Принципы социологии Э. Дюркгейма.




Принципы социологии Э. Дюркгейма

Контрольная работа

По социологии и политологии

 

 

Смирнов Артем Германович

ФБФО СЗТГВуст-I, шифр 1510429

 

 

Санкт-Петербург

Содержание

1. Введение (стр.3)

2. Жизненный путь ученого (стр.4-6)

3. Принципы социологии Э. Дюркгейма (стр.7-13)

4. Заключение (стр.14)

5. Список литературы (стр.15)

 

Введение

Конец XIX века во Франции отличался тем, что общественно-экономическая
система не могла обеспечить своего стабильного существования и
находилась под угрозой выступлений трудящихся масс.

 

Идея социологии как самостоятельной науки, которая должна была стать
основой реорганизации общества, находила поддержку буржуазных
республиканцев, выдвинувших программу социально-политических
преобразований. Социологическая мысль во Франции развивалась в
нескольких направлениях. Однако ни одно из них не могло служить
теоретической основой социально-политических устремлений буржуазных
республиканцев. Теоретическим обоснованием политики и идеологии
социального реформаторства, необходимой предпосылкой которого был «классовый мир» и «всеобщее согласие», стала теоретико-методологическая
концепция, получившая название «социологизм». Наиболее полное отражение эта концепция нашла в трудах Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917). Он выделил социологию в самостоятельную науку. Социология, полагал он, должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых – общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

 

 

Жизненный путь ученого.

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку: Торе и Талмуду.

Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его "метафизиком".

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и педагогики" на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру “социальной науки" - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала "Социологический ежегодник" (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название "Французская социологическая школа". Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру "науки о воспитании", впоследствии переименованную в кафедру "науки о воспитании и социологии". Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания.

Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее "сильной власти", против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

Принципы социологии Э. Дюркгейма.

На формирование социологических воззрений Э. Дюркгейма оказали влияние рационалистическая методология Р. Декарта, идеи детерминизма и законосообразности развития социальных явлений Ш. Монтескье, этическое учение И. Канта, экспериментальная психология В. Вундта, позитивизм О. Конта и структурный функционализм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм был знаком с работами К. Маркса"Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство. Социологический этюд" (1897) и др. Э. Дюркгейм, утверждая социологизм как ведущий научный метод, сосредоточил внимание на проблемах анализа взаимодействия личности и общества, на исследовании социальных фактов как коллективных представлений, на рассмотрении значения общественного разделения труда в процессе социальной эволюции. Им была разработана концепция механической и органической солидарности, заложены основы социологии религии, проведено эмпирическое и теоретическое исследование социальных причин самоубийства.

Э. Дюркгейм ставил социологию в один ряд с естественными пауками, считая ее высшей ступенью научного познания. Он утверждал, что социология должна быть автономной наукой, а не составной частью философии. Ей следует изучать то, что есть, а не то, что должно быть. Э. Дюркгейм также выступал за разграничение социологии и психологии. Мышление групп, считал он, иное, нежели отдельных людей, "у него свои собственные законы".

С точки зрения Э. Дюркгейма, социология должна изучать общество как совокупность социальных фактов. Они имеют свое собственное существование и "навязываются индивиду независимо от его желания". Посредством социальных фактов общество оказывает побудительное воздействие на поведение человека. Социальные факты определяют действия человека как представителя определенной социальной общности (супругов, граждан, верующих). По мнению французского социолога, социальным действием следует признать то, субъектом которого выступает группа людей, а не отдельный индивид. Именно социальные факты составляют "собственную область социологии".

Определяя предмет социологии, Э. Дюркгейм расширяет понятие "социальный факт" до понятия "социальный институт", трактуя его как "все верования, все поведения, установленные группой". Поэтому он утверждал, что социологию "можно определить, как науку об институтах, их генезисе и функционировании".

Э. Дюркгейм выделил две разновидности факторов, обусловливающих поведение человека в обществе: морфологические и психологические. К морфологическим факторам он относил те, которые оказывают побудительное воздействие на поведение человека как социально-биологического существа, к психологическим факторам те, которые оказывают побудительное воздействие на поведение человека как социально-психологического существа.

Социолог не отрицал влияния на общественную жизнь "морфологических" факторов, к которым относил плотность населения, частоту контактов между людьми, характер поселений, способы коммуникации, и отмечал зависимость их от географических, демографических и материальных условий жизни людей. Однако, по мнению французского социолога, самое сильное давление на регулирование и изменение процессов общественной жизни оказывают психологические факторы.

В структуре социологии он выделил три раздела. Первый - социальная морфология, которая должна изучать естественные основы жизни разных народов и включать в себя географическую и демографическую социологии. Второй - социальная физиология, которая должна изучать социальные факты и включать в себя социологии морали и религии, юридическую и экономическую, лингвистическую и эстетическую социологии. Таким образом, Э. Дюркгейм первым предложил выделение отраслевых социологий. Третий - общая социология, которая на основании синтеза знаний двух первых разделов должна устанавливать общие социологические законы и правила социологического метода.

Основу социологического метода Э. Дюркгейм видел в том, что "социальные факты нужно рассматривать как вещи", т.е. как независимые от сознания конкретных людей реальности, и изучать эмпирически, как это делают естественные науки. Первопричину всякого социального явления следует искать "в организации внутренней социальной среды".

К основным правилам социологического метода, которые должны использоваться при исследовании любого общественного явления, Э. Дюркгейм относил следующие:

- использование косвенного наблюдения;

- проведение сравнения по аналогии;

- выявление общего, закономерного через изучение единичного;

- обнаружение причинно-следственных связей;

- установление источников исторического развития.

При рассмотрении взаимодействия личности и общества Э. Дюркгейм отмечал, что личность представляет собой двойственную реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят два начала: индивидуальное и социальное. Однако поведение личности в общественной жизни определяется не индивидуальными различиями, а социальной сплоченностью.

Центральной социологической проблемой Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности, под которой понимал сплоченность людей как представителей какой-либо социальной группы. Социальная солидарность, объединяя людей, способствует сохранению целостности общества. Выделяя два этапа социальной эволюции, Э. Дюркгейм специфику этих этапов объяснял различием форм социальной солидарности. Согласно его представлению, на первом архаическом (примитивном) этапе эволюции в обществе преобладает "механическая" солидарность, а на втором индустриальном (цивилизованном) - "органическая".

Механическая солидарность характерна для таких исторически первых социальных объединений, как род, клан, племя, союз племен. Она базируется на том, что большинство членов общества выполняет одинаковые виды деятельности, а их индивидуальное сознание растворено в сознании коллективном. Обществу с механической солидарностью присуще запретительно-репрессивное право, карающее за отклонения от норм коллективного поведения.

Органическая солидарность основана на различии их деятельности. Органическая солидарность возникает в результате установления общественного разделения труда и формирования относительной самостоятельности индивидуального сознания, с появлением городов-государств. Она преобладает в средневековом обществе и доминирует в современном индустриальном обществе, почти вытесняя механическую солидарность. С точки зрения Э. Дюркгейма, органическая солидарность порождает более прочные и устойчивые социальные связи, так как образуется в соответствии с принципом: "я заинтересован в продуктах деятельности другого, он заинтересован в продуктах моей деятельности".

Признавая разделение труда основой органической солидарности современного общества, Э. Дюркгейм в качестве основных причин проявления разделения труда в обществе называл следующие: рост народонаселения, "физическую плотность" (количество людей, проживающих на данной территории) и "моральную плотность" (интенсивность социальных связей между людьми).

Основным стимулом возникновения общественного разделения труда Э. Дюркгейм считал борьбу людей за существование.

Э. Дюркгейм различал два вида форм проявления общественного разделения труда в современном обществе: "нормальные" и "ненормальные". К ненормальным формам проявления разделения общественного труда он относил социальное неравенство, анархию производства, неограниченную конкуренцию, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей. Проявлениенормальных форм разделения труда виделось ему в социальном неравенстве, основанном на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства и распределения, снижении конкуренции, осуществлении равенства социальных возможностей.

Нарушение нормальных форм разделения труда, приводящее к кризису социальной солидарности, Э. Дюркгейм назвал “социальной аномией”

Одно из проявлений социальной аномии - самоубийство Э. Дюркгейм подверг эмпирическому анализу. На основании тщательного изучения западноевропейской статистики самоубийств им было установлено, что ни психическое состояние человека, ни его наследственность, ни климат, ни время года и суток не являются основными факторами роста количества самоубийств. Не отвергая важности воздействия природно-климатических, физиологических и психических факторов на самоубийство, главной причиной увеличения числа самоубийств французский социолог признавал снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях. По мнению Э. Дюркгейма, самоубийство совершает не человек как таковой, а личность как представитель определенной социальной общности. Им были выведены следующие социологические закономерности данного вида социальной аномии:

- число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид;

- чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов.

Исходя из характера нарушения нормальных социальных связей личности с социальной группой, Э. Дюркгейм выделил такие типы самоубийств, как "эгоистическое", "альтруистическое", "аномическое" и "фаталистическое". Эгоистическое самоубийство является следствием разрыва самим индивидом социальных связей со своим социальным окружением. К альтруистскому самоубийству приводит утрата личностью, независимо от ее желания, связи с близкими людьми или нарушение привычно сложившихся связей в социальной группе. Аномическое самоубийство, как правило, обусловлено крупными общественными потрясениями, вызывающими нарушения устоявшихся социальных связей, и невозможностью личности приспособиться к новым социальным связям. Фаталистическое самоубийство происходит из-за страха личности перед потерей признания в той социальной группе, социальные связи с которой у нее были достаточно крепкими.

Э. Дюркгейм приводит данные, согласно которым процент суицида больше среди протестантов, разведенных и вдовствующих, в период экономического кризиса. На основании этого он утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и есть те социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своими общностями и, как следствие, увеличивают возможность самоубийства.

Религию Э. Дюркгейм определял, как солидарную систему верований и практик, относящихся к вещам "священным, обособленным и запретным"; как систему, которая объединяет людей "в одну моральную общность, называемую церковью". Изучая этнографический материал о религиозных верованиях австралийцев, он стремился выяснить социологические закономерности формирования религиозного коллективного сознания. С его точки зрения, религия создается обществом. Каждый тип общества формирует соответствующий ему тип религии. Э. Дюркгейма интересовало, как религия выражает коллективные представления и влияет на поведение людей. Он считал, что истинная функция религии не в том, чтобы заставлять пас думать, обогащать наше познание, а в том, чтобы "побуждать нас к действию, помогать нам жить". Религия поддерживает нужное обществу социально-адекватное поведение людей, освящая социально приемлемые образцы поведения, способствуя сдерживанию индивидуально эгоистических порывов, требуя готовности пожертвовать собственными интересами во имя общих.

Мечтая модернизировать религию современного общества посредством соединения религии и морали, Э. Дюркгейм предложил концепцию религии без Бога. Признание значения религии в деле достижения социальной солидарности не помешало ему как педагогу и общественному деятелю в 1905 г. способствовать принятию во Франции закона об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Заключение

Французский социолог отмечал безграничное влияние религии на повседневную жизнь людей и их культуру, особенно на стадии архаического общества. Он считал, что религия породила мораль, искусство и науку. Э. Дюркгейм также обращал внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.

Э. Дюркгейм ставил социологию выше других общественных наук и признавал за ней право быть образцом методологии научного исследования общественной жизни и интегратором всех социальных знаний.

В понимании Дюркгейма общество - это не простая сумма индивидов, а "система, образованная их ассоциацией". Он признавал, что генетически общество возникло в результате взаимодействия индивидов. Но, возникнув, оно начинает существовать по собственным законам. Доказательством этого, с его точки зрения, является то, что "группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены". Отсюда делается вывод о том, что социальное - первично, а индивидуальное - вторично, что общество существует независимо от личности, вне ее и над ней.

 

Список литературы

1. «История социологии» А.В.Воронцов

2. «Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: