X. Невербальные средства общения




1. Жесты. Их разновидности и характеристика.

2. Типичные модели поведения человека с использованием невербальных средств общения.

3. Национальные особенности невербального общения.

 

6.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках в списке рекомендованной (основной и дополнительной литературы). В процессе самостоятельного освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к словарям и справочным пособиям.

 

6.4. Примерные задания к теме
«Нормы современного русского языка. Акцентологические нормы»

1. Ударение поставлено правильно:

А) жалю?зи, Б) мизе?рный, В) обе?спечение, Г) алкого?ль, Д) бало?ванный.

2. Ударение поставлено правильно:

А) кухо?нный, Б) углу?бленный, В) позво?нит, Г) диспа?нсер, Д) в туфля?х.

3. Ударным является первый слог:

А) кедровый, Б) задолго, В) иконопись, Г) щавель, Д) квартал.

4. Ударным является третий слог:

А) упрочение, Б) углубить, В) гофрировать, Г) каталог, Д) красивее.

5. Ударение падает на последний слог:

А) немота, Б) коклюш, В) исподволь, Г) километр, Д) клала.

6. Правильно поставлено ударение в прилагательных:

А) языково?е чутьё, Б) языко?вые ошибки, В) языко?вая колбаса, Г) языковы?е консервы, Д) языко?вые нормы.

7. Ударение падает на предпоследний слог:

А) индустрия, Б) духовник, В) наркомания, Г) мусоропровод, Д) премировать.

8. Твёрдый согласный перед Е произносится в словах:

А) тенденция, Б) термин, В) де-факто, Г) дефиле.

9. Буквосочетание ЧН произносится как [шн] или [шн’]:

А) матричный, Б) скворечник, В) гречневый, Г) скучно, Д) конечно.

10. Буквосочетание ЧТ произносится как [шт]:

А) почтальон, Б) нечто, В) кое-что, Г) что, Д) чтобы.

Вариант контрольной работы по теме

«Нормы современного русского языка. Лексические нормы»

1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.

Пожаловать, преподнести, подарить, презентовать.

2. Дайте определение терминам.

Энантиосемия, омофон.

3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение, контаминация и т. д.)?

Аппетит приходит во время стояния в очереди. Аппетит уходит во время еды.

4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?

Гуманистический – гуманный (профессия, обращение, роман);

демонстративный – демонстрационный (поступок, зал, метод, прибор).

5. Подберите антонимы к выделенным словам.

Будничный день, веселая история.

6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?

Мир многогранен, многоцветен,

Порою добр, жесток подчас,

Он щедр и скуп, богат и беден;

Вглядись в него – он ведь для нас!

7. Найдите в тексте старославянизмы.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

 

 

Раздел 7. Оценочные методические материалы
(фонд оценочных средств для проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации)

В процессе освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для оценивания сформированности профессиональных компетенций используются оценочные средства, представленные в таблице 7.1.

Таблица 7.1

В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Содержание учебного материала Примеры контрольных вопросов и заданий для оценки знаний, умений, владений Методы и средства контроля
ОК-6 Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, в том числе по профессиональной тематике, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии
Знать: - определение понятий: «территориальные диалекты», «профессиональные языки», «просторечие», «жаргон»; - основные параметры научного стиля современного русского языка, жанры, присущие научной сфере общения; - основные стили русского литературного языка, критерии их выделения; дискуссионные проблемы, связанные с выделением функциональных стилей, наличие «гибридных» подстилей (научно-популярный стиль, черты публицистичности в отдельных жанрах официально- делового стиля и т. д.); - определение термина «русский литературный язык» и основные критерии его выделения; - основные термины и формулы этикета, норм поведения в различных ситуациях официального и неофициального общения. Уметь: - выделять нелитературные языковые средства, определять их значение и функции, находить синонимичные выражения литературного языка; - составлять и редактировать тексты, принадлежащие к профессионально значимым для будущих переводчиков стилям и жанрам русской речи; исправлять речевые ошибки; - определять принадлежность текста к конкретному языковому стилю современного русского языка; - выявлять нарушение языковых норм на всех языковых уровнях. Владеть: - навыками грамотной устной и письменной речи; общими сведениями о стилистической системе русского языка; - основными нормами русского литературного языка, включая вариативные нормы; - нормами речевого и неречевого этикета, умением переключать различные «регистры общения» в зависимости от ситуации общения, участников, их социального статуса, возраста и т. п. Тема 4. Нелитературные варианты русского языка: территориальные и профессиональные диалекты, просторечие и жаргоны, области их функционирования. Изучение понятий «литературный язык» и «нелитературные варианты национального языка». Тема 9. Научный стиль современного русского литературного языка. Изучение особенностей научной сферы общения, основных грамматических, словообразовательных, лексических особенностей научных текстов. Тема 8. Общие сведения о стилях русского языка. Изучение основных стилей современного русского языка с присущими им экстралингвистическими и языковыми особенностями. Тема 3 Понятие «Современный русский литературный язык». Нормы русского литературного языка (орфоэпические, морфологические и т. д.). Изучение основных терминов: «орфоэпические», «акцентологические», «синтаксические» и т. д. нормы. Тема 6. Русский речевой этикет. «Ты- и «Вы-общение». Основные формулы этикета устной и письменной речи. Изучение базовых понятий темы «Речевой этикет», устойчивости и одновременно изменчивости этикетных формул и норм общения. Знакомство с нормами этикета культур изучаемых языков. 1. Каковы признаки литературного языка? 2. Что такое территориальный диалект? Чем территориальные диалекты отличаются от социальных диалектов? 3. Определить, как соотносятся термины «жаргон», «сленг», «арго». Их отличие от территориальных диалектов и просторечия. 4. Назовите доминанту научного стиля. 5. Чем научные термины отличаются от других лексических единиц языка? 6. Напишите рецензию на научную статью. 7. Какие стили можно выделить в современном русском литературном языке? Дайте характеристику официально-деловому, научному стилю. 8. Дискуссионные вопросы, связанные с выделением художественного стиля, именуемого «язык художественной литературы» 9. Дайте определение понятию «литературный язык», прокомментируйте его роль в жизни современного общества. 10. В чем заключается подвижность языковых норм? 11. Перечислите виды норм русского литературного языка, приведите примеры их нарушения. 12. Что такое «категория вежливости»? В каких языковых средствах она воплощается? Приведите примеры на русском и изучаемых языках. 13. Определите тональность общения (официальное/ неофициальное) в конкретных текстах. Анализ текстов, упражнения на выявление диалектной, просторечной жаргонной лексики. Рефераты по указанным темам. Тесты и дискуссии, анализ и составление текстов научного стиля. Тесты и дискуссии, опрос во время лекции, выступления с докладами, анализ и отнесение конкретных текстов к конкретным стилям русского литературного языка. Практическое задание для самостоятельной работы Тесты и упражнения. Практическое задание для самостоятельной работы

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Язык как система знаков.

2. Формы существования языка.

3. Язык и речь. Функции языка.

4. Модель языковой личности и уровни владения языком.

5. Основные единицы речевого общения.

6. Речевое событие.

7. Речевая ситуация.

8. Речевое взаимодействие адресата и адресанта.

9. Основные аспекты культуры речи.

10. Понятие стиля. Функциональные стили русского языка.

11. Научный стиль, его функции.

12. Жанровые особенности научного стиля.

13. Лексические особенности научного стиля.

14. Морфологические особенности научного стиля.

15. Синтаксические особенности научного стиля.

16. Официально-деловой стиль, его функции.

17. Жанровые особенности официально-делового стиля.

18. Лексические особенности официально-делового стиля.

19. Морфологические особенности официально-делового стиля.

20. Синтаксические особенности официально-делового стиля.

21. Публицистический стиль, его функции.

22. Жанровые особенности публицистического стиля.

23. Лексические особенности публицистического стиля.

24. Морфологические особенности публицистического стиля.

25. Синтаксические особенности публицистического стиля.

26. Орфографические нормы русского языка.

27. Правописание чередующихся гласных.

28. Употребление Ъ и Ь на письме.

29. Правописание приставок.

30. Правописание суффиксов имен существительных.

31. Правописание суффиксов имен прилагательных.

32. Правописание суффиксов глаголов.

33. Правописание суффиксов причастий и деепричастий.

34. Правописание наречий.

35. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

36. Правописание сложных слов.

37. Правописание числительных и местоимений.

38. Типы речевых, грамматических, орфографических ошибок.

39. Акцентологические нормы русского языка.

40. Понятие нормы. Типы норм.

41. Речевой этикет.

42. Современное состояние языковой и речевой культуры в начале XXI в.

43. Роль и функционирование разговорной речи в устной и письменной речи.

44. Художественный стиль речи.

45. Виды документов. Их языковые и стилевые особенности.

46. Основные качества устной публичной речи (понятность, информативность и выразительность).

47. Логика и структура устной публичной речи.

48. Ораторское искусство и его воздействие на аудиторию.

49. Этапы подготовки публичных выступлений.

50. Основные виды аргументов.

51. Язык и стиль распорядительных документов.

52. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

53. Язык и стиль инструкторско-методических документов.

54. Правила оформления документов (по выбору студента).

55. Приемы унификации языка служебных документов.

56. Функции порядка слов в предложении.

57. Нормативный аспект устной и письменной речи.

58. Коммуникативный аспект устной и письменной речи.

59. Невербальные средства коммуникации.

60. Речевой этикет в документе.

 

Раздел 8. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины

Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре (практическом занятии). Основное назначение семинарских занятий по дисциплине – обеспечить глубокое усвоение студентами материалов лекций, прививать навыки самостоятельной работы с литературой. На семинарских занятиях преподаватель проверяет выполнение самостоятельных заданий и качество усвоения знаний. Степень участия каждого студента в занятиях учитывается оценками, которые влияют на экзаменационную отметку. Выполнение практических заданий, тестов, упражнений, выступления с рефератами по заранее предложенным преподавателем темам являются составным элементом зачета и экзамена.

 

 

Раздел 9. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины

Основная литература

Культура русской речи: Учеб. для вузов / Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2016.

Розенталь Д.Э., Джанджанкова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М., 2016.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. пособие. – М., 2016.

 

Дополнительная литература

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 2016.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. – М.: Языки славянских культур, 2011.

Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове (любое издание).

Зализняк А., Левонтина И., Шмелев А. Ключевые идеи русской языковой картины мира // Отечественные записки. – 2002. – № 3(4).

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой (любое издание).

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса (любое издание).

 

Интернет-ресурсы

Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2011.

Институт русского языка им. А.С. Пушкина. URL: https://www.pushkin.edu.ru

Институт русского языка им. В.В. Виноградова. URL: https://www.ruslang.ru

Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В. Виноградова. URL: https://www.slovari.ru/lang/ru/

Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru

Русский язык. Русская грамматика. URL: https://www.russkie-slovari.ru/

Справочно-информационный портал. URL: https://www.gramota.ru/

 

Раздел 10. Материально-техническое обеспечение
дисциплины

Оборудованные учебные классы (мультимедийный проектор, компьютер, экран); информационные базы данных; учебная, научная, монографическая литература.


*«Звездочкой» отмечены темы для самостоятельного изучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: