ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: «ВНИМАНИЕ».




Познавательные процессы нашей психики – это процессы, с помощью которых человек познает и окружающий мир, и себя как личность. К ним относятся: внимание, память, мышление, ощущение и восприятие.

План. 1. Понятие «Внимание». 2. Виды внимания. 3. Свойства внимания.

1 вопрос.

Древние философы утверждали: «Внимание есть именно та дверь, через которую входит всё, что только попадает в душу человека из внешнего мира».

Что же такое внимание? На занятиях вы часто слышите: «Обратите внимание…». Если вы внимательно слушали и смотрели, правильно отвечали, то в конце урока педагог может похвалить: «Молодцы, вы сегодня были внимательны. Задумывались ли вы над тем, почему учащийся порой не в состоянии ответить на вопрос учителя, хотя хорошо знает урок? Он даже вздрагивает иногда, услышав вопрос, испытывает чувство неловкости, - вопрос явился несвоевременным для ученика: он, находясь в классе, в то же время мысленно отсутствует и поэтому не успевает реагировать. Его внимание направлено на что-то другое. Направленность внимания – это как луч фонарика, который высвечивает только то, что в данный момент представляет интерес. Внимание необходимо не только на занятиях, но и вообще в жизни. Чтобы добиться успехов в игре, спорте, профессии и вообще в любом деле, требуется внимание. Отсутствие внимания мешает правильно воспринимать людей, окружающий мир, события. Невнимание к пациентам, их проблемам, просьбам и самочувствию может обидеть и даже оскорбить человека, а сотрудника сделать профессионально непригодным. Внимание – это свойство психики, без него невозможна работа памяти, мышления, полноценная жизнь человека.

ВНИМАНИЕэто направленность психики человека на важные для него объекты. (определение)

Физиологическая основа (механизм) внимания – повышенная возбудимость в определенном участке коры головного мозга. Внимание проявляется в мимике, позе, жестах.

2вопрос.

Виды внимания: 1) внешнее и внутреннее Внешнее - направленность сознания на предметы и явления внешней среды (социальной и природной) и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутреннее – направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма, наши мысли. Внутреннее внимание необходимо человеку, когда он пишет, рисует, читает, решает задачу, а так же когда ощущает боль, чувство голода и жажды, перистальтику кишечника, биение сердца, движения плода у будущей мамы и т.д. Соотношение внутреннего и внешнего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром – например, экстраверты и интроверты.

2) произвольное и непроизвольное Произвольное внимание - специально организованное. Человек заставляет себя бытьвнимательным. Это внимание определяется конкретными задачами, ставится цель. Человек дает себе задания: «нужно посмотреть то-то», «постараться услышать, что скажут», «не пропустить начало передачи», «разобраться в проблеме, задаче» и т.д. Обычно эти установки даются в форме внутренней речи. Произвольное внимание проявляется, когда вы слушаете преподавателя, выполняете домашнее задание, ищете вещь, ждете зеленый свет при переходе улицы, делаете покупки и т.д. Произвольное внимание требует большего напряжения, затраты физической энергии (её дают эмоции и воля). Человек, уделивший вам внимание, израсходовал не только свое время, но и часть своей энергии, поэтому принято благодарить за внимание. Произвольное внимание удерживать длительное время помогают: 1. Цель деятельности (постановка цели способствуют сосредоточенность и волевые усилия, которые не дают сознанию отвлечься. 2. Включение в процесс практических действий. 3. Привычная обстановка рабочего места, наличие всех необходимых в работе инструментов. Отсутствие привычных условий, к которым привык человек, отвлекает его внимание. 4. Мотив или стимул. (Поощрение итога деятельности человека стимулирует его на быстрое выполнение работы и максимальную сосредоточенность внимания). Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели, безнашего сознательного намерения. Человек неожиданно для себя сосредотачивается на чем-то – реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета, неожиданный и необычный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредотачивается на короткий срок. внимания). На привлечение непроизвольного внимания влияют: 1. Сила раздражителя (чем сильнее раздражитель, тем сильнее возбуждение, которое он вызывает, тем быстрее приковывается внимание к нему – сильный свет, яркие краски, громкие звуки и т.д.). 2. Контраст (по форме, цвету, величине). 3. Новизна предметов и явлений (свежая стенгазета, новые: афиша, объявление, одежда - замечаются сразу). 4. Движения (предметов, людей, животных). 5. Наличие интереса (к вещам, событиям, людям). 6. Физическое состояние человека (в бодром состоянии он быстрее заметит то, что может оставить его равнодушным, когда он болен или утомлен).

3 вопрос. Свойства внимания.

Свойства внимания – это особенности его проявления. Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: - объем - концентрация - устойчивость - переключение - распределение Объём внимания – количество предметов, воспринимаемых одновременно. Наше внимание не безгранично по объему. В среднем он равен 7+ - 2 (от5до9) предметов. Концентрация – степень (сила) сосредоточенности внимания на предмете. Нарушение концентрации называется рассеянностью. При высокой концентрации внимания человека называют помехоустойчивым. Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на определенном предмете (т.е. как долго человек может пристально следить за чем-то). Измеряется временем сосредоточения. Наше внимание подвижно. Оно может перескакивать с одного предмета на другой, не останавливаясь на них. Такие изменения устойчивости называются колебаниями внимания. Распределение – удержание в сфере внимания одновременно несколько объектов или одновременное выполнение сразу нескольких действий. Хорошее распределение внимания необходимо и важно в деятельности медицинских работников. Переключение – сознательное перемещения внимания с одного объекта на другой. Затруднения в переключении внимания называется персеверацией.

На качество внимания влияют многие факторы. Его снижают: болезни, возраст, утомление, алкоголь и наркотики, психотропные вещества, сильные эмоции.

Внимание можно и нужно развивать и воспитывать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: