В.Г. Белинский.
1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие.
17. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении:
Спрашиваю ____ «Где твой отец, Ваня?»
1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие.
18. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении:
«Ну разве что к Матрёне зайдём, — сказала моя проводница, уже уставшая от меня ______ — Только у неё не убрано, в запустении она живёт, болеет».
1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие.
19. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:
(1) Кого это вы хотите представить (2) (3) (4) тихо спросила Лизавета Ивановна.
1) 1,2 — кавычки, 3 — запятая, 4 — тире;
2) 1,3 — кавычки, 2 — вопросительный знак, 4 — тире;
3) 1,2 — кавычки, 3 — вопросительный знак, 4 — тире;
4) 1,4 — кавычки, 2 — вопросительный знак, 3 — тире.
20. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:
(1) Скажи, пожалуйста, Ерофей (2) (3) заговорил я (4) (5) что за человек этот Касьян (6) (7)
1) 1, 2, 5, 7 — кавычки, 3, 4 — запятая, 6 — вопросительный знак;
2) 1,7 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 6 — вопросительный знак;
3) 1, 7 — кавычки, 2 — запятая, 4 — точка, 3, 5 — тире, 6 — вопросительный знак;
4) 1,6 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 7 — вопросительный знак.
21. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:
(1) Нет (2) я вам что (3) братцы(4) скажу (5) (6) заговорил Костя тонким голоском (7) (8) послушайте-ка (9) что тятя при мне рассказывал (10) (11)
1) 1,11 — кавычки, 5, 7 — запятые, б, 8 — тире, 10 — точка;
2) 1,11 — кавычки, 2, 5, 7 — запятые, 6, 8 — тире, 10 — точка;
3) 1, 10 — кавычки, 2, 3, 4, 5, 7, 9 — запятые, 6, 8 — тире, 11 — точка;
4) 1, 10 — кавычки, 2, 3, 4, 5, 7 — запятые, 6 — тире, 10 — точка.
22. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:
На вопрос мой (1) (2) Жив ли старый смотритель (3) (4) (5) никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
1) 1 — двоеточие, 2,3 — кавычки, 4 — запятая, 5 — тире;
2) 1 — двоеточие, 2, 3 — кавычки, 4 — вопросительный знак, 5 — тире;
3) 1,5 — тире, 2, 4 — кавычки, 3 — вопросительный знак;
4) 1 — двоеточие, 2, 4 — кавычки, 3 — вопросительный знак, 5 — тире.
23. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:
(1) Подите в спальню (2) (3) сказал он (4) (5) и оставайтесь там, пока совершенно будете знать урок (6) (7)
1) 1, 2, 5, 7 — кавычки, 3, 4 — запятая, 6 — точка;
2) 1,7 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 6 — точка;
3) 1, 7 — кавычки, 2 — запятая, 4 — точка, 3, 5 — тире, 6 — точка;
4) 1,6 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 7 — точка.
24. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:
Справедливо сказал Гоголь (1) что (2) (3) в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка (4) (5)
1) 1 — запятая, 2 — двоеточие 3, 4 — кавычки, 5 — точка;
2) 1 — запятая, 2 — нет знака 3,4 — кавычки, 5 — точка;
3) 1 — запятая, 2 — нет знака 3,5 — кавычки, 4 — точка;
4) 1 — двоеточие, 2 — двоеточие 3,5 — кавычки, 4 — точка.
25. Какое предложение соответствует схеме (сокращения: А — слова автора; П — прямая речь): А: «П».
1) Наташа вышла на террасу и заявила А мамы и Зины нет дома
2) Что же вы молчите сказал ему учитель Говорите урок
3) Я с удивлением спросил Что за озеро
4) Грустная правда вскричал король
26. Какое предложение соответствует схеме (сокращения: А — слова автора; П — прямая речь): «П, — а. — П».
1) Клянусь тебе воскликнула принцесса что никогда и никому я не сделаю более зла во
всю мою жизнь
2) А пока положительно дышать нечем ответил Корпев, присаживаясь около неё
3) Подите в спальню сказал он и оставайтесь там, пока совершенно будете знать урок
4) Очень хорошо отвечал министр Я думаю, что лошади уже осёдланы
27. Укажите правильный способ цитирования.
1) Простакова говорит, что уже «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж
содрать не можем. Такая беда!».
2) С Ленским они становятся неразлучными — «от делать нечего друзья».
3) Ленский разъезжал по гостям, и «богат, хорош собою, Ленский везде был принят как
жених».
4) В письме она признаётся Онегину в любви и пишет, что «свою судьбу отныне я тебе
вручаю».
28. Укажите неправильный способ цитирования.
1) А.Т. Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для
всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».
2) А.Т. Твардовский писал о Пушкине, что «у каждого он свой, и он входит в нашу
жизнь в самом начале её».
3) По словам А.Т. Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас
до конца».
4) А.Т. Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь... и уже не покидает
нас...».
29. Найдите «четвёртое лишнее».
1) «Какая же ваша будет последняя цена?» — спросил наконец Собакевич.
2) Подъезжают они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть.
3) «Берегись!» — кричал кучер, не сдерживая лошадей.
4) «Посвети барину», — сказал Бирюк девочке.
30. Найдите «четвёртое лишнее».
1) На охоту с ружьём я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы мне с Суркой не поохотиться.
2) Гуров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке,
готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома.
3) На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури», на север
подымается Машук, как мохнатая персидская шапка...
4) Давыдов пригрозил Устину, что выработку будет считать ежедневно, ибо
бездельников в колхозе не терпят — дармоеды колхозу не нужны.
![]() | |||
![]() |
СПОСОБЫПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ | |
предложения с прямой речью для передачи её без изменений | Витя попросил: «Миша, дай, пожалуйста, мне эту книгу». |
сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями | Витя попросил, чтобы Миша дал ему книгу. |
простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи | Витя попросил Мишу дать ему книгу. |
предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения. | Как сказал Витя, надо взять с собой книги. |
![]() | |||
![]() |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ | ||
Прямая речь (П) после авторских слов (А) | ||
Модель употребления прямой речи | Схема предложения с прямой речью | Пример |
1. Прямая речь находится перед словами автора | «П», — а. | «Садитесь», — негромко предложила она. |
«П!» — а. | «Сядьте же!» — вскричала она. | |
«П?» — а. | «Вы торопитесь?» — спросила она. | |
2. Прямая речь находится поеле слов автора | А: «П». | Она негромко предложила: «Садитесь». |
А: «П!» | Она вскричала: «Сядьте же!» | |
А: «П?» | Она спросила: «Вы уже уходите? » | |
3. Прямая речь разрывается словами автора | «П, — а, — п». | «Вы знаете, — продолжала она, — мне о многом надо с вами поговорить». |
«П, — а, — п. П». | «Вы знаете, — продолжала она, — мне о многом надо с вами поговорить. Особенно сейчас, когда заканчивается учебный год». | |
«П, — а. — П». | «Пишите мне чаще, — попросила она. — Я буду ждать». | |
4. Авторские слова с двумя глаголами со значением высказывания внутри прямой речи (части прямой речи относятся к различным глаголам) | «П! — а: — П?» | «Сашенька! — обратилась к гостье Настя и спросила: — Вы чай будете или кофе?» |
5. Прямая речь разрывает слова автора | А: «П» — а. | Она негромко предложила: «Садитесь» — и присела напротив. |
А: «П!» — а. | Она сказала: «Здравствуйте!» — и взяла журнал. | |
А: «П? » — а. | Она спросила: «Кто дежурный?» — и взяла журнал. | |
А, дееприч.: «П», — а. | Мама, сказав: «Обед готов», — пригласила всех к столу. |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ | ||
Модель употребления диалога | Схема предложения с диалогичной речью | Пример |
5. Реплика находится перед словами автора | — Р, — а. | — Садитесь, — негромко предложила она. |
— Р! — а. | — Сядьте же! — вскричала она. | |
— Р? — а. | — Вы торопитесь? — спросила она. | |
6. Реплика находится после слов автора | А: — Р. | Она негромко предложила: — Садитесь. |
А: — Р! | Она вскричала: — Сядьте же! | |
А: — Р? | Она спросила: — Вы уже уходите? | |
7. Реплика разрывается словами автора | — Р, — а, — р. | — Вы знаете, — продолжала она, — мне о многом надо с вами поговорить. |
— Р, — а, — р. Р. | — Вы знаете, — продолжала она, — мне о многом надо с вами поговорить. Особенно сейчас, когда заканчивается учебный год. | |
— Р, — а. — Р. | — Пишите мне чаще, — попросила она. — Я буду ждать. | |
8. Реплика разрывает слова автора | А: — Р, — а. | Она негромко предложила: — Садитесь, — и присела напротив. |
А: — Р! — а. | Она сказала: — Здравствуйте! — и взяла журнал. | |
А: — Р? — а. | Она спросила: — Кто дежурный? — и взяла журнал. |
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕЙ | |
Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными предложениями с изъяснительной придаточной частью, присоединяемой к главной союзами что, чтобы, будто, иногда косвенная речь передается в форме косвенного вопроса (т. е. высказывания, которое содержит вопрос, но лишено вопросительной интонации). Косвенный вопрос может присоеди-няться к главной части союзом ли или союзным словом. | |
Правило | Примеры |
1. Правильно выбрать союз (или союзное слово). Придаточные части с союзами что, будто (бы) передают содержание прямой ре-чи, оформленной как повествовательное пред-ложение. Союз будто (бы) передает оттенок неуверенности: | «Ничего не понимаю», — сказал Кузьмин и осторожно убрал свою руку. (Пауст.) — Кузьмин сказал, что ничего не понимает, и осторожно убрал свою руку. Соседи говорят, будто к нам ребята прихо-дили. |
Придаточная часть с союзом чтобы употреб-ляется при замене косвенной речью побуди-тельного предложения (содержащего приказ, требование, призыв к действию): | «Ты на дорогу смотри, — посоветовал Кузь-мин, — Не оглядывайся». (Пауст.) — Кузьмин посоветовал, чтобы я смотрел на дорогу, не оглядывался. |
Придаточные части с союзом ли и союзными словами передают содержание вопроситель-ных предложений, а также местоимения и наречия кто, что, какой, где, когда, почему: | «Гудки с пристани здесь слышно? — впол-голоса спросил Кузьмин». (Пауст.) — Кузьмин спросил вполголоса, слышны ли здесь гудки с пристани. «Чем же вы все-таки счастливы?» — спро-сила Ольга Андреевна Кузьмина. (Пауст.) — Ольга Андреевна спросила Кузьмина, чем же он все-таки счастлив. |
2) Изменить личные и притяжательные мес-тоимения и глагольные формы, учитывая, что косвенная речь ведется от лица автора (т. е. от третьего лица). | «Как же мы спустимся?» — спросил Кузьмин. (Пауст.) — Кузьмин спросил, как же они спус-тятся. «Действуйте по разработанному вами плану, от меня дополнительных приказаний не жди-те», — сказал Серпилин. (Сим.) — Серпилин сказал, чтобы действовали по разработан-ному ими плану, от него дополнительных при-казаний не ждали. |
3) Передать описательным способом эмоцио-нально окрашенную прямую речь, содержа-щую междометия, обращения, восклицания. В этом случае косвенная речь может иметь фор-му простого предложения: | Встречные ребятишки тебе, незнакомому че-ловеку, вежливо говорят: «Здравствуйте!». (Песк.) — Встречные ребятишки вежливо здороваются с незнакомым человеком. При такой замене в значительной мере теряется эмоциональная окраска прямой речи. |