Критерии разграничения и виды кредитования.




 

Способы и правовые формы привлечения предпринимателями денежных средств на условиях кредита могут быть самыми разнообразными. Выделение видов кредитования необходимо прежде всего для того, чтобы сконструировать адекватное экономическим потребностям и соответствующим формам правовое регулирование кредита.

При рассмотрении кредитования, как одного из возможных путей финансирования предпринимательства, принято выделять такие его виды, как коммерческое и банковское кредитование. Источники и экономическое значение коммерческого кредитования принципиально разные, что предопределяет разные правовые подходы к их правовому регулированию*.

 

 

Коммерческое кредитованиепредоставление одним, предпринимателем (кредитором) свободных собственных денежных средств или иных вещей, определяемых родовыми признаками, на срок другому предпринимателю (должнику).

Важно, что коммерческий кредит предоставляется только за счет средств кредитора. Использование в таком качестве средств других участников хозяйственного оборота или граждан –- прерогатива банков. При коммерческом кредите долг может быть погашен путем возврата вещей того же рода и качества (заем, товарный кредит) или исполнением иной обязанности, например передачей товара в счет полученных денежных средств (коммерческий кредит).

Коммерческое кредитование может осуществляться в прямой или косвенной форме. При прямом кредитовании кредитор передает вещи, определяемые родовыми признаками, а должник обязуется вернуть их по истечении определенного срока. Косвенное коммерческое кредитование имеет место в ситуации, когда само кредитование носит сопутствующий характер относительно передачи в собственность имущества, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, понятие коммерческого кредита охватывает не только способы кредитования, предусмотренные ст. 823 ГК РФ, но и иные случаи предоставления в процессе предпринимательства на срок имущества, определяемого родовыми признаками*. Коммерческое кредитование позволяет удовлетворить текущие, краткосрочные потребности предпринимателей в денежных средствах, сырье, материалах и т.п.

Банковское кредитованиепредоставление привлеченных и собственных денежных средств кредитной организации заемщику на условиях возвратности, срочности и платности с соблюдением экономических нормативов.

Банковское кредитование осуществляется специальными субъектами – кредитными организациями, имеющими соответствующую лицензию Банка России. Производится оно, как и коммерческое кредитование, либо путем прямого кредитования, т.е. предоставлением денежных средств заемщику (клиенту) на основе кредитного договора, договора банковского счета (овердрафт) либо путем кредитования дебиторской задолженности (косвенное кредитование).

Существует также такой способ финансирования предпринимательства, как гарантийное кредитование, которое наиболее близко прямому кредитованию, но в отличие от него денежные средства передаются гарантом* не заемщику (клиенту), а его кредитору на основании гарантийного обязательства самого гаранта. В отличие же от косвенного кредитования обязанность по возврату суммы денежных средств, на которую было осуществлено финансирование по гарантийному кредиту, лежит непосредственно на кредитуемом лице, а не на его контрагенте.

 

Банковское кредитование всегда осуществляется в денежной форме. Его значение заключается в том, что кредитная организация первоначально аккумулирует временно свободные денежные средства физических и юридических лиц (например, во вклады и на счета), а затем удовлетворяет спрос на деньги у лиц, испытывающих в них потребность.

Таким образом, экономическая сущность банковского кредитования предполагает финансирование за счет привлеченных кредитором средств третьих лиц, тогда как при коммерческом кредитовании предполагается, что финансирование осуществляется за счет средств кредитора.

По субъектному составу и принадлежности денежных средств кроме указанного банковского и коммерческого кредита принято выделять также: государственный кредит, при котором кредитором выступает государство, а денежные средства предоставляются из бюджета или иных внебюджетных источников; международный кредит, который предоставляется иностранными или международными, частными или государственными организациями*

 

ВОПРОС

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Для обеспечения возможности контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета "Целевые финансирование и поступления". Бухгалтерский учет предоставленных бюджетных средств осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000". Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

• предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

• предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

• предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств.

Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены Федеральными законами от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 02.12.1994 № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и другими актами.

В целях организации работы по выполнению целевых программ и удовлетворению иных государственных нужд определяются государственные заказчики, которые и становятся главными распорядителями бюджетных средств. Целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством РФ. Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение Федеральному Собранию в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Финансирование закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Минфином России путем перечисления Главным управлением федерального казначейства денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений. Платежные документы принимаются к исполнению только при наличии письменного подтверждения факта поставки товаров для государственных нужд государственному заказчику или факта выполнения работ и услуг.

Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином России в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Минфином России.

Помимо непосредственного финансирования государственных нужд, в целях экономического стимулирования поставщиков, изготовителей, подрядчиков в соответствии с законодательством РФ им могут предоставляться:

• льготы по налогу на прибыль;

• текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях;

• валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт.

Виды, размеры и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются соответствующими органами власти при утверждении конкретной целевой программы или перечня других государственных нужд.

Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенции.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу па условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Порядок финансирования расходов на государственную финансовую поддержку закупки и доставки продукции (товаров) в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов был утвержден приказом Минфина России от 15.05.2000 № 49н "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации расходов на государственную финансовую поддержку закупки и доставки продукции (товаров) в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов".

Правовые основы финансирования казенных предприятий закреплены в постановлении Правительства РФ от 15.12.2007 № 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий". В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности такому предприятию из федерального бюджета выделяются средства на реализацию плана его развития (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Указанные средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Минэкономразвития России и Минфина России. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений о расходовании бюджетных средств и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.

 

4. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть:

• банковские гарантии;

• поручительства;

• залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере нс менее 100% предоставляемого кредита.

Предоставленное обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку деятельности получателя бюджетного кредита, а также на проверку целевого использования последнего в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Организациям, осуществляющим определенные виды деятельности, государственные средства предоставляются на льготных условиях:

• организациям агропромышленного комплекса, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на приобретение семян, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, кормов и других материальных ресурсов сезонного спроса, горюче-смазочных материалов и т.п.;

• звероводческим предприятиям на приобретение кормов;

• рыбоводческим предприятиям на приобретение кормов и посадочного материала.

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт. Его особенности заключаются в следующем:

• отбор претендентов для получения государственных средств в данном случае происходит на конкурсной основе;

• предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта РФ.

Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются:

• возвратность;

• платность;

• срочность;

• целевое предоставление средств;

• обеспеченность.

Срок возврата средств определяется в соответствующем соглашении. Плата устанавливается в размере 1/3 действующей на день вступления в силу федерального закона о бюджете на соответствующий год ставки рефинансирования ЦБ РФ. Средства могут расходоваться заемщиком только па цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).

За несвоевременный возврат государственных средств предусмотрена финансовая санкция – Минфин России имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин России имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

Поручитель отвечает перед Минфином России в том же объеме, что и заемщик, включая:

• сумму основного долга;

• уплату процентов за пользование средствами;

• пени на просрочку уплаты основной суммы долга и процентов;

• штрафные санкции за нецелевое использование средств;

• возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков.

Обязательства должны быть исполнены поручителем в течение 10 дней с момента получения письменного извещения Минфина России или соответствующего Управления федерального казначейства о нарушении заемщиком взятых на себя обязательств по соглашению. Поручитель исполняет обязательство путем перечисления указанной в извещении суммы в доход федерального бюджета. К поручителю, исполнившему обязательства за заемщика, переходят все права Минфина России по этим обязательствам.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется налоговым законодательством.

Нормами БК предусмотрена ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств. Ответственность наступает, в частности, при:

• нецелевом использовании бюджетных средств;

• непредставлении или несвоевременном представлении отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

• иных нарушениях, предусмотренных гл. 28 БК.

Мерами ответственности являются:

1) предупреждение;

2) наложение штрафов;

3) взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами;

4) изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

Нормы об ответственности, предусмотренные БК, конкретизируются законами о бюджете на соответствующий год.

Административная ответственность за правонарушения в рассматриваемой сфере предусмотрена КоАП:

1) за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП);

2) за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП);

3) за нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП).

 

5. Основным законодательным актом, регулирующим банковское кредитование, является ГК, его нормы о кредитном договоре (ст. 819–821 ГК). Вопросам банковского кредитования посвящены также положения Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Подзаконное регулирование банковского кредитования осуществляется актами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, Минфина России и ФНС России. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 23.05.1994 № 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве".

Среди подзаконных источников особая роль отводится актам Банка России, определяющим порядок предоставления кредитов, порядок начисления процентов по операциям, их отражения на счетах бухгалтерского учета и др. Банковское кредитование регулируется также актами Госбанка СССР, если они не отменены Банком России. Большое значение имеют локальные нормативные акты, разрабатываемые и утверждаемые конкретным банком и определяющие его политику по размещению средств, учетную политику; определяющие процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, распределение функций и полномочий между должностными лицами и др.

В соответствии со ст. 819 ГК по кредитному договору банк обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Нормативно-правовыми актами предписано осуществлять банковское кредитование на принципах возмездности, возвратности, срочности и резервности. Кроме того, договор может быть заключен на принципах целевого предоставления кредита и при наличии обеспечения.

Возмездность означает взимание платы в виде процентов за пользование кредитом. Размер процентной ставки определяется сторонами кредитного договора самостоятельно. При предоставлении коммерческим банком заемщику кредита за счет централизованных кредитных ресурсов процент не должен превышать ставку рефинансирования, устанавливаемую Банком России, увеличенную на 3% маржи.

Принцип возвратности означает, что полученные денежные средства должны быть возвращены кредитору. Возврат может быть разовым или по частям. Он осуществляется перечислением денег со счета заемщика на корреспондентский счет банка.

Из принципа возвратности вытекает принцип срочности, суть которого заключается в том, что денежные средства предоставляются на определенный срок, по истечении которого они должны быть возвращены банку. В случае несвоевременного возврата кредита с заемщика взимаются штрафные проценты.

В зависимости от срока, на который предоставляются денежные средства, выделяют краткосрочный кредит, выдаваемый на срок менее года, и долгосрочный кредит, который выдается на один год и более.

В соответствии с принципом резервности банки-кредиторы обязаны создавать резервы на возможные потери по предоставленным (размещенным) денежным средствам в порядке, установленном Банком России, в целях покрытия возможных потерь, связанных с невозвратом заемщиками полученных денежных средств.

Принцип обеспечения означает предоставление ссуды под обеспечение ее залогом имущества, банковскими гарантиями и иными предусмотренными законодательством способами.

В зависимости от наличия реального обеспечения и числа дней просрочки все кредиты классифицируются по группам риска. Классификация кредитов и приравненной к ним задолженности по группам риска, создание резервов на возможные потери по ссудам производятся в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности".

Принцип целевого предоставления кредита означает, что кредит выдается на определенные в договоре цели. В договоре предусматриваются меры контроля за целевым использованием кредита и санкции за нарушение данного условия. При осуществлении льготного кредитования цели выделения денежных средств определяются соответствующим нормативно-правовым актом,

Порядок предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) определен Положением Банка России от 31.08.1998 № 54-П "Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)".

Предоставление денежных средств осуществляется:

1) юридическим лицам – только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет;

2) физическим лицам – в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на счет физического лица в банке либо наличными денежными средствами через кассу банка;

3) юридическим и физическим лицам средств в иностранной валюте – уполномоченными банками в безналичном порядке.

Размещение банком кредитов клиентам банка осуществляется следующими способами:

1) разовым зачислением денежных средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику – физическому лицу;

2) открытием кредитной линии, то есть заключением договора о максимальной сумме кредита, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий соглашения;

3) кредитованием банком расчетного (текущего, корреспондентского) счета клиента банка при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств и неоплате расчетных документов со счета клиента банка, если условиями договора банковского счета предусмотрено проведение указанной операции. Кредитование банком счета осуществляется при установленном лимите (максимальной сумме, на которую может быть проведена указанная операция) и сроке, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента;

4) участием банка в предоставлении денежных средств клиенту на синдицированной (консорциальной) основе;

5) другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Предоставление средств клиенту производится на основании распоряжения, составленного специалистами уполномоченного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка. В распоряжении указывается номер и дата договора, сумма предоставленных средств, срок уплаты процентов и размер процентной ставки, срок возврата средств (общей суммы или каждой суммы, если погашение будет осуществляться по частям), цифровое обозначение группы кредитного риска, стоимость залога, сумма, на которую получена банковская гарантия или поручительство, другая необходимая информация.

Возврат денежных средств и уплата процентов по ним производится путем:

1) списания денежных средств с расчетного (текущего, корреспондентского) счета клиента-заемщика по его платежному поручению;

2) списания денежных средств в порядке очередности, установленной законодательством, со счета заемщика, обслуживающегося в другом банке на основании платежного требования банка-кредитора. Такой вариант возможен, если договором предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения клиента – владельца счета. При этом клиент-заемщик обязан письменно уведомить банк, в котором открыт его счет, о своем согласии на безакцептное списание средств в соответствии с заключенным договором в порядке, установленном ст. 847 ГК;

3) списания денежных средств со счета заемщика, обслуживающегося в банке-кредиторе, на основании платежного требования банка-кредитора, если условиями договора предусмотрено проведение указанной операции;

4) перечисления средств со счетов клиентов – физических лиц на основании их письменных распоряжений;

5) иными способами, предусмотренными законодательством.

 

6. Действующее законодательством, помимо банковского, предусматривает также товарный и коммерческий кредит. Договор товарного кредита представляет собой обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ст. 822 ГК РФ). К такому договору применяются правила о кредитном договоре, если иное не предусмотрено сторонами и не вытекает из существа обязательств. Условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и упаковке предоставляемых вещей исполняются в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором. На практике договор товарного кредита заключается субъектами предпринимательской деятельности при необходимости временного заимствования сырья, материалов, иных неденежных средств при условии их возврата в установленные сроки.

1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

2. К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.

Статья 820. Форма кредитного договора

ГАРАНТ

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.

Статья 821. Отказ от предоставления или получения кредита

1. Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

2. Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.

3. В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (статья 814) кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.

Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров (статьи 465 - 485), если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

1. Количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.

2. Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

Статья 466. Последствия нарушения условия о количестве товара

1. Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

2. Если продавец передал покупателю товар в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи, покупатель обязан известить об этом продавца в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 483 настоящего Кодекса. В случае, когда в разумный срок после получения сообщения покупателя продавец не распорядится соответствующей частью товара, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, принять весь товар.

3. В случае принятия покупателем товара в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи (пункт 2 настоящей статьи), дополнительно принятый товар оплачивается по цене, определенной для товара, принятого в соответствии с договором, если иная цена не определена соглашением сторон.

Статья 467. Ассортимент товаров

1. Если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

2. Если ассортимент в договоре купли-продажи не определен и в договоре не установлен порядок его определения, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы покупателю в ассортименте, продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте исходя из потребностей покупателя, которые были известны продавцу на момент заключения договора, или отказаться от исполнения договора.

Статья 468. Последствия нарушения условия об ассортименте товаров

1. При передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

2. Если продавец передал покупателю наряду с товарами, ассортимент которых соответствует договору купли-продажи, товары с нарушением условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору:

принять товары, соответствующие условию об ассортименте, и отказаться от остальных товаров;

отказаться от всех переданных товаров;

потребовать заменить товары, не соответствующие условию об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором;

принять все переданные товары.

3. При отказе от товаров, ассортимент которых не соответствует условию договора купли-продажи, или предъявлении требования о замене товаров, не соответствующих условию об ассортименте, покупатель вправе также отказаться от оплаты этих товаров, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

4. Товары, не соответствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров.

5. Если покупатель не отказался от товаров, ассортимент которых не соответствует договору купли-продажи, он обязан их оплатить по цене, согласованной с продавцом. В случае, когда продавцом не приняты необходимые меры по согласованию цены в разумный срок, покупатель оплачивает товары по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельствах обычно взималась за аналогичные товары.

6. Правила настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Статья 469. Качество товара

1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

2. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

3. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

4. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.

Статья 470. Гарантия качества товара

1. Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

2. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: