Профессиональный стандарт секретаря
План занятия:
1. Как формировалась система профессиональных стандартов.
2. Профстандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией».
3. Требования к специалистам по организационному и документационному обеспечению управления организацией.
4. Применение профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года.
Как формировалась система профессиональных стандартов
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) или с учетом профессиональных стандартов (ст. 143 ТК РФ).
Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.
Разработкой ЕКС занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. На сегодняшний день ЕКС состоит из 30 разделов, последний разработан и утвержден в 2014 году. ЕТКС (62 выпуска; порядковые номера не совпадают) разрабатывался Госкомтруда и ВЦСПС до 1985 года.
И тот и другой квалификационные справочники нужны в первую очередь для систематизации и категорирования профессиональных и должностных обязанностей с учетом важности и сложности выполняемой работником трудовой функции и установления справедливой оплаты за труд различной квалификации.
|
Как указывает в своем письме Минтруд, в перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода (письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253).
Соотношение профстандартов, квалификационных справочников и должностных инструкций
С июля 2016 года, если Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты устанавливают требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Ранее действовали нормы Трудового кодекса, предусматривающие обязательность применения квалификационных справочников в случаях, если установлены:
– тарифные системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ);
– система оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений (ст. 144 ТК РФ);
– если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ).
|
Сейчас во всех случаях закон использует формулировку «или профстандартов». Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел случаи, когда применение профстандартов является обязательным к учету работодателем.
В законодательстве термин и форма должностной инструкции не определены, поэтому разработка должностной инструкции и определение требований к ее содержанию отнесены к компетенции работодателя. Как правило, должностная инструкция повторяет квалификационные справочники в части определения требований к образованию и опыту практической деятельности, знаний, необходимых сотруднику, а должностные обязанности определяются с учетом обстоятельств осуществления работниками трудовой функции.
Квалификационные справочники рекомендованы для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.
Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
|
Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.
В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
Таким образом, ЕКС допускал изменение трудовой функции работника при составлении его должностной инструкции. В настоящее время профстандартами этот вопрос не регулируется, Минтруд России прямо на него не отвечает, указывает в своем письме на то, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) разработан в рамках перехода на международную систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики и утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367. Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими, на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. В настоящее время работодателями применяется крайне редко из-за несоответствия, например, категорий (руководители, специалисты, другие служащие) требованиям законодательства.
В свою очередь, этот классификатор разработан с применением Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст), и предназначен для проведения статистических обследований распределения населения по видам занятий, организации статистического учета в целях осуществления эффективной политики занятости, выполнения аналитических исследований и сопоставлений, в том числе международных.
Общероссийский классификатор используется при решении следующих задач:
– при проведении переписей населения;
– оценке состояния и динамике изменений структуры занятости населения;
– анализе и прогнозе показателей в сфере занятости и профессионального образования;
– регулировании спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Объектами классификации в ОКЗ являются занятия. Под занятием понимается вид трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход. Любое лицо может быть связано с определенным занятием посредством основной работы, выполняемой в настоящее время, второй работы, будущей работы или ранее выполнявшейся работы. К занятиям относится любой вид трудовой деятельности как требующей, так и не требующей специальной подготовки.
Разработка системы квалификаций и предпосылки формирования профессиональных стандартов
Под квалификацией понимается определенный уровень знаний (совокупность информации), умений (способность проделать полученную работу с учетом полученных знаний), навыков (утвердившиеся в ходе неоднократного применения способности) и компетенции (совокупность полномочий), характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Изначально это термин законодательства об образовании, поскольку образовательный процесс предполагает появление у работника определенной квалификации.
Квалификационные справочники, которые содержат много устаревших, не используемых сегодня профессий и специальностей, уже не соответствуют потребностям экономики. Как сказано в пояснительной записке к проекту закона № 537948-6, вносящего изменения в ТК РФ, описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, поскольку в них используется более современная конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эта особенность стандартов делает их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.
Системность квалификаций подразумевает, что ее элементы являются взаимоувязанными, более простые по трудовым затратам структуры (трудовые действия) соответствуют менее сложным уровням образования, часто профессионального, а не высшего, вместе с тем они предполагают получение работником дополнительного профессионального образования и возможности усложнения трудовой функции в рамках ее обобщенных характеристик.
Профстандарт, то есть характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, таким образом, описывает необходимую работнику квалификацию через определение знаний, умений, навыков и компетенции, в свою очередь используемых при формировании образовательных программ и программ учебной и производственной практики.
Для практических целей систематизации приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (далее – приказ Минтруда России № 148н) определены уровни квалификации. Их всего девять.
Уровни квалификации | Показатели уровня квалификации | Основные пути достижения | ||
1-й уровень | Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность | Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд) | Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний | Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт |
2-й уровень | Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность | Выполнение стандартных заданий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения | Применение специальных знаний | Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). Практический опыт |
3-й уровень | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность | Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения | Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний | Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года). Практический опыт |
4-й уровень | Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников | Решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности | Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией | Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт |
5-й уровень | Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения | Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач | Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
6-й уровень | Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации | Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений | Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации | Образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
7-й уровень | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений | Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных. Разработка новых методов, технологий | Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации | Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
8-й уровень | Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли | Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов | Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности | Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
9-й уровень | Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях | Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов | Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера | Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» явился основанием для возникновения данного понятия и дал указания Правительству РФ.
Из анализа контекстных документов можно сделать вывод о том, что речь идет о реформировании системы квалификаций и компетенций работников, цель которого – сформировать актуальную систему, заменяющую устаревшие Единые квалификационные справочники, с тем чтобы обеспечить достижение целей по достойному труду и справедливой зарплате, которые заложены в Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013–2018 гг. на основании поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в соответствующих указах на период до 2018 года.
По сути, введение профессиональных стандартов призвано обновить и заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, которые в настоящее время содержатся в составе Квалификационных справочников (Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, сборников квалификационных характеристик различных должностей бюджетной отрасли). Как разъясняет Минтруд, профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.
В чем преимущество профессиональных стандартов?
Преимущество профессиональных стандартов состоит в том, что трудовые функции определены не просто блоками, а разбиты на определенные действия, что исключает возможность трудового спора с работником о необходимости выполнения им конкретной работы. Также при прохождении учебной и производственной практики, которая предполагает получение обучающимися определенных умений, перечень которых уже содержится в стандарте.
Кто разрабатывает профстандарты? Разработка профессиональных стандартов в Российской Федерации
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.
Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Проект профессионального стандарта, по которому проведено обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, представляется разработчиком в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:
а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;
б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
в) информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.
Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения.
Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.
Проект профессионального стандарта, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.