Введение
Оснвная часть
Деятельность менеджера
Основы методологии менеджмента
Система управления
Научный менеджмент
Современные теории в научном менеджменте.
Список использованной литературы
Деятельность менеджера
Термин management в значении “управление коммерческими делами”; “способ, манера обращения с людьми”; “власть и искусство управления”; “особый род умения” и “навыки администрирования” стал использоваться во второй половине XVII века.
Термин «менеджмент» имеет смешанные корни: латинское manus – рука, власть и сфера полномочий; итальянское manneggiare – управления собственностью; французское manegerie – управление предприятием;
английские manage, manager, management первоначально имели отношение к управлению лошадьми, искусству верховой езды. А слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь [1, c.24].
За последние три столетия многое изменилось. Понятие «современный менеджмент», сегодня представляет собой, по сути, явление XX – начала XXI вв. Именно в этот период, англоязычное «менеджмент» в русском языке стало означать «управление» и получило весьма широкое распространение.
Понятие «управление» характеризует различные сферы организованных процессов, происходящих в природе, науке, технике, экономике, обществе и повседневных делах каждого человека. Термин «управление» имеет глубокие корни и варианты самых различных толкований, которые означают не только всевозможную деятельность, но и названия различных систем, административных и структурных органов, осуществляющих функции управления, и т.д.
Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленной на эффективное и рациональное достижение целей организации посредством выполнения функций планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над использованием организационных ресурсов (рис. 1). Определение включает ключевые идеи: функции, целей и ресурсы организации [2, c. 24–25].
|
Рис. 1. Процесс менеджмента
Деятельность менеджера – применение менеджером средств воздействия на исполнителей ради достижение цели организации, которой он руководит [3, c. 59; 2, c. 39].
Для этого менеджеру необходимо:
спланировать работу;
расставить персонал и координировать его действия; принимать наилучшие управленческие решения; активизировать и стимулировать деятельность персонала;
осуществлять контроль и учет выполненной работы; анализировать полученные результаты; разрабатывать и реализовывать меры по развитию.
Предметом деятельности менеджера являются:
структура организаций;
внешняя и внутренняя среда организаций; деловые коммуникации;
методы менеджмента;
выработка управленческих решений; динамика групп, власть и лидерство; управление персоналом;
конфликты н их разрешение; этика менеджмента;
эффективность управления организацией и т.д.
Цель менеджера – выполнение показателей формального плана по удовлетворению запросов людей в потребительских благах и услугах, которые производятся организацией.
Метод достижения цели – оптимальное сочетание административных и экономических рычагов управления с учетом действия внешних угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организации.
|
Менеджер – руководитель, прошедший процедуры профессионального отбора и специальной подготовки в области управления организацией, способный к достижению поставленных собственником целей и задач, соответствующих уставу организации.
Деятельность менеджера отличается характерными чертами:
организация и управление людьми, занятыми в процессах
производства различных видов продуктов;
использование в работе административных и экономических методов управления. Административно культивировать подчинение, а экономически – пробуждать интересы работающих, мотивировать трудовую деятельность, стимулировать производительный труд и рациональное распределение ресурсов;
внедрение инноваций (новых технологий, оборудования, товаров и услуг), для достижения долгосрочного успеха организации.
видение перспектив развития организации;
умение стратегически мыслить и разумно рисковать;
умение принимать решения и брать ответственность на себя.
Менеджеры не случайно должны обладать перечисленными чертами. На менеджера возлагается ответственность за деятельность организации. Именно менеджеры отвечают за результаты использования ресурсов, которыми наделена организации для достижения целей, поставленных ее учредителями.
Для подчинения всей совокупности процессов и действий членов организации единой цели менеджеры создают организационную структуру. Подчинение цели означает, что организация должна получать результат:
прибыль;
увеличение доходов участников организации; удовлетворение социальных потребностей и т.п.
|
Обязанность менеджера, таким образом, заключается в эффективном и рациональном использовании ресурсов для достижения целей организации.
Эффективность организации – это степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация может выполнять свои функции, т. е. предоставить потребителям необходимые им товары и услуги.
Рациональность действий менеджеров – оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации (сырье, материалы, денежные средства и сотрудники, задействованные в производстве данного объема продукции или получении определенного результата). По сути, имеется в виду объем ресурсов, необходимый для производства товара или услуги. Рациональность может быть рассчитана как количество ресурсов, использованных для производства товара или услуги.
Менеджеры должны создавать условия для рациональной и эффективной работы организации. Деятельность менеджеров заключается в нахождении и применении способов повышения рациональности, при одновременном стремлении и к достижению целей компании по качеству обслуживания и удовлетворенности потребителей конечного продукта [4, c. 31–38]. То есть, главная обязанность менеджеров состоит в обеспечении высокой результативности работы, выраженной в степени достижения целей организации при эффективном и рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Типы менеджеров
Типология менеджеров раскрывает их положение в организационной иерархии (рис. 2) [1, c. 25; 2, c. 33–35; 4, c. 26–28].
Рис. 2. Уровни иерархии менеджмента организации
Высшие менеджеры (президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполни- тельные вице-президенты) находятся на вершине пирамиды управления организацией. Они несут ответственность за все, что происходит в организации: от постановки целей и разработки стратегий до принятия решений и мониторинга последствий. В число их обязанностей, входит, как правило, – осуществление коммуникаций, формирование видения корпоративной культуры и поддержание предпринимательского духа. Высшие менеджеры должны во все большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.
Менеджеры среднего звена занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших подразделений организации. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.
Менеджеры первой линии несут непосредственную ответственность за производство (мастера производственных участков, линейные менеджеры, офис-менеджеры и т. д.). Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивировать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.
Функциональные менеджеры отвечают за работу отделов, выполняющих одну из функций, необходимую для работы всей организации. Их подчиненные обладают схожими навыками и опытом (отделы рекламы, продаж, кадров, финансов, и т.д.).
Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и маркетинговых отделов, выпускающих и реализующих товары или услуги.
Менеджеры проектов выполняют жизненно важную роль в современных организациях, но функционируют, как правило, вне иерархии. При создании новых товаров они координируют взаимодействия маркетологов, финансистов и производственников. По мере сокращения уровней иерархии, перехода к горизонтальным структурам, потребность в менеджерах проектов возрастает. Одно из основных требований к таким руководителям – управленческие навыки, так как для достижения успеха проекта им необходимо координировать работу самых разных сотрудников.
Основы методологии менеджмента
Методология в буквальном значении есть учение о методах познания. Логос – наука, знание. Метод – путь, направление познания. Методология определяется как система, в которой можно реализовать следующие функции:
создание новых знаний на основе научных методов и принципов познания;
структурирование новых знаний в виде специальных понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий на основе использования законов логического мышления;
организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт) на основе методологии конкретных наук применительно к предметным областям.
Основы методологии менеджмента включают: диалектический метод познания, позволяющий анализировать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии;
обобщение результатов анализа на основе единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
Методы менеджмента
Методы менеджмента – методы управляющего воздействия, которые применяются в работе менеджера с учетом особенностей и характера воздействия на объект управления:
• административные – представлены совокупностью средств правового воздействия на отношения сотрудников в процессе производства. К таким приемам относятся:
– нормирование деятельности сотрудника;
– наделение сотрудника полномочиями и обязанностями;
– регламентация сфер деятельности подчиненных;
– постановка задач и контролирование их выполнения и т.д.
• психологические – представлены совокупностью средств, используемых в управлении социальными процессами:
– способы мотивации сотрудников;
– подходы к созданию режима благоприятной атмосферы для всестороннего развития каждого члена коллектива;
• экономические – направлены на реализацию экономических интересов учредителей и сотрудников в пределах достигнутых результатов функционирования и развития организации.
Включают:
– коммерческий расчет, призванный обеспечить необходимое соотношение затрат и результатов в процессе достижения целей, поставленных перед организацией;
– ценообразование, предполагающее установку уровня цен на основе целевой нормы прибыли с учетом издержек производства;
– обеспечение финансирования подразделений;
– страхование и т.д.;
В настоящее время наблюдается постепенный переход от административных методов к экономическим.
Система управления
Система управления – совокупность органов, взаимодействие которых позволяет реализовать функции управления организацией: планирование производства, мотивация и стимулирование сотрудников, контроль над использованием ресурсов и т.д.
Структура управления – совокупность органов управления, которые находятся в определенном соотношении и соединенные коммуникационными каналами.
Система управления характеризуется: соответствием целям организации; техническим оснащением;
составом, направленностью элементов; соподчинением звеньев по уровням управления; специализацией функций управления; централизацией или децентрализации полномочий; характером внутренних и внешних связей; стабильностью или изменчивостью поведения; восприимчивостью к внешним влияниям.
Принципы построения системы управления:
сопряженность целей, функций, полномочий; компетентность персонала;
допущение неформальных связей; обеспечение эффективного контроля; гибкость и адаптивность.
Система управления находится в постоянном изменении. Это может быть рост (увеличение числа элементов, связей между ними) и развитие (рационализация функций, процедур и пр.). Рост ведет к увеличению численности управленческого персонала и количества внутренних взаимосвязей. Это может быть сокращение размеров и деградация (сокращение количества элементов, изменение их размеров и качества и т.д.).
Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Границы между этими подсистемами весьма условны. Взаимодействие между ними осуществляется управленческим аппаратом посредством механизма управления.
Научный менеджмент
Направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
Научную основу менеджмента, представляет сумма знаний об управлении в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления людьми и их группами в процессе производства благ.
Менеджмент как наука сформировался в рамках классического направления менеджмента ближе к началу XX века. Создание крупного производства вызвало к жизни новые, неизвестные до той поры функции: оснащение техникой, организация профессионального управления, подготовка персонала, его обучение, планирование, мотивирование и стимулирование и т.д. Менеджмент того времени исповедовал рациональность производства и управления, рассматривал организацию как эффективно функционирующий механизм.
Классический менеджмент представлял три самостоятельных области знаний: научный менеджмент, концепции бюрократических организаций и административных принципов.
Научный менеджмент. Основоположник Фредерик Тейлор (1856–1915), высказал предположение о том, что основным препятствием роста производительности труда является низкий уровень менеджмента. Необходимо было изменить принципы управления и осуществлять их в строгом соответствии с научными рекомендациями. На смену решениям, основанным на практике и традициях, должны прийти процедуры, разработанные на основе тщательного изучения конкретных ситуаций. Решая эту задачу, Ф.Тейлор анализировал затраты времени на выполнение отдельных операций по разгрузке железнодорожных вагонов с железной рудой и погрузке готовой продукции. Результаты анализа показали, что устранение лишних движений в процессе труда, использование более совершенного оборудования и изменение процедуры позволят повысить производительность каждого в трое. Была предложена система стимулирующих мер по оплате труда.
Генри Гантт (1861–1919) разработал метод, который позволил отобразить плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса производства. Лилиан Гилберт (1878–1972) и Фрэнк Гилберт (1868–1924) разработали метод анализа движений работников в процессе труда, в котором особое внимание уделялось рационализации труда и стремлению найти наилучший способ выполнения работы.
Использование новых подходов позволило разработать стандартные процедуры: организации труда по видам деятельности; отбора работников, обладающих соответствующими способностями; обучения эффективным методам труда; обеспечения процесса выполнения рабочих заданий и устранения возможных препятствий; материального стимулирования.
Концепция бюрократической организации разработана Максом Вебером (1864–1920). Акцент сделан на рационалистической основе, безличном управлении, четком определении должностных обязанностей, ответственности работников, ведении формальной отчетности, отделения собственности от управления. Основанная на рациональной власти организация отличается более высокой эффективностью и гибкостью, быстрее приспосабливается к переменам, поскольку она в меньшей степени зависит от воли и желаний конкретных людей. Организационная рациональность означала, что критерием отбора и продвижения работников по службе выступает их компетентность. Все в организации должно быть основано на правилах и ведении отчетности, что и позволяет обеспечить преемственность. Эффективность работы менеджера зависит не от его личностных характеристик, а от формальной власти, которой он располагает на данной должности. Бюрократические правила и процедуры являют собой стандартный способ взаимодействий: к каждому из сотрудников предъявляются одни и те же требования, все они руководствуются одними и теми же правилами. Именно бюрократия позволила многим организациям добиться чрезвычайно высокой эффективности деятельности.
Административные принципы концентрируют внимание не на проблемах организации труда рабочих, а организации в целом, по таким функциям менеджмента как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль производительности труда отдельных рабочих. Основной вклад в развитие концепции административных принципов внесли Анри Файоль, Мари Паркер Фоллет и Честер Бернард. Анри Файоль (1841–1925), обобщил свои взгляды на менеджмент и выделил базовые принципы менеджмента, некоторые из которых сохраняют свою значимость для теории управления и по сей день: единовластие, разделение труда, специализация управленческого и технического труда, единство направления и единый план работы, скалярная цепочка управления и т.д. Эти принципы должны применятся в любой организации вне зависимости от ее внутреннего устройства. Определены основные функции менеджмента: планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль, которые сохраняют свое значение и в современных концепциях управления.
Мари Паркер Фоллет (1868–1933) разработала концепцию лидерства, привлечения внимания к людям, а не к решению проблем технического процесса. М. Фоллет анализировала проблемы взаимодействия менеджеров и организаций, этики, власти, лидерства, максимизации отдачи подчиненных. Концепции наделения властью, оказания работникам помощи, нежели осуществление жесткого контроля, независимо от их властных полномочий, открыли новую эру в теоретических исследованиях.
Чарльз Барнард (1896–1961) исследовал неформальную сторону деятельности организации. Неформальная организация существует внутри любой организации; ее образуют естественным образом сложившиеся социальные группы. Ученый настаивал на том, неформальные отношения представляют собой мощную силу, которая может быть использована менеджментом в целях повышения эффективности организации. Кроме того, разработана теория принятия власти, утверждающая, что обладающие свободой воли индивиды имеют право решать, следовать ли им приказам менеджмента или нет. Как правило, люди подчиняются приказам, потому что это приносит выгоду им самим, однако они должны помнить и о наличии другого пути. Менеджеры обязаны обращаться со своими работниками подобающим образом, так как принятие власти последними может стать критическим фактором успеха организации в наиболее ответственных ситуациях.
Период доминирования классического направления менеджмента был очень насыщенным. В теории и практике управления появились новые понятия, ставшие вскоре фундаментальными, повышалась производительность организаций, улучшались отношения менеджмента и рабочих.
Гуманистический менеджмент. Приверженцы этого направления уделяли основное внимание анализу поведения людей в процессе труда, их потребностей, отношений на рабочих местах, а также социальных взаимодействий и групповых процессов. Рассмотрим области гуманистического направления менеджмента: движение человеческих отношений, концепцию человеческих ресурсов и научный бихевиоризм.
Движение человеческих отношений. Приверженцы этого направления Элтон Мэйо (1880–1949) и Фриц Ротлисбергер (1898–1974) считали, что истинный контроль над процессом труда исходит от самого работника, а не из авторитарной системы управления. Кроме того, принадлежащие к этой школе исследователи отстаивали необходимость и возможность социального давления в поддержку более просвещенного обращения с работниками. Однако ранние работы в области промышленной психологии и отбора персонала не нашли понимания у менеджеров-практиков, руководствовавшихся идеями доминировавшего в то время научного менеджмента.
Концепция человеческих ресурсов строится на положении, утверждающем, что удовлетворенные работники достигают более высоких результатов. Со временем у теоретиков и практиков пробуждается интерес к участию работников в процессе управления и лидерстве. Возникла концепция человеческих ресурсов, суть которой состоит в разработке рабочих заданий в соответствии с теориями мотивации, когда работники получают возможность полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои потребности. К наиболее известным представителям концепции человеческих ресурсов относят Абрахама Маслоу (1908–1970) и Дугласа Макгрегора (1906–1964). Их наблюдения привели к выводу, что многие проблемы организаций связаны с неспособностью людей удовлетворить свои потребности. В результате сформулированы основные теоретические предположения X и Y.
Предположения Теории X:
– средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его;
– поскольку большинство людей относятся к работе с антипатией, для достижения целей организации менеджмент обязан принуждать подчиненных к труду, контролировать и направлять их действия, угрожать нерадивым наказаниями;
– средний человек предпочитает, чтобы им управляли, он не желает брать на себя ответственность, обладает относительно невысокими амбициями и наиболее высоко ценит безопасность.
Предположения Теории Y:
– физические и умственные усилия индивидов так же естественны, как игра или отдых; утверждение о врожденной неприязни к труду среднего индивида ошибочно;
– неправомерно рассматривать внешний контроль и угрозы наказаний как единственные способы побуждения индивидов к направленным на достижение целей организации усилиям; человек, который стремится к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль;
– в определенных условиях средний индивид не только принимает на себя ответственность, но и готов исполнить дополнительные обязательства;
– большинство работников способны проявлять относительно высокие уровни воображения, изобретательности и мастерства;
– в условиях индустриализации интеллектуальный потенциал среднего индивида используется далеко не полностью.
Классический менеджмент основан на положениях Теории X. Реалистичный – Теории Y. Основная идея Теории Y заключается в том, что организации, более полно использующие интеллект и воображение своих работников, имеют возможность извлекать дополнительные преимущества. Если создать необходимые условия, сотрудники организации будут осознанно стремиться к достижению организационных целей, проявляя и ответственность, и самоконтроль. Управление некоторыми компаниями и сегодня осуществляется в соответствии с принципами Теории X, многие организации внедряют идеи Теории Y.
Научный бихевиоризм предполагает использование научных методов исследований для изучения поведения людей. Главная задача приверженцев бихевиоризма заключается в идентификации и анализе движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде. В соответствии с бихевиористским научным подходом отношение современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано под влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникации, лидерство, а также общие принципы управления людьми.
В полней мере менеджмент стал рассматриваться как наука во второй половине XX века. Новое направление отличалось от предшествующих широким применением в принятии управленческих решений математических и статистических методов, призванных решать проблемы, которые зачастую сводились к задачам быстрого и эффективного перемещения больших объемов материалов и людей. Возникла новая концепция менеджмента – исследование операций (построение математических моделей и применение других методов количественного анализа для решения проблем управления). Для решения производственных задач стали широко использоваться математические методы, и прежде всего прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теория массового обслуживания, построение графиков производства, моделирование, анализ безубыточности.