Лабораторная работа № 4
Определение ускорения свободного падения с помощью
математического маятника
Цель: определить ускорение свободного падения с помощью математического маятника.
Оборудование, средства измерения: 1) штатив с держателем; 2) шарик с нитью; 3) пробка
с прорезью в боковой поверхности; 4) секундомер; 5) измерительная линейка;
6) штангенциркуль.
Теоретическое обоснование:
Для измерения ускорения свободного падения применяются маятниковые приборы. С их помощью удается измерить ускорение свободного падения с абсолютной погрешностью порядка 10-5м/с2.
В работе используется простейший маятник – шарик на нити. Если отклонить маятник от точки О в точку А, т.е. от положения равновесия, на угол a и отпустить, то он будет колебаться (рис.1). Маятник совершит полное колебание, если он из точки А перейдёт в точку В и вернётся обратно. Время полного колебания называют периодом.
Рис. 1
При малых размерах шарика по сравнению с длиной нити и небольших отклонениях (50-100) от положения равновесия период колебаний равен периоду колебаний математического маятника:
Из формулы видно, что период колебаний математического маятника не зависит от массы подвешенного груза и амплитуды колебаний.
Для увеличения точности измерения периода нужно измерить время t достаточно большого числа n полных колебаний маятника. Тогда период:
и ускорение свободного падения может быть вычислено по формуле:
Порядок выполнения работы:
1. Поместите штатив с держателем на край стола.
2. Укрепите свободный конец шарика в прорези и зажать в держателе.
3. Измерьте диаметр шарика штангенциркулем: dш =
|
длину нити линейкой: 1 =
4. Отклоните шарик на небольшой угол (5-100) (примерно на 5 см) и отпустить. По секундомеру определить время, t1= с, за которое маятник совершит n полных колебаний, например, 50.
5. Вычислите период колебаний математического маятника:
6. Используя формулу периода колебаний математического маятника
, вычислите ускорение свободного падения:
, где l= lн + dш/ 2.
7. Опыт повторите 2 раза, меняя длину маятника (протягивая нить через пробку) и число полных колебаний его.
t2=
n2=
T2=
lн2=
l2=
g2=
8. Определите среднее значение:
9. Сравните результаты опыта с табличным значением ускорения свободного падения для данной географической широты gт= 9,816 м/с2.
10. Найдите относительную погрешность:
11. Результаты всех измерений и вычислений занесите в таблицу.
№ | Длина нити | Диаметр шарика | Длина маятника | Число полных колебаний | Время полных колебаний | Период полного колебания | Ускорение свободного падения | Среднее значение ускорения свободного падения | Относительная погрешность |
lн | dш | l | n | t | T | g | gср | d | |
м | м | м | с | с | м/с2 | м/с2 | % | ||
1. | |||||||||
2. |
Вывод:
Контрольные вопросы:
1. Подтвердил ваш эксперимент теоретически предсказанную зависимость частоты колебаний математического маятника от его длины?
2. Будет ли верным выражение: для определения частоты колебаний маятника при больших углах отклонения от положения равновесия?
3. Чему равно ускорение свободного падения?
4. Где находят применение маятники?
|