Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветный мир»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» разработана на основании следующих нормативных документов:

- Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

- «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

 

Согласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности.

Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Одним из инструментов успешного решения данной задачи является использование в образовательной практике УДО деятельности, связанной с изобразительным творчеством, которая должна содействовать развитию творческой индивидуальности обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» разработана в соответствии с современными образовательными технологиями при условии личностно—ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении детей, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности.

Программа имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.

Программой предусмотрен начальный ознакомительный уровень овладения навыками работы с различными материалами и инструментами для художественного творчества:

· гуашевыми и акварельными красками;

· цветными мелками;

· различными видами бумаги, картона;

· материалами для нетрадиционных техник рисования.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Актуальность дополнительной образовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:

• общих способностей (способность к обучению и труду);

• творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).

Развивающий характер обучения ориентирован на:

• развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;

• развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разноцветный мир»

Цель программы —выявление и развитие творческих способностей, обучающихся посредством вовлечения их в занятия художественным творчеством.

Образовательные задачи:

• научить обучающихся отдельным приемам, технике и технологии выполнения художественных работ с использованием различных материалов;

• способствовать формированию знаний и умений в области изобразительного искусства.

Развивающие задачи:

• развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);

• развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.

Воспитательные задачи:

• формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) посредством участия в занятиях художественным творчеством;

• формировать у обучающихся культуру труда.

Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:

• комплексность —сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);

• преемственность —взаимодополняемость используемых техник и технологий, применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;

• не подражание, а творчество —овладение приемами и техниками изобразительной деятельности не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.

Педагогическая обоснованность любой творческой деятельности, в том числе и художественного творчества, направлена на использование творческого потенциала не только педагога и обучающихся, но и их родителей.

Принципы организации образовательного процесса

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:

• самостоятельность обучающихся;

• развивающий характер обучения;

• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.

Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов программы;

• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.

Занятия по программе проводятся в группе обучающихся по 12-30 человек. В детское творческое объединение принимаются все желающие дети школьного возраста (6-12 лет), без какого-либо отбора и конкурса.

Календарный график.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» рассчитана на 12 часов обучения.

Занятия с обучающимися проводятся 2 часа в неделю.

Обучение может быть организовано в дистанционном формате.

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации краткосрочной дополнительной образовательной программы:

предметные результаты

ü — знание терминологии;

ü — формирование практических навыков в области изобразительного творчества;

ü - овладение различными техниками и технологиями создания творческих работ

метапредметные результаты

ü — развитие фантазии, образного мышления, воображения;

ü — выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;

• личностные результаты

ü — формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);

Вариантом оценки индивидуальных результатов, обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

• выставка работ детского творческого объединения «Разноцветный мир» в образовательном учреждении (в условиях дистанционного обучения фото -выставка работ);

• «летопись» детского творческого объединения (видео- и фотоматериалы);

• копилка детских работ в различных техниках исполнения (в условиях дистанционного обучения – в электронном варианте);

• портфолио творческих достижений объединения «Разноцветный мир» (грамоты, дипломы, сертификаты и др. в условиях дистанционного обучения – в электронном варианте);

• отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в которых они принимали участие или посетили (в условиях дистанционного обучения – на странице ВК).

ФОРМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ усвоения программы предполагает:

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися (в условиях дистанционного обучения – анализ работ, размещенных в группе);

• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала (в условиях дистанционного обучения – в электронном варианте).

Формой подведения итогов становятся выставки работ (в условиях дистанционного обучения фото - выставка работ). Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название раздела (тематического блока) Количество часов Всего
теоре-тических прак-тических
     
1. Презентация объединения «Разноцветный мир» Фото –репортаж: «Давайте познакомимся». 15 мин 45мин
2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами. Рисунок, или аппликация на тему «Мой летний букет». 15 мин 45мин
  Изображение цветов. Рисование красками «Цветок»   15 мин 45мин
4. Изображение цветов разными способами. 15 мин 45мин
  Использование нетрадиционных техник рисования: Этюд (ватными палочками) 15 мин 45мин
6. Создание творческой работы на тему «Подари лето» (открытка) 15 мин 45мин
7. Создание объемных изображений цветов. 15 мин 45мин
  «Флора и фауна Вологодской области» Виртуальное путешествие. Способы изображения птиц. 15 мин 45мин
  «Флора и фауна Вологодской области» Викторина. Варианты и способы изображения животных. 15 мин 45мин
  Объемные изображения животных 15 мин 45мин
11. Эти удивительные насекомые. 15 мин 45мин
  Итоговое занятие: фото – выставка работ воспитанников 15 мин 45мин
Итого 3 ч 12ч

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п Название раздела (тематического блока) Содержание темы Форма организации
1. Презентация объединения «Разноцветный мир» Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами. Фото –репортаж: «Давайте познакомимся». Информационный блок, презентация на странице ВК
2. Рисунок, или аппликация на тему «Мой летний букет». Выполнение работы по замыслу Информационный блок, презентация на странице ВК
  Изображение цветов. Рисование красками «Цветок»   Видео-ролик с показом способа рисования, выполнение работы Информационный блок, презентация на странице ВК
4. Изображение цветов разными способами. Фото-мастер класс, выполнение аппликации с элементами рисования Информационный блок, презентация на странице ВК
5. Использование нетрадиционных техник рисования: Этюд (ватными палочками) Видео-презентация способа рисования, рисование с использованием ватных палочек Информационный блок, презентация на странице ВК
6. Создание творческой работы на тему «Подари лето» (открытка) Фото-презентация вариантов открыток, выбор и выполнение одного из вариантов Информационный блок, презентация на странице ВК
7. Создание объемных изображений цветов. Видео-ролик с показом способа рисования, выполнение работы Информационный блок, презентация на странице ВК
  «Флора и фауна Вологодской области» Способы изображения птиц. Виртуальное путешествие.   Информационный блок, презентация на странице ВК
  «Флора и фауна Вологодской области» Варианты и способы изображения животных. Викторина. Фото-презентация вариантов изображения, выбор и выполнение одного из вариантов   Информационный блок, презентация на странице ВК
10. Объемные изображения животных Видео-ролик с показом способа рисования, выполнение работы Информационный блок, презентация на странице ВК
11. Эти удивительные насекомые. Фото-презентация вариантов изображения, выбор и выполнение одного из вариантов   Информационный блок, презентация на странице ВК
12. Итоговое занятие: мой творческий проект «Разноцветный мир»   фото – выставка работ воспитанников Информационный блок, презентация на странице ВК

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий:

• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);

• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).

Возможна организация занятий по программе «Разноцветный мир» в ДИСТАНЦИОННОМ режиме.

 

Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие ФОРМЫЗАНЯТИЙ:

• традиционное занятие по алгоритму:

— вступление,

— объяснение темы,

— практическая часть,

— подведение итогов;

• занятие-экскурсия:

— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников) (в дистанционном формате –виртуальная экскурсия),

— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);

• беседа-презентация по алгоритму:

— вступление,

— объяснение темы,

— наглядная демонстрация,

— обсуждение,

— подведение итогов;

• итоговое занятие

— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга образовательных результатов обучающихся (промежуточная аттестация);

— мастер-класс — проведение открытого занятия для родителей в формате практической деятельности обучающихся (либо в дистанционном формате).

В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:

• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;

• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;

• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;

• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки;

• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения работы.

Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:

• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;

• литературу для обучающихся по изобразительному искусству (журналы, учебные пособия, книги и др.);

• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;

• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).

Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:

• кабинет со столами, стульями и школьной (маркерно-магнитной) доской;

• компьютер, проектор.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.

2. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова [Текст]. — М.: ООО «Издательство АТС»; Минск: Харвест, 2002. — 224с.

3. Книга для девочек [Текст]. — М.: Колос, 1995. — 287 с.

4. Конышева, Н.М. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятий с детьми 6 — 9 лет дома и в школе [Текст]. — М: Пресс, 1995. — 32с.

5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).

6. Мастерица / Сост. Сокол, И.А. [Текст] — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. — 431с. — (Женский клуб).

7. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя начальных классов по внешкольной работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1985. — 112с.

8. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внешкольной работе / А.М. Гукасова, Е.И.Мишарева, И.С.Могилевская и др. [Текст]. — М.: Просвещение, 1984. — 192с.

9. Сувениры — самоделки / Авт.—сост. Л.Н.Лосич [Текст]— Мн.: «Элайда», 1998. — 224с.

10. Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст]. — М. Просвещение: Владос, 1994. —216с.

11. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.

12. Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые руки»)

13. Ресурсы сети Интернет

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 208с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»)

2. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн. для учителя по внеклас. работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1990. — 1160с.

3. Рукоделие для детей / Калинич М., Павловская Л., Савиных В. [Текст] — Мн.: Полымя, 1998. — 201с.

4. Шалда, В.В. Цветы из ткани для любимой мамы [Текст]. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. — 31 с. — (Подарок своими руками)

5. Ресурсы сети Интернет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: