Справедливо сказал Гоголь (1) что (2) (3) в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка (4) (5)




В.Г. Белинский.

1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие.

17. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении:

Спрашиваю ____ «Где твой отец, Ваня?»

1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие.

18. Укажите, какой знак должен стоять на месте пропуска в предложении:

«Ну разве что к Матрёне зайдём, — сказала моя проводница, уже уставшая от меня ______ — Только у неё не убрано, в запустении она живёт, болеет».

1) тире; 2) запятая; 3)точка; 4) двоеточие.

19. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:

(1) Кого это вы хотите представить (2) (3) (4) тихо спросила Лизавета Ивановна.

1) 1,2 — кавычки, 3 — запятая, 4 — тире;

2) 1,3 — кавычки, 2 — вопросительный знак, 4 — тире;

3) 1,2 — кавычки, 3 — вопросительный знак, 4 — тире;

4) 1,4 — кавычки, 2 — вопросительный знак, 3 — тире.

20. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:

(1) Скажи, пожалуйста, Ерофей (2) (3) заговорил я (4) (5) что за человек этот Касьян (6) (7)

1) 1, 2, 5, 7 — кавычки, 3, 4 — запятая, 6 — вопроситель­ный знак;

2) 1,7 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 6 — вопро­сительный знак;

3) 1, 7 — кавычки, 2 — запятая, 4 — точка, 3, 5 — тире, 6 — вопросительный знак;

4) 1,6 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 7 — вопро­сительный знак.

21. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:

(1) Нет (2) я вам что (3) братцы(4) скажу (5) (6) заговорил Костя тонким голоском (7) (8) послушайте-ка (9) что тятя при мне рассказывал (10) (11)

1) 1,11 — кавычки, 5, 7 — запятые, б, 8 — тире, 10 — точка;

2) 1,11 — кавычки, 2, 5, 7 — запятые, 6, 8 — тире, 10 — точка;

3) 1, 10 — кавычки, 2, 3, 4, 5, 7, 9 — запятые, 6, 8 — тире, 11 — точка;

4) 1, 10 — кавычки, 2, 3, 4, 5, 7 — запятые, 6 — тире, 10 — точка.

22. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:

На вопрос мой (1) (2) Жив ли старый смотритель (3) (4) (5) никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

1) 1 — двоеточие, 2,3 — кавычки, 4 — запятая, 5 — тире;

2) 1 — двоеточие, 2, 3 — кавычки, 4 — вопросительный знак, 5 — тире;

3) 1,5 — тире, 2, 4 — кавычки, 3 — вопросительный знак;

4) 1 — двоеточие, 2, 4 — кавычки, 3 — вопросительный знак, 5 — тире.

23. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:

(1) Подите в спальню (2) (3) сказал он (4) (5) и оставайтесь там, пока совершенно будете знать урок (6) (7)

1) 1, 2, 5, 7 — кавычки, 3, 4 — запятая, 6 — точка;

2) 1,7 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 6 — точка;

3) 1, 7 — кавычки, 2 — запятая, 4 — точка, 3, 5 — тире, 6 — точка;

4) 1,6 — кавычки, 2, 4 — запятая, 3, 5 — тире, 7 — точка.

24. Укажите правильную расстановку знаков препинания в предложении:

Справедливо сказал Гоголь (1) что (2) (3) в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, гибкость и сила нашего языка (4) (5)

1) 1 — запятая, 2 — двоеточие 3, 4 — кавычки, 5 — точка;

2) 1 — запятая, 2 — нет знака 3,4 — кавычки, 5 — точка;

3) 1 — запятая, 2 — нет знака 3,5 — кавычки, 4 — точка;

4) 1 — двоеточие, 2 — двоеточие 3,5 — кавычки, 4 — точка.

25. Какое предложение соответствует схеме (сокращения: А — слова автора; П — прямая речь): А: «П».

1) Наташа вышла на террасу и заявила А мамы и Зины нет дома

2) Что же вы молчите сказал ему учитель Говорите урок

3) Я с удивлением спросил Что за озеро

4) Грустная правда вскричал король

26. Какое предложение соответствует схеме (сокращения: А — слова автора; П — прямая речь): «П, — а. — П».

1) Клянусь тебе воскликнула принцесса что никогда и никому я не сделаю более зла во

всю мою жизнь

2) А пока положительно дышать нечем ответил Корпев, присаживаясь около неё

3) Подите в спальню сказал он и оставайтесь там, пока со­вершенно будете знать урок

4) Очень хорошо отвечал министр Я думаю, что лошади уже осёдланы

27. Укажите правильный способ цитирования.

1) Простакова говорит, что уже «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж

содрать не можем. Такая беда!».

2) С Ленским они становятся неразлучными — «от делать нечего друзья».

3) Ленский разъезжал по гостям, и «богат, хорош собою, Ленский везде был принят как

жених».

4) В письме она признаётся Онегину в любви и пишет, что «свою судьбу отныне я тебе

вручаю».

28. Укажите неправильный способ цитирования.

1) А.Т. Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пуш­кин, остающийся одним для

всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

2) А.Т. Твардовский писал о Пушкине, что «у каждого он свой, и он входит в нашу

жизнь в самом начале её».

3) По словам А.Т. Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас

до конца».

4) А.Т. Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь... и уже не покидает

нас...».

29. Найдите «четвёртое лишнее».

1) «Какая же ваша будет последняя цена?» — спросил на­конец Собакевич.

2) Подъезжают они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть.

3) «Берегись!» — кричал кучер, не сдерживая лошадей.

4) «Посвети барину», — сказал Бирюк девочке.

30. Найдите «четвёртое лишнее».

1) На охоту с ружьём я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы мне с Суркой не поохотиться.

2) Гуров рассказал, что он москвич, по образованию фи­лолог, но служит в банке,

готовился когда-то петь в ча­стной опере, но бросил, имеет в Москве два дома.

3) На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури», на север

подымается Машук, как мохнатая персидская шапка...

4) Давыдов пригрозил Устину, что выработку будет счи­тать ежедневно, ибо

бездельников в колхозе не терпят — дармоеды колхозу не нужны.

 

       
   
 
 

 

 


СПОСОБЫПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
предложения с прямой речью для передачи её без изме­нений Витя попросил: «Миша, дай, пожалуйста, мне эту кни­гу».
сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями Витя попросил, чтобы Миша дал ему книгу.
простые предложения с дополнением, называющим те­му чужой речи Витя попросил Мишу дать ему книгу.
предложения с вводными словами и вводными предло­жениями для передачи источника сообщения. Как сказал Витя, надо взять с собой книги.

       
 
 
   

 


ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Прямая речь (П) после авторских слов (А)
Модель употребления прямой речи Схема предложе­ния с прямой ре­чью Пример
1. Прямая речь находится перед словами автора «П», — а. «Садитесь», — негромко предложила она.
«П!» — а. «Сядьте же!» — вскри­чала она.
«П?» — а. «Вы торопитесь?» — спросила она.
2. Прямая речь находится поеле слов автора А: «П». Она негромко предло­жила: «Садитесь».
А: «П!» Она вскричала: «Сядьте же!»
А: «П?» Она спросила: «Вы уже уходите? »
3. Прямая речь разрывается словами автора «П, — а, — п». «Вы знаете, — продолжа­ла она, — мне о многом надо с вами поговорить».
«П, — а, — п. П». «Вы знаете, — продолжала она, — мне о многом надо с вами поговорить. Особенно сейчас, когда заканчивает­ся учебный год».
«П, — а. — П». «Пишите мне чаще, — попросила она. — Я буду ждать».
4. Авторские слова с двумя глаголами со значением вы­сказывания внутри прямой речи (части прямой речи относятся к различным глаголам) «П! — а: — П?» «Сашенька! — обратилась к гостье Настя и спросила: — Вы чай будете или ко­фе?»
5. Прямая речь разрывает сло­ва автора А: «П» — а. Она негромко предложи­ла: «Садитесь» — и присела напротив.
А: «П!» — а. Она сказала: «Здравствуй­те!» — и взяла журнал.
А: «П? » — а. Она спросила: «Кто де­журный?» — и взяла журнал.
А, дееприч.: «П», — а. Мама, сказав: «Обед го­тов», — пригласила всех к столу.

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ
Модель употреб­ления диалога Схема предложения с диалогичной ре­чью Пример
5. Реплика нахо­дится перед сло­вами автора — Р, — а. — Садитесь, — не­громко предложила она.
— Р! — а. — Сядьте же! — вскричала она.
— Р? — а. — Вы торопитесь? — спросила она.
6. Реплика нахо­дится после слов автора А: — Р. Она негромко пред­ложила: — Садитесь.
А: — Р! Она вскричала: — Сядьте же!
А: — Р? Она спросила: — Вы уже уходите?
7. Реплика раз­рывается слова­ми автора — Р, — а, — р. — Вы знаете, — про­должала она, — мне о многом надо с вами поговорить.
— Р, — а, — р. Р. — Вы знаете, — про­должала она, — мне о многом надо с вами поговорить. Особен­но сейчас, когда за­канчивается учеб­ный год.
— Р, — а. — Р. — Пишите мне чаще, — попросила она. — Я буду ждать.
8. Реплика раз­рывает слова ав­тора А: — Р, — а. Она негромко пред­ложила: — Садитесь, — и присела напротив.
А: — Р! — а. Она сказала: — Здравствуйте! — и взяла журнал.
А: — Р? — а. Она спросила: — Кто дежурный? — и взяла журнал.

 

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕЙ
Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными предложениями с изъяснительной придаточной частью, присоединяемой к главной союзами что, чтобы, будто, иногда косвенная речь передается в форме косвенного вопроса (т. е. высказывания, которое содержит вопрос, но лишено вопросительной интонации). Косвенный вопрос может присоеди-няться к главной части союзом ли или союзным словом.
Правило Примеры
1. Правильно выбрать союз (или союзное слово). Придаточные части с союзами что, будто (бы) передают содержание прямой ре-чи, оформленной как повествовательное пред-ложение. Союз будто (бы) передает оттенок неуверенности: «Ничего не понимаю», — сказал Кузьмин и осторожно убрал свою руку. (Пауст.) — Кузьмин сказал, что ничего не понимает, и осторожно убрал свою руку. Соседи говорят, будто к нам ребята прихо-дили.
Придаточная часть с союзом чтобы употреб-ляется при замене косвенной речью побуди-тельного предложения (содержащего приказ, требование, призыв к действию): «Ты на дорогу смотри, — посоветовал Кузь-мин, — Не оглядывайся». (Пауст.) — Кузьмин посоветовал, чтобы я смотрел на дорогу, не оглядывался.
Придаточные части с союзом ли и союзными словами передают содержание вопроситель-ных предложений, а также местоимения и наречия кто, что, какой, где, когда, почему: «Гудки с пристани здесь слышно? — впол-голоса спросил Кузьмин». (Пауст.) — Кузьмин спросил вполголоса, слышны ли здесь гудки с пристани. «Чем же вы все-таки счастливы?» — спро-сила Ольга Андреевна Кузьмина. (Пауст.) — Ольга Андреевна спросила Кузьмина, чем же он все-таки счастлив.
2) Изменить личные и притяжательные мес-тоимения и глагольные формы, учитывая, что косвенная речь ведется от лица автора (т. е. от третьего лица). «Как же мы спустимся?» — спросил Кузьмин. (Пауст.) — Кузьмин спросил, как же они спус-тятся. «Действуйте по разработанному вами плану, от меня дополнительных приказаний не жди-те», — сказал Серпилин. (Сим.) — Серпилин сказал, чтобы действовали по разработан-ному ими плану, от него дополнительных при-казаний не ждали.
3) Передать описательным способом эмоцио-нально окрашенную прямую речь, содержа-щую междометия, обращения, восклицания. В этом случае косвенная речь может иметь фор-му простого предложения: Встречные ребятишки тебе, незнакомому че-ловеку, вежливо говорят: «Здравствуйте!». (Песк.) — Встречные ребятишки вежливо здороваются с незнакомым человеком. При такой замене в значительной мере теряется эмоциональная окраска прямой речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: