Синхронный пуск осуществляется с помощью дополнительного разгонного двигателя, находящегося на одном валу с ротором СД, который заставляет ротор вращаться. Этот способ используется только при холостом ходе синхронного двигателя и в настоящее время почти не применяется.
Мощность разгонного двигателя невелика, она определяется мощностью, необходимой только для вращения ротора СД. Когда частота вращения ротора достигает частоты вращения магнитного поля статора, обмотку статора СД подключают к сети трехфазного переменного тока, а в обмотку ротора подается постоянный ток. После этого разгонный двигатель отключается и СД вращается с синхронной скоростью.
Асинхронный пуск.
Для его реализации в пазах полюсных наконечников ротора располагают стержни пусковой короткозамкнутой обмотки, выполненной аналогично обмотке короткозамкнутого ротора (рис. 4).
Рисунок 4 - Асинхронный пуск синхронного двигателя
Для пуска синхронного двигателя замыкают обмотку возбуждения ОВ на резистор r, сопротивление которого в 8 - 12 раз превышает активное сопротивление ОВ, а затем включают в трёхфазную сеть обмотку статора. Вращающееся поле статора индуцирует в стержнях пусковой обмотки ЭДС и в этих стержнях возникают токи. В результате взаимодействия этих токов с вращающимся полем статора на каждый стержень ротора действует электромагнитная сила Fэм. Совокупность таких сил создает на роторе асинхронный электромагнитный момент Ma, под действием которого ротор начинает вращаться в ту же сторону, что и поле статора. После разгона ротора до частоты вращения, близкой к синхронной (n2 ≈ 0,95n1), обмотку возбуждения И1-И2 подключают к источнику постоянного тока. При этом двигатель возбуждается (полюса ротора намагничиваются), между вращающимся полем статора и полюсами ротора устанавливается устойчивая магнитная связь, создающая синхронный электромагнитный момент M, и двигатель втягивается в синхронизм, т.е. его ротор начинает вращаться синхронно с вращающимся магнитным полем. При этом в пусковой обмотке ротора больше не наводится ЭДС, поэтому асинхронный момент Mа = 0.
|
При явнополюсном роторе в полюсные наконечники закладывается короткозамкнутая пусковая обмотка из медных или латунных стержней. Она напоминает беличье колесо асинхронной машины, но занимает лишь часть окружности ротора.
Пуск двигателя состоит из двух этапов:
-первый этап: асинхронный набор частоты вращения при отсутствии возбуждения постоянным током;
- второй этап: втягивание в синхронизм после включения постоянного тока возбуждения.
Во время первого этапа обмотку возбуждения СД, находящуюся на роторе, отключают от источника постоянного тока и замыкают на резистор
R= (6..10) Rв,
где Rв - сопротивление обмотки возбуждения,
т. к. при разомкнутой обмотке в ней может индуктироваться значительная ЭДС, опасная для целостности изоляции.
Двигатель становится как бы асинхронным, и под действием асинхронного момента скорость ротора удается довести примерно до 0.95Ω1.
После того, как ротор разогнался, обмотку возбуждения снова подключают к источнику постоянного тока (второй этап). Возникает синхронный электромагнитный момент, машина втягивается в синхронизм. т. е. ротор и поле статора вращаются синхронно (Ω1=Ω2).
|
При нагрузке на валу в статорной обмотке возникают активные составляющие тока i1a, которые имеют направление, противоположное направлению ЭДС в роторе. Эти токи создают свое вращающее магнитное поле.
В результате воздействия магнитного поля токов статора i1a на постоянные токи обмотки возбуждения ротора возникает электромагнитный момент, вращающий ротор.
Иначе говоря, образование вращающего электромагнитного момента синхронного двигателя можно рассматривать как результат взаимодействия полюсов двух намагниченных тел - статора и ротора, причем ведущий элемент - полюсы статора, а ведомый - полюсы ротора.
Этот вращающий момент уравновешивает противодействующий момент рабочего механизма.
Равенство моментов двигателя и нагрузки не превышает наибольшего значения момента, который в состоянии развить синхронный двигатель.
Если равновесие моментов будет невозможно, то поддержание синхронной скорости вращения ротора нарушается и машина выпадает из синхронизма, скорость машины начинает падать, возникают недопустимые колебания тока и вращающего момента, при этом двигатель надо немедленно отключить от сети.
Уменьшение напряжения в сети, питающей статор, приводит к уменьшению максимального момента, развиваемого двигателем и к снижению его запаса устойчивости, но соответствующим регулированием тока возбуждения ротора можно восстановить прежнее значение момента. Этим синхронный двигатель выгодно отличается от асинхронного.