После Петровских реформ в русской культуре утверждается приоритет светских начал. Став по существу частью государственного аппарата, Церковь утратила свою монополию в определении направлений и форм культуры, хотя ее влияние в обществе продолжало оставаться значительным. В духовную сферу России XVIII в. стали проникать идеи Просвещения, в которых центральное место отводилось просвещенному монарху, способному создать гармоничное общество, где люди в отношениях друг к другу должны руководствоваться гуманными принципами.
Просвещение и наука. В середине XVIII в. продолжилось становление светского образования, начатое при Петре I. Была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, преимущественно для дворян: Шляхетский (1731), Морской кадетский (1752) и Пажеский (1759) корпуса, в которых велась подготовка к военной и придворной службе. В 1764 г. недалеко от Петербурга, в деревне Смольной по инициативе Екатерины II открылся институт благородных девиц, явившийся первым учебным заведением для женщин. Наиболее значимым событием в сфере образования стало основание в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета. В стране постепенно складывается организационно четкая структура народного просвещения. В 1786 г., согласно Уставу народных училищ, в каждом губернском городе учреждались главные народные училища с четыреклассным обучением, в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Впервые вводились единые учебные планы, предметное преподавание. Для подготовки учительских кадров в 1799 г. при Московском университете была образована учительская семинария.
Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки. Выдающимся ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов (1711 — 1765), одинаково успешно работавший как в гуманитарной, так и естественно-научной сферах. Им написана "Российская грамматика", работы в области стихосложения ("Письмо о правилах российского стихотворства", "Риторика"), "Древняя российская история". Научные открытия сделаны М. В. Ломоносовым в геологии, минералогии, химии, физике. Именно он возродил утраченное в период монгольского нашествия искусство мозаики.
|
Взлет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек — И. И. Ползунова и И. П. Кулибина.
И. И. Ползунов (1728—1766) стал изобретателем универсальной паровой машины. Причем сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт.
И. П. Кулибин (1735—1818) долгие годы, до 1801 г., руководил механической мастерской Академии наук, его творческая мысль охватывала разные отрасли техники. До нашего времени сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форме яйца. В 1776 г. И. II. Кулибин разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву с пролетом 298 м. Осуществить данный проект не удалось. И. П. Кулибин вел работы по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д.
Как это часто бывает в России, большинство изобретений не получили применения и были забыты, а изобретатели умерли в нищете.
Литература. Литература середины и второй половины XVIII в. оставалась по преимуществу дворянской и была представлена следующими тремя направлениями.
- 1. Классицизм. Характерными чертами данного направления были пафос национальной государственности и абсолютной монархии. Одним из ведущих представителей русского классицизма был А. П. Сумароков (1717 1777) — автор множество стихотворений, басен, комедий, трагедий. Основным лейтмотивом его творчества стали проблемы гражданского долга.
- 2. Реализм. Элементы этого направления стали складываться только в конце XVIII в. прежде всего в творчестве Д. И. Фонвизина (1745—1792), в его комедиях "Бригадир" и "Недоросль".
- 3. Сентиментализм. Приверженцы данного направления объявили в своих произведениях доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Путь к идеальной личности они искали путем высвобождения и совершенствования чувств. В русской литературе самым значительным сочинением сентиментального жанра стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".
Общественно-политическая мысль. Представителем просветительской мысли в России был Николай Иванович Новиков (1744—1818) — крупный издатель, выпускавший сатирические журналы "Трутень" и "Живописец". Н. И. Новиков критиковал пороки, порожденные феодально-крепостнической системой, вступал в полемику с самой Екатериной II. Будучи членом масонской ложи, он тайно издавал масонские книги. В 1792 г. Н. И. Нови-
|
ков был арестован, а его журнально-книжное дело подверглось разорению. Однако имя его навсегда осталось в российской культуре.
Идеологом дворянства, сторонником монархии и сохранения крепостного права был Михаил Михайлович Щербатов (1733 1790) — талантливый публицист и историк. Он, однако, критиковал деятельность Екатерины II, обвинял ее в деспотизме и безнравственности. Памфлет М. М. Щербатова "О повреждении нравов в России" впервые был опубликован только в 1858 г. А. И. Герценом и использован для подрыва авторитета самодержавия.
|
Особое место в истории общественно-политической мысли занимает Александр Николаевич Радищев (1749—1802), который в своем главном произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" не только подверг критике феодально-крепостническую систему страны, но и высказался за ее ликвидацию революционным путем. Хотя его взгляды не встретили сочувствия у современников, идеи и фигура Л. Н. Радищева были весьма почитаемы у многих поколений отечественных революционеров.
Архитектура. Архитектура России в XVIII в. получила новое развитие. До середины века господствующее положение занимал архитектурный стиль барокко (итал. Ьагоссо — причудливый, странный), характерными чертами которого были монументальность и пышность построек, достигавшиеся за счет изогнутых и причудливых линий фасада, обилия колонн и лепных украшений, овальных и круглых окон. Ведущим мастером барокко считался В. В. Растрелли (1700—1754), по чьим проектам были возведены Смольный монастырь (1748 1762) и Зимний дворец (1754 1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747—1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1757).
Во второй половине XVIII в. на смену русскому барокко приходит классицизм. Для него характерен, прежде всего, интерес к античным архитектурным образцам. Отсюда отсутствие пышности в убранстве зданий, простота, прямая линия фасада, гладкая поверхность стен, четко выделенный главный корпус, строгая симметричность планировки. Основоположником русского классицизма в архитектуре являлся В. И. Баженов (1737—1799). Самос знаменитое его творение — Пашков дом на Моховой в Москве (старое здание Российской государственной библиотеки, бывшей имени В. И. Ленина), построенный в 1784—1786 гг.
В архитектурном классическом стиле работал сподвижник В. И. Баженова М. Ф. Казаков (1738—1812), который создал много зданий, до сих пор сохранившихся в прекрасном состоянии в столице. Среди них можно назвать здание Сената (Присутственные места) в Кремле (1776—1787); старое здание Московского университета (1786—1793), сгоревшее во время пожара 1812 г. и восстановленное впоследствии Д. Жилярди; Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е); Голицинская (ныне 1-я городская клиническая) больница (1796—1801); дом-усадьба Демидовых (1779—1791), в котором теперь размещается Московский государственный университет геодезии и картографии и др.
Третьим крупнейшим зодчим второй половины XVIII в. был И. Е. Старов (1745—1808), работавший в основном в Петербурге. Им построен
Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778 1790) и главное архитектурное строение его жизни — Таврический дворец (1783—1789), городская усадьба князя Г. Потемкина.
Скульптура. Общий процесс обмирщения искусства в России дал импульс для развития скульптуры. Наиболее известным скульптором был Ф. И. Шубин (1740—1805), создавший целую галерею портретов как исторических деятелей (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Василий Шуйский и др.), так и своих современников (М. В. Ломоносов, П. В. Румянцев, Екатерина И, Павел I и др.). Из иностранных скульпторов, оставивших заметный след в России, самым значительным был Э. Фальконе, автор памятника Петру I ("Медный всадник"), который был открыт в Петербурге в 1782 г.
Живопись. Русское изобразительное искусство во второй половине XVIII в. вступило в новый этап своего развития и характеризовалось не только совершенствованием портретной живописи, но и появлением новых жанров: пейзажей, бытовых сюжетов, исторических полотен. Тем не менее этот период отличается, прежде всего, расцветом портретного жанра, что было обусловлено многочисленными заказами двора: вельмож, сановников и дворян, которые стремились запечатлеть себя для потомков. Наиболее известными портретистами были А. П. Антропов (1716—1795) Ф. С. Рокотов (1736—1808), Д. Г. Левицкий (1735—1822), В. Л. Боровиковский (1757—1825).
Среди художников-портретистов выделялся крепостной графа Шереметева И. II. Аргунов (1729 1802), писавший не только парадные портреты вельмож и императрицы Екатерины И, по и создавший поразительный по выразительности портрет "Девушка в кокошнике".
Родоначальником русской пейзажной живописи считается сын солдата Преображенского полка С. Ф. Щедрин (1745—1804), в полотнах которого на первое место выходит природа, определяющая содержание и характер изображения. Самым известным его пейзажем является "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых" (1804).
Театр. В Ярославле усилиями купца Ф. Г. Волкова (1729—1763) возникает первый профессиональный театр, который в 1756 г. приглашают в Петербург. Здесь специальным указом императрицы Елизаветы Петровны был создан национальный театр, репертуар которого составляла преимущественно патриотическая тематика (трагедии А. П. Сумарокова и др.).
Одновременно богатейшие русские вельможи организовали театры у себя в усадьбах, где актерами были их крепостные. Наиболее известный театр был у Шереметевых в Останкино, славу которому принесла талантливая актриса П. И. Ковалева (Жемчугова), ставшая впоследствии женой графа Н. II. Шереметева.