Соотношение профстандартов, квалификационных справочников и должностных инструкций




Профессиональный стандарт секретаря

План занятия:

1. Как формировалась система профессиональных стандартов.

2. Профстандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией».

3. Требования к специалистам по организационному и документационному обеспечению управления организацией.

4. Применение профессиональных стандартов с 1 июля 2016 года.

 

Как формировалась система профессиональных стандартов

 

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) или с учетом профессиональных стандартов (ст. 143 ТК РФ).

 

Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.

 

Разработкой ЕКС занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. На сегодняшний день ЕКС состоит из 30 разделов, последний разработан и утвержден в 2014 году. ЕТКС (62 выпуска; порядковые номера не совпадают) разрабатывался Госкомтруда и ВЦСПС до 1985 года.

 

И тот и другой квалификационные справочники нужны в первую очередь для систематизации и категорирования профессиональных и должностных обязанностей с учетом важности и сложности выполняемой работником трудовой функции и установления справедливой оплаты за труд различной квалификации.

 

Как указывает в своем письме Минтруд, в перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода (письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253).

 

Соотношение профстандартов, квалификационных справочников и должностных инструкций

 

С июля 2016 года, если Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты устанавливают требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

 

Ранее действовали нормы Трудового кодекса, предусматривающие обязательность применения квалификационных справочников в случаях, если установлены:

– тарифные системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ);

– система оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений (ст. 144 ТК РФ);

– если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ).

 

Сейчас во всех случаях закон использует формулировку «или профстандартов». Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел случаи, когда применение профстандартов является обязательным к учету работодателем.

 

В законодательстве термин и форма должностной инструкции не определены, поэтому разработка должностной инструкции и определение требований к ее содержанию отнесены к компетенции работодателя. Как правило, должностная инструкция повторяет квалификационные справочники в части определения требований к образованию и опыту практической деятельности, знаний, необходимых сотруднику, а должностные обязанности определяются с учетом обстоятельств осуществления работниками трудовой функции.

 

Квалификационные справочники рекомендованы для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

 

Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

 

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

 

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

 

Таким образом, ЕКС допускал изменение трудовой функции работника при составлении его должностной инструкции. В настоящее время профстандартами этот вопрос не регулируется, Минтруд России прямо на него не отвечает, указывает в своем письме на то, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) разработан в рамках перехода на международную систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики и утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367. Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими, на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. В настоящее время работодателями применяется крайне редко из-за несоответствия, например, категорий (руководители, специалисты, другие служащие) требованиям законодательства.

В свою очередь, этот классификатор разработан с применением Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст), и предназначен для проведения статистических обследований распределения населения по видам занятий, организации статистического учета в целях осуществления эффективной политики занятости, выполнения аналитических исследований и сопоставлений, в том числе международных.

 

Общероссийский классификатор используется при решении следующих задач:

– при проведении переписей населения;

– оценке состояния и динамике изменений структуры занятости населения;

– анализе и прогнозе показателей в сфере занятости и профессионального образования;

– регулировании спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

 

Объектами классификации в ОКЗ являются занятия. Под занятием понимается вид трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход. Любое лицо может быть связано с определенным занятием посредством основной работы, выполняемой в настоящее время, второй работы, будущей работы или ранее выполнявшейся работы. К занятиям относится любой вид трудовой деятельности как требующей, так и не требующей специальной подготовки.

Разработка системы квалификаций и предпосылки формирования профессиональных стандартов

Под квалификацией понимается определенный уровень знаний (совокупность информации), умений (способность проделать полученную работу с учетом полученных знаний), навыков (утвердившиеся в ходе неоднократного применения способности) и компетенции (совокупность полномочий), характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Изначально это термин законодательства об образовании, поскольку образовательный процесс предполагает появление у работника определенной квалификации.

 

Квалификационные справочники, которые содержат много устаревших, не используемых сегодня профессий и специальностей, уже не соответствуют потребностям экономики. Как сказано в пояснительной записке к проекту закона № 537948-6, вносящего изменения в ТК РФ, описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, поскольку в них используется более современная конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эта особенность стандартов делает их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

 

Системность квалификаций подразумевает, что ее элементы являются взаимоувязанными, более простые по трудовым затратам структуры (трудовые действия) соответствуют менее сложным уровням образования, часто профессионального, а не высшего, вместе с тем они предполагают получение работником дополнительного профессионального образования и возможности усложнения трудовой функции в рамках ее обобщенных характеристик.

 

Профстандарт, то есть характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, таким образом, описывает необходимую работнику квалификацию через определение знаний, умений, навыков и компетенции, в свою очередь используемых при формировании образовательных программ и программ учебной и производственной практики.

 

Для практических целей систематизации приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (далее – приказ Минтруда России № 148н) определены уровни квалификации. Их всего девять.

 

Уровни квалификации Показатели уровня квалификации Основные пути достижения
1-й уровень Деятельность под руководством. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд) Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт
2-й уровень Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных заданий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). Практический опыт
3-й уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач. Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года). Практический опыт
4-й уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников Решение различных типов практических задач. Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная работа с информацией Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Практический опыт
5-й уровень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
6-й уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
7-й уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных. Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
8-й уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт
9-й уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт

 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» явился основанием для возникновения данного понятия и дал указания Правительству РФ.

 

Из анализа контекстных документов можно сделать вывод о том, что речь идет о реформировании системы квалификаций и компетенций работников, цель которого – сформировать актуальную систему, заменяющую устаревшие Единые квалификационные справочники, с тем чтобы обеспечить достижение целей по достойному труду и справедливой зарплате, которые заложены в Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013–2018 гг. на основании поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в соответствующих указах на период до 2018 года.

 

По сути, введение профессиональных стандартов призвано обновить и заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, которые в настоящее время содержатся в составе Квалификационных справочников (Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, сборников квалификационных характеристик различных должностей бюджетной отрасли). Как разъясняет Минтруд, профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

 

В чем преимущество профессиональных стандартов?

 

Преимущество профессиональных стандартов состоит в том, что трудовые функции определены не просто блоками, а разбиты на определенные действия, что исключает возможность трудового спора с работником о необходимости выполнения им конкретной работы. Также при прохождении учебной и производственной практики, которая предполагает получение обучающимися определенных умений, перечень которых уже содержится в стандарте.

Кто разрабатывает профстандарты? Разработка профессиональных стандартов в Российской Федерации

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

 

Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

 

Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

Проект профессионального стандарта, по которому проведено обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, представляется разработчиком в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

 

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;

б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.

 

Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения.

 

Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

 

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.

 

Проект профессионального стандарта, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: