формируют социальные качества личности;

-военно-патрuотuческие программы направлены на формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, стремления быть готовым к защите интересов Родины, родного края;

-фuзкульmyрно-cnортuвные программы направлены на физическое развитие обучающихся, формирование и соблюдение навыков здорового образа жизни через участие в разнообразных спортивных секциях, в секциях гимнастики, аэробики и других.

Каждая ступень обучения имеет соотношение вариативной и инвариантной частей образовательной программы, которое может меняться.

В начальной школе обязательная часть программы составляет 80 %, а вариативная — 20 %; в среднем звене —соответственно 70 / 30 %; в старшей школе — обязательная часть составляет 60 %, а формируемая -оставшиеся 40 % объема.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: