Отрасли российского права.




Система права.

Система праваэто объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

в) объективностью строения;

г) иерархичностью;

д) непротиворечивостью.

Единство и согласованность системы права заключаются в том, что все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой.

Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-экономических отношений.

Единство праву придает единая государственная воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических, социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую, систему основополагающих ценностей, признанных в обществе, которые призваны подтверждать и охранять право.

Эти основные ценности находят выражение в праве в виде принципов (основных идей), на которых строится вся система права и которые в определенной мере цементируют право как нечто единое и целое.

Право — это сложная функциональная система. Отдельные нормы играют разную роль в правовом регулировании. Между ними имеется предметная и функциональная специализация (разделение труда).

Нормы регулятивные, осуществляющие позитивное регулирование, поддерживаются, охраняются от нарушений нормами охранительными, составляющими отдельные охранительные отрасли (уголовное право) или охранительные институты внутри отдельных отраслей права (например, институт ответственности в отрасли гражданского права).

Процессуальные нормы есть форма жизни, действия, реализации норм материальных отраслей права. Один и тот же дух пронизывает материальные и процессуальные нормы права, т. е. наблюдаются связи материальных и процессуальных отраслей, институтов.

Связи управления определяются тем, что в праве заложен своеобразный механизм саморегулирования в виде коллизионных норм, призванных сделать право непротиворечивым, согласованным, разрешать коллизии, противоречия норм права, проистекающие из сложности процесса правотворчества.

Разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям.

Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.

Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.

Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.

Отрасль права — это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права.

Следовательно, отрасль права — часть системы права, а правовой институт — часть отрасли права. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт — определенный вид отношений внутри данного рода.

Наиболее крупные отрасли права могут включать подотрасли. Так наследственное, авторское право являются подотраслями гражданского права. С развитием общественных отношении, принятием соответствующих нормативно-правовых актов могут возникнуть определенные предпосылки для выделения подотрасли в отдельную самостоятельную отрасль права.

Основаниями (критериями) деления права на отрасли являются:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это общественные отношения, которые подлежат урегулированию нормами права. Это то, на что воздействуют нормы права, т.е. действия, деятельность, формирующие общественные отношения.

Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов и способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

К отличительным признакам, характеризующим метод правового регулирования относятся:

* юридическое положение участников правоотношений, выраженное в их правоспособности, дееспособности, компетенции, характере и распределении их взаимных прав и обязанностей;

* порядок и основания возникновения, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей, участников правоотношений;

* виды и характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение, и порядок применения норм государственного принуждения.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный (авторитарный) — это метод, который носит властный характер и содержит предписания, обязательные для исполнения. В его основе лежат отношения господства и подчинения. Здесь необходима жёсткая регламентация поведения субъектов права, между которыми складываются отношения власти и подчинения.

2) диспозитивный — свобода выбора варианта поведения. Он исходит из равного положения участников правоотношений. Здесь действует принцип «разрешено всё, что не запрещено». Правила взаимоотношений, их содержание устанавливают сами участники правоотношений;

3) рекомендательный — предусматривает желательный вариант поведения;

4) поощрительный —предусматривает меры поощрения за определенную социально полезную модель поведения.

Выделяют также такие методы правового регулирования, как метод автономии и равенства сторон, методы убеждения и принуждения. Вместе с тем, в юридической литературе исследуются, в основном, императивный и диспозитивный методы правового регулирования

В каждой отрасли права применяются различные методы правового регулирования, однако один из них будет доминирующим в зависимости от специфики общественных отношений, подлежащих урегулированию.

Методы правового регулирования осуществляют своё воздействие с помощью трёх способов – дозволения, властного обязывания и запрещения.

Система права и система законодательства. Наряду с понятием «система права» существует такая категория, как «система законодательства». Система права и система законодательства — это не тождественные понятия, однако они отражают одно явление, именуемое правом.

Система праваэто его внутреннее строение, состоящее из правовых норм, объединяющихся в субинституты, институты, подотрасли, отрасли.

Система законодательства — это упорядоченная совокупность действующих нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Законодательство служит внешней формой выражения права.

Система права и система законодательства являются взаимосвязанными и взаимообусловленными категориями права. Однако, прежде всего, необходимо уяснить различие между этими понятиями.

1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в стране общественными отношениями; система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности.

2. Структурными элементами системы права выступают правовые нормы, субинституты, институты, подотрасли, отрасли; система законодательства состоит в первую очередь из нормативно-правовых актов.

3. Система права — это его внутреннее строение, отражающее его содержание; система законодательства является внешней формой права, определяющей структуру его источников.

4. Система права имеет горизонтальную структуру по отраслям; система законодательства строится как по горизонтальному принципу (взаимосвязь между нормативно-правовыми актами), так и по вертикальному (построение системы нормативно-правовых актов в соответствии с их юридической силой).

5. Система права помимо нормативно-правовых актов выражается и в других источниках (правовые обычаи, судебные прецеденты, доктрина, и т.д.); система законодательства включает многие элементы, которые к системе права не относятся (программы, проекты, преамбулы, и т.д.).

6. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства, т. е. система права первична, а система законодательства производна от неё.

7. Система права делится на отрасли по таким критериям, как предмет и метод правового регулирования; система законодательства имеет отраслевое деление в зависимости от предмета правового регулирования, сферы государственной деятельности, функциональной роли, и т.д.

Существуют следующие варианты соотношения отраслей системы права и отраслей системы законодательства:

* отрасль права совпадает с отраслью законодательства (отрасли гражданского, уголовного, семейного, и т.д. права существуют наряду с гражданским, уголовным, семейным, и другими кодексами);

* отрасль права существует при отсутствии отрасли законодательства (право социального обеспечения, и т.д.);

* отрасль законодательства существует при отсутствии отрасли права (основы законодательства о нотариате, и т.д.);

* комплексная отрасль законодательства существует наряду с комплексной отраслью права (например, нормы гражданского, финансового, административного, таможенного и т.д. законодательства образуют комплексную отрасль предпринимательского права, как в системе права, так и в системе законодательства).

Несмотря на различия между системой права и системой законодательства, законодатель должен стремиться, чтобы система законодательства соответствовала системе права.

Система права имеет деление не только по отраслевому признаку. Все отрасли права объединяются в более крупные образования.

1. В зависимости от формы воздействия на общественные отношения:

— материальное право;

— процессуальное право.

2. В зависимости от предмета и метода правового регулирования. субъектного состава

— публичное право;

— частное право.

Материальное право включает в себя отрасли, правовые нормы которых непосредственно воздействуют на общественные отношения путем прямого закрепления определенного правила поведения в законодательстве.

Процессуальное право создается как форма реализации материального права и включает в себя отрасли права, нормы которых регулируют организационно-процедурный порядок реализации и защиты материальных норм.

Юридически значимой деятельностью являются действия уполномоченных органов, осуществляющих функции власти. Эта деятельность разнообразна по своему содержанию.

Форма юридически значимой деятельности — одна из главных характеристик юридического процесса, которая определяется как «правовая конструкция нормативного упорядочивания деятельности и соответствующих документов». Правовая форма свойственна как любой разновидности юридической деятельности, так любому виду документа, принимаемого в результате данной деятельности.

Таким образом, юридический процесс — это совокупность упорядоченных законом форм юридически значимой деятельности, результаты которой оформляются в официальных документах.

В зависимости от характера деятельности можно выделить следующие виды юридического процесса:

1) правотворческий;

2) правоприменительный;

3) правоохранительный.

По отраслевому признаку выделяют следующие виды юридического процесса:

1) гражданский процесс, который относится к отрасли гражданского процессуального права и регулирует порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнительного производства;

2) уголовный процесс, относящийся к отрасли уголовно-процессуального права и регламентирующий деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании уголовных дел;

3) арбитражный процесс, предусмотренный отраслью арбитражного процессуального права и направленный на регулирование отношений, складывающихся в процессе рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел;

4) административный процесс, регулирование которого осуществляется нормами нескольких отраслей права, направлен на решение административных дел органами исполнительной и судебной власти, а также прокуратуры;

5) конституционный процесс, основа которого заложена в нормах конституционного права, регулирует деятельность конституционных судов как органов конституционного контроля по рассмотрению подведомственных им дел, предусмотренных конституционным законодательством.

К сфере материального права относятся такие отрасли, как конституционное, уголовное, гражданское, трудовое, и т.д.

В странах, правовые системы которых относятся к романо-repманской правовой семье, материальное право имеет доминирующее значение, особенности процессуального права определяются нормами материального права.

Традиция деления права на частное и публичное восходит к римскому праву. Римский юрист Ульпиан писал: «Публичное право — то, которое относится к положению Римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц: существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении (см.: Дигесты Юстиниана. Кн. 1, титул 1).

Можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное — общие, общегосударственные (публичные) интересы.

Деление права на частное и публичное осуществляется на основе предмета и метода правового регулирования. Однако к существенным критериям относится также состав субъектов правового регулирования.

Отрасли публичного права регулируют отношения, в которых одним из субъектов является государство. Соответственно в публичном праве выражается не частный интерес, а публичный, т.е. интересы государства и всего общества в целом.

Система публичного права строится на принципах власти и подчинения, властных предписаний и т.п. Императивный метод является доминирующим в системе правового регулирования, основная часть правовых норм выступает в форме обязываний и запретов.

Отрасли частного права регулируют отношения, в которых основными субъектами являются физические и юридические лица.

Система частного права строится на принципах равенства и автономии участников правоотношений, свободы волеизъявления сторон и т.п.

Соответственно нормы публичного права выражают и защищают частные интересы, а не публичные. Диспозитивный метод является доминирующим в системе правового регулирования.

Отрасли российского права.

В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.

Последние две отрасли права являются процессуальными, а остальные — материальными отраслями.

Конституционное право — ведущая отрасль права. Она представляет собой совокупность норм, которые закрепляют общественные отношения, составляющие основу общественно-государственного строя.

В нормах конституционного права закрепляются права и свободы граждан, экономическая основа общества (плюрализм форм собственности), система органов государственной власти, порядок их формирования и т. д.

Нормы конституционного права содержатся в конституциях и других законах (например, в законах об уполномоченном о правах человека, о конституционном суде и др.).

Административное право - совокупность норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т. д.

В административное право входят такие институты, как институт государственной службы, административной ответственности, контроля (ведомственного, различных инспекций и т.д.).

Источниками административного права являются Основы административного законодательства, Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, правительств республик, уставы, положения, приказы и инструкции министерств и ведомств и др.

Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме и связанные с ними личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Институтами гражданского права являются институты подряда на капитальное строительство, найма жилого помещения, авторское, изобретательское, наследственное право и др.

К источникам гражданского права относятся: Основы гражданского законодательства, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы о собственности, о предприятиях и т.д.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения гражданских трудовых и иных споров судами. Оно регламентирует порядок установления подсудности дел, предъявления исковых заявлений, судебного разбирательства, вынесения решений, их обжалования и исполнения, определяет права и обязанности участников процесса; суда, прокурора, истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, регламентирует деятельность нотариальных и арбитражных органов.

Источниками гражданско-процессуального права являются Основы гражданско-процессуального законодательства, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон о нотариате и др.

Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, которые возникают в процессе расследования и судебного разбирательства дел, связанных с преступлениями.

Нормы данной отрасли права определяют порядок и условия возбуждения и прекращения уголовных дел, сбора доказательств (допроса свидетелей, изъятия документов, проведения экспертиз и т. д.), предъявления обвинения, избрания меры пресечения, передачи дела в суд, порядок судебного разбирательства, обжалования, регламентируют права и обязанности участников процесса: суда, обвинителя, защитников, обвиняемого, потерпевшего, эксперта, свидетеля и т. д.

Особой отраслью права является международное право, которое представляет совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Оно не входит в систему права ни одного государства.

Источниками международного права являются международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые государствами между собой, а также уставы международных организаций.

Соблюдение норм международного права обеспечивается государствами — участниками международно-правовых отношений.

Этот перечень отраслей права, безусловно, не является исчерпывающим.

Понятие правовой системы, её соотношение с «системой права». Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, соотношение его отраслей, правовых институтов и норм права. Правовая же система — более широкое понятие.

Под правовой системой понимается конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики господствующей в данном государстве правовой идеологии.

Составляющими элементами правовой системы общества выступают разнообразные юридические явления, среди которых в первую очередь можно выделить:

· право;

· юридическую практику;

· правовую идеологию и правовую психологию;

· правоотношения;

· правовую культуру и правовое воспитание;

· правовые акты нормативного и индивидуального характера;

· механизм правового регулирования и т. д.

Таким образом, система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Под правовой системой понимается конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики господствующей в данном государстве правовой идеологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: