Обмен опытом по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Тема моего выступления «Обмен опытом по подготовке учащихся к ЕГЭ. Разбор сложных задач». Я остановлюсь только первой части темы. Что касается второй части то можно найти решение сложных задач в различных пособиях и роликах в интернете.
· Как учить физику
Понимать, а не запоминать
К сожалению, в некоторых школах на уроках физики сразу натаскивают на результат: показывают формулы, а через некоторое время дают по ним контрольную работу. Когда ученик не понимает, откуда взялась формула и по какому принципу она работает, то быстро забывает зазубренный материал.
Чтобы понимать физику, ученики должны научиться выводить формулы самостоятельно. Так они отложатся в голове, и при решении задачи им не понадобится отдельный листок с заготовками. Для того чтобы формула отложилась в голове на уровне подсознания, необходимо решать большое количество задач. Тогда не нужно будет готовиться к контрольным и экзаменам, потому что решение задач — это и есть подготовка.
· Какой теме стоит уделить особое внимание
Механика. Может показаться, что наиболее сложные темы на ЕГЭ — квантовая физика, физика атома и атомного ядра. Но составители ЕГЭ дают по ним простые задачи, потому что школьники сталкиваются с этими темами только в 11-м классе. Самые сложные задания обычно бывают по механике, которую преподают с самого начала курса физики.
· Материалы
Кроме школьных учебников по физике можно изучать образовательные ролики в интернете. Однако среди разных источников могут встретиться и некачественные. Лучше нужно посоветоваться с учителем или продвинутыми в физике товарищами, стоит ли доверять данному материалу. Обязательно нужно про решать задания из книги с тренировочными вариантами Демидовой М. Ю. — одной из главных составителей ЕГЭ по физике.
|
· Математика в физике
Для сдачи ЕГЭ по физике достаточно базовых знаний по математике, потому что большинство задач решается простыми методами. Как правило, здесь не нужны такие вещи, как производная и первообразная. Самое главное, что нужно освоить, — перенос величины из одной части в другую с противоположным знаком и работу с дробями. Очень важно также уметь решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными и квадратные уравнения.
На ЕГЭ сложно получить высокий балл, достаточный для поступления в технические вузы, если не разбираешься в тригонометрии. Ученики должны отличать синус от косинуса или тангенса и уметь ими пользоваться. Например, при поиске катета в прямоугольном треугольнике вы должны понимать, что если угол прилежащий, то катет находится домножением гипотенузы на косинус, если противолежащий — на синус. В задачах по геометрической оптике нужно, конечно, знать геометрию. Но в большинстве случаев хватает навыка работы с подобными треугольниками.
· Переводить условия задач
Разработчики заданий всегда чётко формулируют условия задач, чтобы не возникало вариативности в решении и конечном ответе. Главная сложность — часть информации спрятана за очевидными или, на первый взгляд, неуместными словами. Нужно уметь видеть и мгновенно расшифровывать такие фразы при чтении.
Шероховатая поверхность — в задаче присутствует сила трения, её обязательно нужно учесть.
|
Гладкая поверхность — в задаче можно пренебречь силой трения.
Небольшое (маленькое) тело — тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь.
Лёгкая пружина, нить — массой указанного тела можно пренебречь.
Пластилиновый шар, двигаясь по гладкой горизонтальной плоскости, столкнулся с покоящимся металлическим шаром и прилип к нему — абсолютно неупругий удар, импульс сохранился, но механическая энергия — нет, часть энергии ушла в тепло или другие типы энергии.
Тело равномерно перемещают по горизонтальной поверхности, прикладывая к нему постоянную силу — ключевое слово здесь «равномерно». Это означает, что, по второму закону Ньютона, сумма всех сил равна нулю.
Теплопроводящий сосуд — при медленном перемещении поршня процесс можно считать изотермическим, так как температура содержимого успевает сравняться с температурой окружающей среды.
В калориметре… — теплообменом с окружающей средой можно пренебречь.
Однородный стержень — сделан из одного материала, масса равномерно распределена по его объёму.
Малые колебания — амплитуда колебаний некоторой величины достаточно мала, чтобы колебания происходили по закону синуса или косинуса. При больших амплитудах колебаний эти закономерности нарушаются и колебания перестают быть гармоническими. В частности, для математического маятника колебания можно считать малыми только в случае отклонения на небольшой угол α, такой, что sin α ≈ α.
Шёлковая нить — не проводит электрический ток, потому что шёлк — диэлектрик.
|
Точечный источник света — источник, размерами которого можно пренебречь. Все предметы от него дают тень с чёткими границами.
Протяжённый источник света — источник, размерами которого нельзя пренебрегать ни в коем случае. Предметы отбрасывают тень с нечёткими границами. Её можно разделить на тень и полутень.
· Делать рисунки
Если это задача на динамику (там, где действуют различные силы), то всегда нужно делать рисунок. План простой: делаем рисунок → отмечаем векторы всех сил → подписываем векторы.
Как правило, ошибки возникают из-за того, что какая-то сила не была учтена или были неправильно определены направления сил. Всему виной — отсутствие рисунка: сложно понять, как подступиться к решению. Но будьте внимательны, если в задаче прямо не требовался рисунок, то за его отсутствие баллы не снимут, а вот за рисунок с ошибкой могут снять.
· Использовать справочные материалы к заданиям
Справочные материалы содержат намного больше информации, чем может показаться на первый взгляд. Константы и табличные данные всегда имеют название и размерность. Немного логики, и все полностью или частично забытые формулы восстанавливаются в памяти.
Например: коэффициент пропорциональности в законе Кулона имеет размерность Н⋅м²/Кл². Отсюда можно получить закон Кулона.
Н — ньютон, это размерность силы F.
м — метры, это расстояние x (или r).
Кл — кулоны, это заряд q.
Подставляем вместо размерностей физические величины:
Выражаем F:
Что уже поможет вспомнить закон Кулона в общем виде:
Всё остальное можно сделать так же. Например, размерность плотности кг/м³, значит, плотность равна массе, делённой на объём.
· Распределять силы на экзамене
Задания лучше всего решать в том порядке, в котором они даны в контрольно-измерительных материалах (КИМ). Однако если та или иная задача не получается, смело её пропускайте — вернётесь к ней потом после решения всех остальных. Чтобы не потерять кучи драгоценного времени на экзамене из-за того, что вы долго засиделись на одной задаче, нужно придерживаться следующего правила:
Если вы сидите более пяти минут над одной из первых 23 задач и понимаете, что в ближайшие пару минут не придёте к верному ответу, лучше оставьте задачу и переходите к следующей. Исключение — задачи на сопоставление и поиск двух-трёх верных ответов из пяти. На них можно потратить до 10 минут. На задачи с развёрнутым ответом стоит тратить не более 15 минут, не считая обоснования использования законов и формул в задаче. Если вы понимаете, что в ближайшие 10 минут не доведёте задачу до конца, лучше переходите к следующей.
При решении первой части ЕГЭ будьте очень внимательны и осторожны. Вы можете хорошо решить задачи с развёрнутым ответом, но при этом сделать обидную ошибку в задачах с кратким ответом. Очень часто ошибки возникают из-за того, что дети невнимательно читают условие или подставляют ответ в метрах в той задаче, где авторы просят указать его в сантиметрах.
Самое главное при решении тестовой части — не торопиться и очень внимательно и вдумчиво читать тексты условий. Девиз к решению первых 23 задач: «Поспешай не торопясь!» Ведь если вы долго будете сидеть над тестом, у вас останется мало времени на последние семь задач. С другой стороны, если вы будете слишком торопиться, вы можете наделать кучу глупых ошибок и потерять массу баллов на простых задачах.