Цели, задачи и основные принципы организации внеурочной деятельности




Тема: Технология проектирования программы внеурочной деятельности обучающихся

1. Характеристика основных подходов в проектировании образовательных программ внеурочной деятельности.

2. Цели и задачи образовательной программы внеурочной деятельности.

3. Основные принципы внеурочной деятельности.

4. Классификация и анализ результатов внеурочной деятельности.

 

Проектирование программы внеурочной деятельности обучающихся имеет свои особенности и отличия от проектирования рабочих учебных программ.

Основные требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности обучающихся:

1.Нормативно-правовая и документальная основа:

2.Пояснительная записка.

3.Цель внеурочной деятельности

4.Организация внеурочной деятельности

5.Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

6.Условия реализации программы

7.Материально-техническое обеспечение

8.Планируемые результаты внеурочной деятельности

1.Нормативно-правовая и документальная основа:

-Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;

-Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;

-Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

-САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;

-Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах образовательного учреждения.

2.Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельностьв образовательном учреждении интегрирует все виды деятельности школьников, в которых решаются задачи воспитания и социализации детей.

В реализации программы внеурочной деятельности принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь) с привлечением различных ресурсов школы.

Координирует работу по реализации программы классный руководитель. Классный руководитель взаимодействует с педагогами, учебно-вспомогательным персоналом школы в организации образовательного процесса, для развития личности обучающихся. В систему внеурочной работы классный руководитель включает разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, организацию социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Внеурочная деятельность реализуется через организацию внеурочной деятельности по направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Содержание и формы работы во внеурочной деятельности проектируются и реализуются с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Основные факторы, определяющие продуктивную модельорганизации внеурочной деятельности:

-расположение школы;
-уровень развития дополнительного образования в школе;

-методическое и программное обеспечение воспитательной деятельности;

-кадровое и ресурсное обеспечением (наличие психолога, социального педагога, педагога -организатора, педагогов, привлекаемых к воспитательной внеурочной деятельности).

Цели, задачи и основные принципы организации внеурочной деятельности

Цель внеурочной деятельности заключается всоздании условий для развития интересов, духовно-нравственных качеств ребенка, приобщение к культурным традициям.

Основные задачи:

-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-формирование системы компетенций и создание условий для реализации в избранном направлении деятельности;

-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей обучающихся;

-развитие коммуникативной компетентности, опыта сотрудничества.

Принципы организации внеурочной деятельности:

-учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы, на ценности воспитательной системы школы;

- личный свободный выбор на основе интересов и склонностей ребенка.

Направления и формы работы во внеурочной деятельности

Направления работы во внеурочной деятельности могут быть следующие:

- духовно-нравственное;

-обще-интеллектуальное;

-социальное;

-спортивно-оздоровительное и общекультурное.

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное: предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области; участие в олимпиадах; разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках игровых моментов, физкультминуток; участие в районных и областных спортивных соревнованиях.

3. Социальное: беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты; практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевые игры, игры- путешествия; участие в творческих конкурсах, в акциях.

4. Общекультурное: беседы, экскурсии, посещение театров, концертов, выставок; подготовка и участие в конкурсах; сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия.

5. Духовно-нравственное: организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Во внеурочной деятельности школа взаимодействует с дополнительными учреждениями, принимающими участие в реализации программы внеурочной деятельности.

Для реализации программы внеурочной деятельности могут быть привлечены учителя, родители, администрация школы, медицинские работники, участковый инспектор и другие спецслужбы, центры дополнительного образования детей, библиотеки, музеи и т.д.).

Совместная деятельность по реализации воспитательного процесса может осуществляться по следующим направлениям:

- привлечение родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

- совместная деятельность детей и педагогов дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.

Условия реализациии планируемые результаты программы

Основными условиями реализации программы внеурочной деятельности являются:

- конкретное планирование деятельности;

- кадровое обеспечение программы;

- методическое обеспечение программы;

- материально- техническое обеспечение.

Успешность реализация программы во многом зависит от кадрового и материально-технического обеспечения.

Кадровое обеспечение: педагоги школы, реализующие программу; библиотекарь; педагог-психолог; социальный педагог; педагоги дополнительного образования.

Материально-техническое обеспечение школы, предусмотренное ФГОС: оборудованный спортивный зал, библиотека, спортивные площадки, компьютерная техника, кабинеты по предметам, лаборатории для проведения опытно-исследовательской деятельности и т. д.

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы соответствующего уровня.

Классификация результатов внеурочной деятельности определяется тремя уровнями.

Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о народных играх; о правилах групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования).

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающегося к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия): опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации программы внеурочной деятельности обучающихся.

Результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

Разнообразие внеурочной деятельности обучающихся может быть представленоэлективные курсами, курсами по выбору, кружками и секциями, различными видами внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Занятость обучающихся во внеурочное время фиксируется классным руководителем по предложенной таблице.

Таблица. Занятость обучающихся во внеурочное время

 

Название курса Класс Руководитель Количество часов Количество детей
         
    .    

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику основным подходам в проектировании образовательных программ внеурочной деятельности.

2. Какие цели и задачи решают образовательные программы внеурочной деятельности?

3. Дайте характеристику классификации и основных принципов внеурочной деятельности.

4. Обоснуйте целесообразность внеурочной деятельности обучающихся.

Литература

1. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 12 - С. 19-21.

2. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013 - № 4 -С. 10-16.

3. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013 - № 1 - С. 227-233.

4. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014 - № 3 - С. 222-229.

5. Евладова Е.Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическок пособие ФГОС 15г.. - М.:2015. - 482 c.

6. Калмыкова И. Модель спортивной досуговой деятельности школьников // Народное образование. - 2009 - N 9 - С. 173-176.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

8. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

9. Степанов, П. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2011. - 832 c.

10.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитател ьной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: