Содержание
1. Понятие производственного перегрузочного комплекса (ППК), его назначение, функции, материально-техническая база
2. Организационная структура ППК и его связи с другими подразделениями порта
3. Организационные принципы создания ППК
4. Условия формирования структуры ППК в порту
Литература
Понятие производственного перегрузочного комплекса (ППК), его назначение, функции, материально-техническая база
ППК - это первичное производственное подразделение в организационной структуре порта, осуществляющее функции основной производственной деятельности порта и работающее на условиях внутреннего хозяйственного расчета.
ППК выполняет функции основной производственной деятельности порта: перегрузка грузов по всем вариантам работ (загрузка/разгрузка судов, вагонов, автотранспорта), складирование и хранение грузов, оформление грузовых документов.
Формально ППК были утверждены приказом Министра Морского флота в 1986 году, а эксперименты по формированию нового производственного структурного подразделения проводились в нескольких портах с 1979 года.
Для выполнения своих функций ППК располагает материально-технической базой и трудовым коллективом.
Материально-техническая база ППК представлена в составе от одного до трех технологических перегрузочных комплексов (ТПК).
ТПК - единица измерения материально-технической базы порта, включающая причал (причальная стенка с приграничной зоной), стационарное перегрузочное оборудование, подъездные пути и грузовые фронты, крытые и открытые складские площадки в границах одного причала (по ширине).
Количество ТПК в составе ППК определяется следующими факторами:
|
объемы работ (грузопереработка);
сложность выполнения грузовых работ (структура грузопереработки по номенклатуре грузов);
специализация ТПК;
производственный перегрузочный комплекс порт
обеспечение управляемости первичными коллективами (в основном зависит от количества докеров-механизаторов и их организационной структуры).
ППК наделен трудовым коллективом в составе: руководство (начальник и его заместители), оперативно-распорядительский персонал (стивидоры и складские работники: заведующие складами, сменные заместители заведующих складами), докеры - механизаторы, тальманы/приемосдатчики.
Если ППК становится самостоятельным предприятием, то он приобретает статус стивидорной компании (СК), т.е. юридического лица.
ППК является результатом эволюции:
а) совершенствования бригадных форм организации труда;
б) совершенствования механизма внутреннего хозрасчета порта.
Материально-техническая база морских портов разнообразна и включает сооружения, обеспечивающие безопасность стоянки и движения судов в портах (молы, волноломы, подходные каналы), причалы, на которых производятся погрузо-разгрузочные работы, перегрузочное оборудование (краны, перегружатели, авто- и электропогрузчики), склады (крытые и открытые), железнодорожные пути, портовый флот (буксиры, катера), ремонтные мастерские, бункеровочные базы, морские вокзалы, средства связи и т.д.
Организационная структура ППК и его связи с другими подразделениями порта
Производственный перегрузочный комплекс создавался как сугубо функциональное подразделение, нацеленное только на выполнение задач основной производственной деятельности порта. Поэтому особенностями его организационной структуры является то, что с целью концентрации усилий на выполнение основных задач в ней отсутствуют сотрудники (исполнители) не связанные с выполнением основной производственной деятельностью порта.
|
Из приведенной структуры видно, что на ППК находится трудовой коллектив, обеспечивающий выполнение только операции основной производственной деятельности: погрузочно-разгрузочные работы (правая ветвь структуры), складские и коммерческие операции (левая ветвь структуры).
Следует отметить, что левая ветвь структуры зависит от развитости складского хозяйства на ППК и сложности грузопотока, проходящего через ППК. На одних ППК она может более развита, на других - более компактная.
Необходимо понимать, что, если ППК преобразовывается в стивидорную компанию, то его структура усложняется, в частности, обычно добавляется бухгалтерия, экономист, финансовый директор и др. Может появляться своя малая механизация и такелажная и т.п.
Совершенно очевидно, что производственное подразделение не может обойтись без реализации многих функций управления: планирования (текущего, календарного и оперативного) работы подразделения, кадрового обеспечения (прием, повышение квалификации и увольнение сотрудников), учета финансовой и производственной деятельности, расчета и выдачи заработной платы, осуществления взаиморасчетов с другими подразделениями, осуществления технологической работы (разработка и совершенствование технологических процессов), управления ремонтом и обслуживанием стационарного перегрузочного оборудования, надзором за обеспечением охраны труда и техники безопасности, оформлением грузовых и договорных документов (коммерческая работа) и др. Поскольку ППК не выполняет указанные функции, значит, эти функции за него должны выполнить на принципах делегированных полномочий другие подразделения, в данном случае - подразделения управления порта.
|
Как уже отмечено раньше, основные связи ППК с другими подразделениями порта строятся по принципу делегирования полномочий. Делегированные полномочия ППК другим подразделениям порта показаны (частично) в виде связей ППК с другими подразделениями порта (на двух уровнях). Функции управления делегируются на уровень подразделений управления порта, а вспомогательные и обеспечивающие функции делегируются на производственный уровень соответствующим вспомогательным и обеспечивающим подразделениям.
Следует отметить, что даже, если ППК преобразуется в стивидорную компанию, то многие связи (делегированные полномочия) у него останутся. При этом часть функций остаются делегированными в обязательном порядке: функции планирования объемов работ, диспетчерского управления, коммерческой работы и др., а также вспомогательные и обеспечивающие функции, которые выполняются подразделениями порта и функции, которые оплачиваются как общепортовые расходы.