Хронология исследования профессионально-технической подготовки.




Хронология исследования. В связи с необходимостью проследить генезис профессионально-технической подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта, выявить основные тенденции развития изучаемого явления, преемственность дореволюционной и советской систем обучения кадров транспорта хронологические рамки исследования охватывают длительный период времени-начало ХIХ-конец XX века.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1995 год) — на основе анализа литературы и практической деятельности учебных заведений МПС уточнялась актуальность темы, формулировалась проблема, определялись задачи и программа исследования, формировалась его общая концепция.

Второй этап (1996-1997 годы) включал разработку проблемы через изучение литературных источников, сбор архивных документов, накопление и систематизацию исследовательских материалов.

Третий этап (1998 год) - заключительно - обобщающий: в этот период были завершены анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе исследования; сформулированы основные выводы и обобщения; литературно оформлен текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В России была создана хорошо организованная, разветвленная, мощная по охвату учащихся система подготовки кадров среднего звена и квалифицированных рабочих, которая в целом обеспечивала высокое качество обучения и воспитания и удовлетворяла основные потребности.железнодорожного транспорта. Она сыграла большую роль в формировании кадров железнодорожников, явилась основным каналом пополнения отрасли квалифицированными специалистами с учетом перспектив и тенденций развития стальных магистралей. Унаследовав многое из дореволюционной системы обучения, советская система подготовки кадров превосходила предшествующую как в количественном, так и в качественном отношениях, став мощным фактором повышения не только технического уровня рабочих и техников железнодорожного транспорта, но их и общеобразовательного, культурного уровня.

2. Развитие учебных заведений различного типа зависело от изменений характера труда и потребностей в высококвалифицированной рабочей силе, вызванных внедрением на транспорте достижений научно-технического прогресса. В связи с этим возрастало значение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, качества и эффективности системы образования. Под влиянием научно-технического прогресса изменялась структура подготовки кадров, выделялись новые профили и специальности, создавались новые типы учебных заведений, росло их количество.

3. Не только научно-технический прогресс на транспорте влиял на изменение профессиональной культуры работников, на содержание и формы подготовки квалифицированных специалистов, но и сама система профессиональной подготовки кадров превращалась в важный фактор научно-технического прогресса, так как наличие специалистов, овладевших сложной современной техникой, давало возможность развивать производство на базе передовых технологий. Таким образом, значительно повышалась социально-экономическая и воспитательная роль всей системы профтехобразования на железнодорожном транспорте.

4. Как дореволюционная, так и советская транспортная школа накопили богатый опыт, сформировали хорошие традиции в организации подготовки кадров, в разработке учебно-методической и программной документации, в постановке теоретического и практического обучения, в проведении воспитательной работы с учащимися, в подборе, расстановке и переподготовке инженерно-педагогических кадров.

5. Совершенствование современной системы подготовки кадров для железнодорожного транспорта возможно с учетом следующих выявленных в историческом опыте условий: постоянное и динамичное изменение системы подготовки специалистов сообразно основным направлениям научно-технического и социального прогресса; сохранение и совершенствование каждого компонента подготовки (общего, общетехнического, специального образования, производственного обучения и воспитания) в их рациональном соотношении; поиск оптимальных образовательно-воспитательных технологий; целенаправленный подбор и постоянное повышение квалификации инженерно-педагогических кадров учебных заведений железнодорожного транспорта.


 

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

• раскрыта сущность становления и развития системы подготовки кадров среднего звена и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта России;

• впервые проведен анализ организации и содержания учебно-воспитательной работы в железнодорожных профессиональных учебных заведениях в историко-педагогическом аспекте, что дает возможность создать более полную картину истории отечественной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих;

• выявлена специфика соотношения содержания и технологий общего, общетехнического и специального образования в учебно-воспитательном процессе подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта; • результаты работы могут послужить основой проведения подобных исследований подготовки кадров для различных отраслей экономики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что настоящее исследование может быть использовано как исходная база для осмысления проблем подготовки специалистов железнодорожного транспорта в современных условиях, а также окажет помощь в решении ряда практических задач профессионального образования на транспорте. Материалы диссертации могут использоваться в лекционных курсах по истории педагогики, истории. железнодорожного транспорта, в спецкурсах на индустриально-педагогических факультетах, а также на курсах повышения квалификации преподавателей транспортных профессиональных учебных заведений. Материалы и выводы диссертации могут быть включены в практику воспитательной работы с учащимися и студентами, в оформление экспозиций музеев истории образовательных учреждений железнодорожного транспорта.

 

Все вышеперечисленное говорит о создании кластерной модели подготовки специалистов железнодорожного транспорта, особенностью которой является многоступенчатая система образования и взаимодействие с реальным сектором экономики, рынком труда региона. Ее цель не только сохранить качество образования, но и значительно повысить кадровый потенциал транспортной отрасли. Это подтверждает, принятая в мае 2008 г

ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", в которой четко отмечены 5 целей:

повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте;

комплексное развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.

Все эти цели связаны с увеличением количества транспортных артерий страны. Развитие транспортной инфраструктуры не обошло и северный регион. Предстоит электрификация участок Идель - Свирь протяженностью 435 км; является составной частью Северного хода, обеспечивающей связи промышленных центров Северо-Западного региона - Мурманска, Карелии, Архангельска и Республики Коми - с центром России и другими регионами. образование.

Происходящие изменения в народно-хозяйственном комплексе страны, связанные с проведением социально-экономических реформ, требуют преобразований и в деятельности железнодорожного транспорта России. На первое место выходит задача улучшения сервиса грузовых и пассажирских перевозок в условиях развития конкуренции со стороны других видов транспорта. Надежная работа федерального железнодорожного транспорта во многом определяется наличием высококвалифицированных кадров, способных обеспечить его эффективную деятельность в современных условиях. Поэтому перед отраслью поставлена задача профессиональной подготовки компетентных Строительство электрификации на участке Идель-Свирь началось в 2000 году с производства работ по отсыпке земляного полотна.
постановки новых задач перед транспортным комплексом. Исключительно важным вопросом которого станет транспортное руководителей и специалистов.


 

Заключение.

Высокая профессионально-техническая подготовка и всестороннее развитие железнодорожников оказывают огромное влияние на эффективность работы транспорта и экономики в целом, на формирование личности специалиста и потому приобретают важное экономическое и социальное значение не только в масштабе отрасли, но и всего государства.

Система подготовки кадров среднего звена и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта России прошла большой, сложный и интересный путь. История ее возникновения, становления и развития, имея много общего с историей профессиональной школы других ведомств, отличается своеобразием и спецификой. Поэтому давно назрела необходимость ее научного изучения, что представляет не только историко-познавательную, теоретическую, но и практическую ценность. Результаты исследования становятся незаменимым источником знаний об огромном опыте обучения и воспитания, накопленном ею за многие годы, позволяют более успешно решать задачи профессионального образования на транспорте в настоящее время.

Актуальной научной проблемой, составившей предмет настоящего диссертационного исследования, явилось несоответствие между уровнем развития железнодорожного транспорта и устоявшимися подходами в вопросах подготовки кадров. Основной целью исследования, как отмечалось выше, являлась попытка методологического обоснования и разработки методических основ организации подготовки современных руководителей и специалистов железнодорожного транспорта.

 

Список используемой литературы:

1. Российская педагогическая энциклопедия: Давыдов В.В

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации: Батышев С.Я.

4. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова
5. Профессиональное образование в России. Ларин, В.К.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: