Развиваем слуховое восприятие




Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия, предполагающее формирование представлений о внешних свойствах предметов и моторной сферы. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Все, что происходит в непосредственном окружении ребенка, преобразуется в его душе. Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику – все это позволит легче учиться. Чтобы взять одной рукой предмет, ребенок должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, научив руки ребенка быть ловкими и умелыми, мы открываем перед ним возможность познавать многое и разное.

Сенсо – чувство, моторика – движение. Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Поэтому важно, чтобы ребенок, знакомясь с окружающим миром, щупал, смотрел, нюхал, кувыркался.

Дошкольный возраст – сенситивный период для развития способностей. Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Каждый родитель хочет, чтобы собственный ребенок был лучше него – красивее, талантливее, умнее, успешнее. Природа подарила эту возможность, которую только нужно раскрыть. До самореализации – долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.

Развиваем слуховое восприятие

Развитие слухового восприятия у ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. Какие упражнения можно использовать для развития слуховых ощущений?

1. Создай звук. Объясняя ребенку, что звук извлекается разными способами, можно предложить ему поцокать языком, похлопать руками, потопать ногами. Подобные упражнения позволяют сравнивать звуки, развивать творческие способности.

2. Звукоподражание. Загляни в домик с закрытыми ставнями, в окнах которого нарисованы звери или птицы. Как могут поздороваться эти животные?

К нам залетели две птички. (Педагог стучит молоточком по металлофону.) Угадай, какая птичка поет – большая или маленькая.

3. Угадай звук. Назови звуки, которые ты слышишь в окружающем мире. Кто их издает? Прислушайся, что звучит на улице, в соседней комнате, этажом выше, справа… и т. д.

4. Сравни звуки по длительности и громкости. Детям раздаются дорожки разной длины. Взрослый с помощью дудочки издает звуки разной длины. Задача детей – найти дорожку, соответствующую продолжительности звука.

Детям предлагается прослушать звуки, разные по громкости. Задача –прыгать, бегать, если звук громкий; ходить на носочках – если тихий.

5. «Оркестр». Детям предлагается выбрать музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, бубны, треугольники. Часть детей – оркестр, остальные – слушатели. Задача слушателей – определить по звуку, какие инструменты звучали.

Можно использовать самодельные музыкальные инструменты из подручного материала, например из стаканчиков, металлических крышек, связки пуговиц, ключей и т. п.

6. «Свистульки и колокольчики». Придумать сказку, в которой герои спасаются при помощи звучания инструментов. Приведем пример. Игрушки* шли по лесу и неожиданно упали в глубокую яму, из которой было трудно выбраться. Их спасло то, что у них были с собой свистульки и колокольчики. На звук колокольчиков прибежали пастухи, которые подумали, что это заблудились их овцы, и игрушки были спасены.

Или…

Колдунья заколдовала детей, и они оказались в башне. К счастью, звук свирели, которая оказалась у мальчика, помог им: эта мелодия понравилась принцессе, и она приказала узнать, откуда доносятся эти звуки. Так дети спаслись.

7. «Создаем шумовую игрушку». Детям предлагается из баночек, бутылок создать игрушки, заполнив их разными наполнителями – фасолью, бобами, косточками, бусинками, камешками, ракушками и проч.

«Уложи игрушку спать» – конкурс колыбельных песен.

Озвучивание сказки. Во время чтения подражать звукам: лаять, кукарекать, изображать стук копыт и рычание дракона.

8. «Определи звуки речи». Детям предлагается послушать аудиозапись с разными звуками. Задача – хлопать в ладоши, когда среди звуков появятся звуки речи.

9. «Пропой свое имя». Задача – одновременно играть колокольчиком и пропевать свое имя.

10. «Угадай, кто позвал». Один из детей встает спиной к остальным участникам. Дети, на которых укажет ведущий, называют водящего по имени. Можно изменять голос.

11. «Послушаем тишину». Инструкция: «Представьте, что вы оказались в осеннем лесу, деревья стоят без листьев, с голыми ветками, тишина. Опишите то, что вы представили...»

12. «Что это такое?». Водящий закрывает глаза. Остальные дети по очереди издают разные звуки (хлопают в ладоши, топают ногами, шуршат бумагой, щелкают пальцами и т. п.). Задача водящего – определить звук.

13. «Загадочные звуки». Детям предлагается придумать и произнесите необычные звуки.

Развиваем моторику

Игры и упражнения для развития моторики способствуют обогащению тактильной чувствительности, готовят руку дошкольника к письму, развивают речь. Кроме того, их использование способствует знакомству ребенка с качествами и свойствами предметов, формированию навыка анализа, умению группировать предметы.

1. Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок. Шнуровка. Нанизывание бусинок на нитку.

2. Игры с пуговицами. Задания:

  • найди одинаковые пуговицы;
  • найди самую большую и самую маленькую пуговицу;
  • положи отдельно пуговицы с ножками и пуговицы с дырочками (как вариант – отдельно с двумя и четырьмя дырочками);
  • выложи из пуговиц по контуру геометрические фигуры и узоры;
  • разложи пуговицы на группы по цвету и размеру.

3. Игры с крупой. Задания:

  • отыщи мелкие предметы в крупе (например, в пшенной отыскать фасоль или мелкие игрушки);
  • переложи крупу ложкой из одной миски в другую;
  • нарисуй крупой (например, рисование манкой на ярком подносе заданного образа).

4. Игры с пластилином. Виды:

  • катание колбасок и разрезание ножницами;
  • выкладывание рисунков из пластилина (например, железной дороги);
  • создание оттисков разными предметами (ключами, крышками разной формы и проч.);
  • вставка в размазанный пластилин различных предметов (бусинок, палочек, пуговиц), составление картин различной тематики.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: