Место и способ знакомства




Западные сценарии сексуального поведения

Анализ интервью показывает, что в условиях западного общества у рес­пондентов возникают проблемы, связанные с адекватным оцениванием куль­туры сексуальных практик своих западных партнеров. Стереотипы тендерных отношений, сформированные у российских подростков во время социализа­ции в России, противоречат тем реальностям, с которыми им приходится сталкиваться в западных школах и колледжах. Рассмотрим основные разли­чия российского и западного сценария сексуального поведения.

Место и способ знакомства

Из интервью можно реконструировать типичный сценарий, по которо­му происходит знакомство юношей и девушек в западной школе. Респонденты отмечают, что отношения между партнерами в западном обществе отличаются от отношений в России главным образом тем, что в них отсутствуют романти­ка и спонтанность. Все продумано, все обоюдно согласовано.

«Познакомиться с девушкой можно очень легко, существует специальная ме­тода, как войти в контакт. Ты сообщаешь своему лучшему другу, кто тебе нра­вится такая-то девушка, друг сообщает это лучшей подруге той девушки. Подруга передает все девушке. После этого девушка соглашается пообщаться с тобой. Ты звонишь ей и начинаешь встретиться».

Еще одно важное отличие состоит в том, что в России инициатива зна­комства и право приглашать на свидания принадлежит, как правило, мужчи­нам. Если отношения инициируются женщиной, то такое поведение воспри­нимается как нарушение правил и часто «читается» как доступность.

«В Англии девушка сама может подойти к тебе и пригласить на party или в кино. При этом это совершенно ничего не значит. Ей просто не с кем туда пой­ти и никого, кроме тебя, рядом не оказалось. Это не значит, что ты ей нра­вишься и что после вечеринки что-то будет. Но если ты согласился пойти с ней, то в этот вечер ты уже должен отвезти ее домой и вообще быть с ней, то есть не приставать к другим».

Мы видим из приведенной цитаты, что в западной молодежной среде жен­щины обладают правом не только инициировать свидания, но и требовать от мужчины определенного внимания. При этом мужчина не воспринимает при­глашение девушки на свидание как желание иметь с ним более серьезные от­ношения. Процесс ухаживания, как показывают результаты исследования, также регламентирован и имеет определенный сценарий. Ухаживание — это очень важный этап в сексуальных отношениях. Рассмотрим его подробнее.

От первого свидания до статуса официальной girlfriend

«Мои отношения с моим американским бойфрендом развивались очень смешно. Он пригласил меня на первое свидание, ну ты можешь себе представить, я два дня думала, что надеть, как быть, долго думала, где все будет проходить.

А оказалось, что мы весь день сидели в парке и обсуждали общих знакомых и учителей. В следующее воскресенье мы ходили по магазинам. Да, я думала, что уже все, что если он всю неделю меня никуда не приглашал, то все. Оказалось, что это в порядке вещей. Надо учиться, а потом уже ходить на свидания. И так мы ходили довольно долго. Я не могла понять, что это все значит, нрав­люсь я ему или нет. В России я бы знала, как себя вести, а тут даже посовето­ваться не с кем. И только, наверное, через месяц он подарил мне какой-то брас­летик, долго смущался и предложил встречаться. Тогда уже пошли свидания с сексом. Я стала его girlfriend*.

Итак, интервью позволяет воссоздать обычный порядок развития отно­шений между партнерами. После знакомства у молодых людей бывает несколько романтических свиданий, которые, как правило, проходят в парках или кафе, потом юноша делает девушке небольшой подарок и предлагает пе­рейти к более серьезным отношениям. Респонденты по-разному описывают свой опыт в период романтических отношений, но все говорят о том, что эта стадия обязательна.

«По сравнению с русскими американки просто недотроги и ханжи. Если в Рос­сии "секс — это не повод для знакомства", то в Америке девушку можно поце­ловать только после того, как несколько раз заплатишь за нее за ужин и сво­дишь в кино».

«На первом свидании принято просто посидеть в кафе, на втором можно схо­дить в кино <...> после третьего свидания можно начинать вести разговор, что давай встречаться, и только после этого можно начинать какие-то отно­шения».

Российскими подростками западные практики ухаживания часто оцени­ваются негативно. Из интервью видно, что, по их представлениям, потрачен­ные во время свидания деньги дают им право ожидать от девушки «чего-то большего».

Многие исследователи российской сексуальной культуры отмечают со­кращение в современной России периода ухаживания, особенно это харак­терно для подростковой среды (Кон, 1997). Среди причин такого поведения можно называть протест против ханжества в сексуальной сфере советского периода и запоздалое влияние сексуальной революции, которую пережива­ли западные страны в 1970-х гг.

В то же время в западном мире после периода сексуальной свободы насту­пил период «консервативной контрреволюции». В структуре сексуальных от­ношений, особенно для среднего класса и его верхушки, доминируют консер­вативные ценности. Консервативные ценности предполагают некоторый про­должительный ритуал ухаживания, снижение числа сексуальных партнеров м увеличение возраста сексуального дебюта.

В настоящее время в средствах массовой информации США и других за­падных стран идет кампания под лозунгом «I am worth waiting for» (я стою, чтобы меня подождали). В России самооценка женщин, особенно в молодом возрасте, во многом зависит от успеха у мужчин и количества сексуальных партнеров. Самореализация женщин в публичной и профессиональной сфере ценится в российском обществе гораздо ниже, чем успех в приватной жизни. В этом смысле большого разрыва между поколением современных российских подростков и поколением их родителей не существует. Но со­временная либерализация сексуальности в России делает сексуальное пове­дение российских подростков отличным от сексуального поведения их ро­дителей. Поэтому сексуальная социализация подростков строится на проти­воречии с нормами предыдущего поколения, в то время как западное обще­ство воспринимается ими как некий «идеал сексуальной свободы». В результате культурный шок от столкновения с консервативными правилами и стандартными сценариями сексуального поведения в западных школах и коллед­жах часто вынуждает российских подростков искать партнеров в своей среде. Отношения русских с русскими сексуальными партнерами, как показывает исследование, развиваются так же, как и в России.

Параллельные отношения

Из интервью можно реконструировать еще одну проблему, возникаю­щую у российских подростков в отношениях с западными партнерами из-за культурных различий. Эта проблема в разном понимании добровольности сексуальных отношений, ответственности за сексуальные отношения и по­стоянства этих отношений. Рассмотрим отрывок из интервью.

«Хочешь, я укажу главное отличие русских мужиков от английских? <...> В России я все время говорю, что подожди, подожди, не надо ничего расстегивать, я еще не знаю, как тебя зовут. А там я говорю, что да, можно снять рубашку, да, можно снять носки, можно уже и это сделать, можно. <...> Им на все надо твое разрешение».

Данный пример интересен тем, что позволяет увидеть, как в западной куль­туре конструируется взаимная ответственность между сексуальными партнерами. Основой сексуальных отношений являются два фактора: доброволь­ность отношений и активность обоих партнеров. Никто не должен исполнять роль «жертвы» и никто не должен доминировать в отношениях. Оба партнера играют активную роль, и у обоих партнеров не должно быть сомнений в добровольности со стороны партнера.

В России общество позволяет инициировать сексуальные отношения только мужчине. Это один из способов, с помощью которых мужчины могут осуществлять доминирующую функцию в обществе. Доминирующее положение дает мужчине возможность определять характер отношений, иметь параллельные связи и возлагать ответственность за последствия сексуальных отношений на женщину.

Женщине же общество предписывает пассивную роль в сексуальных от­ношениях. Она не может инициировать отношения, поэтому ее желание не всегда интересует партнера. Более того, если женщина говорит: «Нет», мужчина может позволить себе не обращать на это внимание. Женщина не долж­на иметь параллельные связи, поэтому именно она несет ответственность за адюльтер. Женщина должна сама заботиться о контрацепции, поэтому ответ­ственность за нежелательную беременность лежит именно на ней.

Такое положение, с одной стороны, делает женщину зависимой, а с дру­гой — дает ей возможность для манипуляции. Женщина всегда может представить себя жертвой и получить определенный символический капитал. Она всегда может снять с себя ответственность за сексуальные отношения, ссылаясь на их недобровольность с ее стороны. Эта же причина позволяет женщине строить и оправдывать свои параллельные отношения.

Таким образом, в России параллельные отношения не только возможны, но и оправданны, несмотря на то что официальная мораль общества их запрещает. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в западном обществе отношение к параллельным сексуальным связям куда менее терпи­мое, чем в России. Приведем пример:

«Сначала мне казалось, что здесь такие свободные нравы. В колледже везде ав­томаты для продажи презервативов и разных мазей. Рядом с библиотекой кабинки для интимного общения. Я был в шоке! А потом они оказались такими занудами. Все эти разговоры "любишь — не любишь", "как ты мог со мной так поступить". Одна девица сама все время ко мне приставала, куда-то приглашала...ну, я с ней пару раз переспал, а потом она увидела у меня письмо от моей подруги из России и такой скандал устроила, вроде бы как я должен был ее предупредить и т. д.».

Из данной цитаты хорошо видны все культурные противоречия сексуальных отношений между западными и российскими подростками. Инициирование девушкой свиданий российский юноша воспринял как желание всту­пить с ним в сексуальные отношения, которые его ни к чему не обязывают, ведь она «сама пристает». Однако девушка была уверена, что они оба несут ответственность за сексуальные отношения, так как они основаны на добро­вольности, а поэтому уверена и в том, что других «официальных девушек» у него нет, ни в Англии, ни в России. В свою очередь, юноша, с одной стороны, считал, что он ничем не обязан девушке, а с другой — не понимал, как связаны его сексуальные отношения в Англии с его отношениями в России. И был ис­кренне удивлен обвинениям со стороны девушки.

Прекращение отношений

Разрыв, как и все остальные стадии отношений, имеет определенные правила.

«Для того чтобы порвать с парнем, тоже используется проверенная годами схема. Обычно парочки расстаются, когда у кого-то появляется новый инте­рес. Для этого имеется масса уважительных предлогов: мы совершенно разные люди, или: ты ущемляешь меня как личность, или: ты слишком многого от меня требуешь, и т. д. Надо произнести эту фразу, и все, можно идти и встречаться с другими. Можно, конечно, сказать что-нибудь попроще, что у меня элемен­тарно нет времени на серьезные отношения».

Анализ типичных причин, по которым девушка считает необходимым пре­кратить отношения со своим молодым человеком, наглядно показывает и раз­личия в положении женщин в обществе, и различия в способе формирования самооценки, и различия в системе жизненных приоритетов.

Трудно себе представить, чтобы в России «ущемление личности» стало причиной для прекращения отношений, особенно со стороны женщины. Ведь, по российским представлениям, личность женщины формируется именно в процессе отношений с мужчиной. Отсутствие постоянного партнера вызывает фрустрацию и потерю идентичности. В России женщина должна быть «чьей-то». Фраза «ты слишком много от меня требуешь» также лишена смысла в рос­сийском контексте, так как все требования мужчины законны и оправданы обществом. А уж апелляция к отсутствию времени на серьезные отношения в России не может вызвать ничего, кроме сарказма, так как у девушки скорее не будет времени на все остальное, чем на отношения с мужчинами. В России де­вушек воспитывают в уверенности в том, что самое главное в жизни — это удач­ная семейная жизнь. Отсутствие семейной жизни не могут компенсировать в глазах общества никакие профессиональные или социальные успехи.

Заключение

Российский сценарий сексуальных отношений отличается от западного тем, что в нем больше места для чувств, спонтанности и импровизации. Это оценивается российскими подростками как очевидное преимущество российской культуры.

Результаты исследования показывают, что все стадии сексуальных отно­шений имеют определенные правила и развиваются по проверенным сцена­риям. Эти правила не описаны и не вербализованы. Они усваиваются на ин­дивидуальном уровне во время социализации и специально не рефлексируются людьми, воспитанными в западной культуре. Российские подростки, попадая в чужую для них культурную среду, постоянно сталкиваются с тем, что они не знают правил, предписанных данным обществом, и поэтому часто являются несостоятельными как потенциальные партнеры. Это вынуждает их к изоляции и стремлению формировать отношения в своей среде. Однако изоляция не позволяет усвоить культурные нормы, необходимые для успеш­ной жизни и самореализации в западном обществе. Возникает замкнутый круг. Именно поэтому от респондентов можно было услышать следующее утверж­дение:

«...американцы думают, что русские не очень умные, одеваются по-совковому и, сколько бы ни жили в стране, по-английски говорят плохо. Как ни печально, но в большинстве случаев это действительно так, особенно для провинциалов».

Л ИТЕРАТУРЛ

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. Кон И.С. Сексуальная культура в России. М.: ОГИ, 1997.

Culture Shock. A reader in modern cultural anthropology / Ed. by Ph. Bock. New York, 1970.

 

 

Вопросы к тексту:

  1. Какие основные культурные различия в сексуальных практиках российских и американских подростков отмечаются в этой статье?
  2. Как эти отличия связаны с представлением о статусе мужчины и женщины в культуре?
  3. Что Вы можете сказать об исторической и культурной обусловленности гендерных характеристик человека?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: