Операции в Турбо Паскаль




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЫPASCAL

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Познакомиться с интегрированной средой Паскаль, получить практические навыки работы с ней, закрепить сведения лекционного материала.

Порядок выполнения

1. Внимательно прочитать и уяснить условие задачи, которую предстоит решить.

2. Ознакомиться с необходимым теоретическим материалом.

3. Выполнить предложенные задания

4. Сделать отчет.

Содержание отчета

1. Краткие теоретические сведения об особенностях применяемых операторов и методов (теоретическое введение).

2. Описание структуры среды Pascal

3. Описание функциональных клавиш в среде Pascal

4. Описание структуры программ на языке Pascal

5. Блок-схема программы вычисления суммы согласно ГОСТу

6. Ответы на заданные вопросы

4. Ответы на контрольные вопросы

5. Выводы по работе

 

Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

· Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

· Прост для обучения.

· Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

· Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

· Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

· Надежность разрабатываемых программ.

 

Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

 

Основные файлы Турбо Паскаля:

Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования;

 

Turbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;

Turbo.tp - файл конфигурации системы;

Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Запуск интегрированной среды программирования.

Для запуска интегрированной среды программирования нужно запустить файл из пункта меню; ПускПрограммыSchool PakTurbo Pascal или кликнуть на ярлык программы на Рабочем столе.

Структура среды Pascal

Всё, что мы называем языком программирования Turbo Pascal 7.0 объединено в так называемой интегрированной инструментальной оболочке. Она включает в себя:

- многооконный текстовый редактор, для обработки текстов программ на языке Turbo Pascal;

- компоновщик программ;

- отладчик программ;

- система контекстной информационной помощи (на русском языке для версии 7.1);

- компилятор (переводчик) текста программ на языке Turbo Pascal в программу на машинных кодах.

Существует два «вида» переводчиков языков программирования, основная задача которых, перевести программу с языка программирования в машинные коды, понятные компьютеру:

- «Компилятор» переводчик текста программ. Он переводит всю программу сразу и только после этого, если в ней нет ошибок, запускает её на выполнение.

- «Интерпретатор», который переводит текст программы построчно и сразу построчно её выполняет.

 

Задание.

Запустите среду программирования и рассмотрите экран.

То что вы видите сейчас на экране и есть интегрированная инструментальная оболочка языка программирования Turbo Pascal 7.0. По внешним признакам её можно разделить на три области.

Первая, средняя часть экрана. Это область многооконного текстового редактора. Именно в этой области размещаются и редактируются тексты программ, или любой другой текст.

Вторая, верхняя часть экрана. «Mеню» управления всеми ресурсами ИИО (Интегрированной инструментальной оболочки). С его помощью можно очень быстро освоить ИИО ТР, так как это меню управляет всеми функциональными возможностями данной системы.

Третья, нижняя часть экрана. Это строка подсказок. В этой строке постоянно содержится подсказка, или несколько подсказок пользователю, (программисту), о состоянии системы и действиях доступных в данный момент.

Вы можете работать либо в Меню, либо в экранном текстовом редакторе. В данный момент Вы работаете в экранном редакторе. Это можно определить по мигающему курсору в активном окне. Курсор, как Вы уже заметили, можно передвигать в активном окне с помощью клавиш перемещения курсора.

Активным называется окно редактора, ограниченное двойной, белой рамкой. На этой рамке размещаются специальные символы для управления этим окном. В середине верхней части рамки размешается имя файла, помещённого в окне для редактирования.

Справа и снизу окна расположены так называемые полосы прокрутки (скроллинга). В каждой полосе расположен свой курсор, который указывает на текущее положение курсора окна относительно текста. Таким образом, взглянув на полосу скроллинга, Вы сразу можете определить, в каком месте текста находитесь.

В правом верхнем углу размешается номер окна. Окна нумеруются, начиная с единицы. Для работы в редакторе можно использовать любое количество окон. Но для использования окна, его необходимо сначала «открыть». Любое окно можно 1) открыть, 2) закрыть, 3) сделать активным окном, 4) изменить его размеры и положение на экране. Сколько бы окон Вы не использовали, активным может быть только одно из всех окон.

Все вышеперечисленные операции можно выполнить с помощью Меню ИИО. Для этого необходимо в него перейти, нажав клавишу (F10). Чтобы вернуться из любого места Меню в редактор достаточно нажать клавишу (Esc).

Когда Вы перейдёте из редактора в Меню, курсор в активном окне редактора исчезнет. А в меню ИИО появится курсор, который представляет собой подсветку одной из опций Меню. Этот курсор тоже можно передвигать по Меню с помощью клавиш управления движения курсором.

Перед вами полоса меню, область окна и строка статуса. Нажмите клавишу F10 - теперь вам доступны все опции меню. С помощью клавиш перемещения курсора рассмотрите меню. С командами меню мы будем знакомиться постепенно. Нажмите клавишу Esc (вы вышли из меню). Перемещая курсор в окне следите за строкой статуса.

Структура программы

PROGRAM <ИМЯ_ПРОГРАММЫ>; {ЗАГОЛОВОК ПРОГРАММЫ}

USES <ИМЯ_МОДУЛЯ>;

LABEL

CONST

TYPE РАЗДЕЛ ОПИСАНИЙ: констант, типов данных, переменных

VAR функций и процедур

PROCEDURE, FUNCTION

BEGIN

ОПЕРАТОР1;

ОПЕРАТОР2; РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ

END.

 

Раздел описания служит для объявления новых меток (раздел label), типов (раздел type), переменных (раздел var), констант (раздел const), подпрограмм (раздел procedure, function). Например, описать переменную означает указать компьютеру, по какому адресу она будет храниться, и указать какой объём памяти для неё требуется.

Раздел операторов заключается в операторные скобки begin (начало) end (конец). В нём указывается последовательность действий, которые должны выполняться ЭВМ, необходимых для решения поставленной задачи. Каждое действие в Паскале называется оператором. Все остальные разделы носят описательный характер.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделителем между разделами и операторами служит точка с запятой. В конце программы ставится точка. В любое место программы могут быть включены комментарии, которые не влияют на ход выполнения программы. Комментарии заключаются в фигурные скобки.

Программа в Паскале содержит следующие объекты:

1. Зарезервированные слова, они являются неотъемлемой частью языка. Например, program, uses, var, begin, end;

2. Идентификаторы – это последовательность символов, используемая для описания переменных, констант и подпрограмм.

Правила формирования имён идентификаторов:

1. должен содержать только латинские буквы, цифры и знак подчёркивания;

2. идентификатор должен начинаться только с буквы;

3. нельзя использовать зарезервированные слова;

4. длина идентификатора (имени переменной) произвольная, но значимыми являются первые 63 символа.

Типы данных

В Турбо Паскале введены следующие типы:

· неструктурированный (простой) тип данных;

· структурированный тип;

· указатель;

· процедурный тип;

· объект.

Неструктурированный (простой, базовый) тип данных:

· целый тип;

· логический тип;

· символьный тип;

· перечисляемый тип;

· тип-диапазон;

· вещественный тип.

Целый тип данных

В Турбо Паскаль 7.0 введены 5 стандартных целых типов, отличающихся форматами и диапазоном допустимых значений (табл. 1).

 

Таблица 1

Тип Значение Формат Размер памяти, байт
BYTE 0..255 Беззнаковый  
SHORTINT -128..127 Знаковый  
INTEGER -32768..32767 Знаковый  
WORD 0..65535 беззнаковый  
LONGINT -2147483648..2147483647 Знаковый  

С остальными типами мы познакомимся в следующих лекциях.

Операции в Турбо Паскаль

Конкретный тип значений всегда связан со специальными, характерными для данного типа операциями, которыми и обрабатываются эти значения.

В Паскале выделяют следующие группы операций:

· арифметические операции;

· логические операции;

· операции отношения;

Числовые значения (целые и вещественные) обрабатываются с помощью следующих арифметических операторов:

Обозначение оператора Содержание действий оператора
+ Сложение
- Вычитание
* Умножение
/ Деление
Div Деление на цело (дробная часть отбрасывается)
Mod Остаток от целочисленного деления

Задание

Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран.

Произведите

1. Запись текста программы на диск в уже существующий файл

F10 - File - Save или

F2 - в режиме редактирования

2. Компиляция программы

F10 - Compile - Compile или Alt - F9 в режиме редактирования

3. Если компиляция программы прошла без ошибок, то выполняется запуск программы на выполнение

F10 - Run - Run или Ctrl - F9 в режиме редактирования

4. Просмотр результатов выполнения программы в окне вывода

F10 - Debug - User Screen или Alt - F5 в режиме редактирования

5. Вывод текста программы на принтер

F10- File -Print

6. Выход из системы

F10 - File - Exit или Alt - X в режиме редактирования

 

Задание.

Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. Перепишите вопросы и дайте к ним ответы

1. Что обозначает строчка:

number1, number2, rezult: integer;

2. Как вы понимаете запись:

number1:= 3;

3. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора:

rezult:= number1 + number2;

4. Переведите с английского языка слово Write. Как вы думаете, что должен делать оператор с таким названием?

 

5. Поменяем местами второй и третий операторы. Будет ли программа работать? Почему?

 

6. Какой недостаток Вы видите у этой программы? Как нужно изменить условие задачи, чтобы решать подобные задачи с любыми числами. Подумайте, что должно измениться в теле нашей программы, чтобы выполнить эту задачу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: