Ноосфера и космическая экология




(с привлечением материалов сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Ноосфера)

В качестве первичного, вводного определения понятия ноосферы может быть предложено следующее.

Ноосфера - предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

Это определение связывает ноосферу с будущим образом биосферы, с активной, предположительно конструктивной и рациональной (т.е. разумной) деятельностью человека, преобразующей биосферу во все более комфортное свое жизненное пространство. Тяга к познанию и освоению новых сфер уже сегодня вывела человека за пределы биосферы в открытый космос. Именно этим обстоятельством обусловлена связь ноосферы и космической экологии, а также название настоящего раздела.

Существует два аспекта понимания содержания «космической экологии».

Первый, упрощенный, связан с исследованиями особенностей жизнедеятельности человека и других биосистемных организационных структур в условиях замкнутого пространства космического корабля, а в перспективе, космоса вообще. Этот аспект зародился в середине, второй половине, 20 века и связан с пилотируемыми полетами человека в околоземное и более удаленное космическое пространство.

Второй аспект, исторически более значимый, важный, и более углубленный соотносит, приобщает космическую экологию к пониманию того, что есть ноосфера.

Наиболее общее словарно-энциклопедическое определение термина «ноосфера» может быть сформулировано в следующем виде.

Ноосфе́ра (от др.-греч. νοῦς «разум» + σφαῖρα «шар»; дословно «сфера разума») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

(эта сфера обозначается также термином «антропосфера». Термин «антропосфера»

в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.)

[1- Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и

сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. —

1312 с.].

Общепризнано, что одним из основоположников учения о биосфере и следующем её эволюционном этапе развития – ноосфере, является выдающийся российский, советский ученый с мировым именем и признанием Владимир Иванович Вернадский.

Согласно В. И. Вернадскому,

«в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного» [1 - см выше].

По обобщениям Ф. Т. Яншиной, В. И. Вернадский сформулировал следующие 12 условий ноосферы в будущем:

[ Яншина Ф. Т. О появлении и первоначальном толковании термина «ноосфера» // Вестник РАН. 1994. № 11. С. 1016—1022]

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами.

3. Усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в Космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. Подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни человечества.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

В. И. Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, и как о неотвратимом будущем:

Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека.

[Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с. ]

Мы живем в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом — и своим сознательным отношением к жизни — перерабатывает земную оболочку — геологическую область жизни — биосферу. Он переводит её в новое геологическое состояние; его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу. Им создаются в биосфере новые, не существовавшие раньше биогеохимические процессы.

[Вернадский В. И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тел биосферы // Проблемы биогеохимии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Вып. 2. C. 2.]

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

- ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

- ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа. Совместно с палеонтологом-эволюционистом Пьером Тейяром де Шарденом они трактовали ноосферу как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое.

Эмана́ция (лат. emanatio — «истечение, распространение»): Эманация — истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного;
то, что возникло, появилось в результате такого истечения.

Эманация – истечение из «Единого». Мир есть эманация божества.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Критика учения о ноосфере и ее современное толкование.

Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно идеалогизировано и носит не научный, а религиозно-философский характер. В частности, крупный советский эколог и доктор биологических наук Ф. Р. Штильмарк считает:

«мысли о Ноосфере как Обществе Разума… уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными»

[7 - Штильмарк Ф. Р. К спорам о дикой природе, заповедности и антропоцентризме Архивная копия от 26 сентября 2011 на Wayback Machine ].

Чтобы более детально уяснить содержание претензий и критических взглядов на теорию ноосферы В.И. Вернадского (в скобках заметим, что автор настоящего пособия их разделяет), постулаты которой были им сформулированы в различных его публикациях в виде 12 утверждений, которые в обобщении Ф.Т. Яншиной были приведены выше, обратимся к достаточно объемной выдержке из статьи В. А. Кутырева «Насколько разумна "сфера разума"?». В ней он пишет:

«Мы живем во время, когда человеческая деятельность преодолела границы биологической реальности и стала определяться достигнутой мощью разума. Человечество вошло в плотные слои ноосферы. Почти одновременно с этим, мы заговорили о выживании. Очевидно, что такой вопрос (/проблема – АФД) возникает, если жизнь поставлена под вопрос. Какова здесь роль ноосферы:

- все еще мал масштаб, не успела развернуться, или наоборот?

- Как относиться к разуму, когда увеличение его сферы действия совпадает с ростом угроз для жизни?

- Каково же действительное содержание процессов в "области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью"?...

При непредвзятом взгляде их (содержание процессов- АФД) надо назвать глобальными проблемами человечества. Становление ноосферы и возникновение угрожающего самому существованию людского рода кризиса — один и тот же процесс.

Ноосфера как реальность является искусственной средой, которая теснит и подавляет ареал биологического бытия. Формирование искусственной среды открыло перед людьми небывалые возможности для роста материальной обеспеченности, комфорта и безопасности, подняло на новую ступень культурное развитие, но оно (формирование искусственной среды – АФД) ведет к загрязнению воды и воздуха, опустыниванию почвы, обшей деградации естественной среды обитания. По последствиям для человека чрезмерное разрастание искусственного есть явление сугубо противоречивое, с драматическими перспективами.

….. …. …..

Ноосфера как гармония - сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае. В соответствии с духом времени они теперь опираются на науку. Так к ним и надо относиться, хотя против утопий и надежд вообще выступать нет оснований. Они полезны в той мере, насколько, смягчая трагические реалии, помогают жить. Когда же утопия самодовлеюща, мешает трезвому взгляду на вещи, она может стать опаснее того, от чего спасает. Нужны реалистические надежды, функциональные утопии. Например, надежды, что возможно длительное совместное развитие биосферы и ноосферы, при котором скорость преобразования окружающей среды будет не выше скорости нашей адаптации к ней. Нужны утопии, соотнесенные с ценностями гуманизма. Эти надежды и утопии надо отличать от иллюзий, вытекающих из упования на безграничное могущество разума как логоса и связанных с ним ошибочных действий, с тем, чтобы, если не исключить их, то хотя бы ограничить. Иначе разум превращается в безумие».

 

В завершении этого раздела интересно представить, отталкиваясь от определения древнегреческими философами ноосферы как высшей гармонии, в соответствии с которой, по их мнению, осуществляется эволюция Вселенной, современное понимание содержания ноосферы, представленное, к примеру, в учебном пособии [Гордиенко В.А. и др. Экология базовый курс …].

Согласно воззрениям пифагорейцев, Гераклита, позже Платона, его последователя, упомянутого выше Плотина (безусловно, имеющим свои отличия) единая направленность всех эволюционных процессов во Вселенной к высшей гармонии (сколько копий сломлено со времен древнего мира в спорах о том, что представляет собой «высшая гармония» [Лосев А.Ф. см. реквизиты в блокноте от Светы]) определяется некоей программой и законами развития, заложенными в «Мире идей».

Так, например, Гераклит полагал, что: - «… гармония, … – это …… свойство реально явленного бытия и вместе с тем не только понятийно абсолютизированный и внеположный миру принцип, но именно всеобъемлющая, покрывающая и материальную и понятийную сферу, регулирующая функция. Гармония, по Гераклиту, есть общая основа мира и мышления о нем.» [цитировано по монографии Лосева А.Ф [см.запись реквизитов ссылки в моем блокноте ]]

Согласно современным научным воззрениям древнегреческий «Мир идей» представляет собой совокупность объективных законов взаимодействия уже известных и может быть еще неизвестных физических полей и материи, которая образует некоторое Информационное Поле Законов Взаимодействия. Оно – Совокупное Информационное Поле Законов Взаимодействия (СИПЗВ) определяет протекание всех взаимодействий и их результатов во Вселенной (Звезды, Галактики, Черные дыры и т.п.). Оно и есть современное понимание «Мира идей», оно же и «Специфический разум Вселенной».

По мнению автора настоящего учебного пособия есть существенное различие между современным пониманием СИПЗВ и пониманием ноосферы в тезисах В.И. Вернадского.

По И.В. Вернадскому ноосфера, хотя и есть коллективный разум и коллективные деяния социума землян, является по сути своей субъективистски определяемой субстанцией, состояние и вектор эволюции которой определяется на каждом этапе господствующей парадигмой состояния и развития социума Земли, подвергнутого эмоциональным всплескам мышления и действий.

СИПЗВ - объективно-нейтрально и не имеет своим результатом положительной или отрицательной, созидательной или разрушительной направленности, или любой другой направленности к какой-либо конечной цели, к какому-либо пределу совершенства или обратного ему состояния. Единственно, что можно утверждать на основании всех эмпирических наблюдений и опытов, что Вселенная постоянно изменяется в пропорциях хаоса и упорядоченности, случайного и закономерного.

На определенном этапе существования Вселенной СИПЗВ реализовалось в виде живой материи, способной размножаться и развиваться. В последующем живая материя от простейших организмов эволюционировала в направлении усложнения биосистемных структур вплоть до человека, обладающего мышлением и разумом.

Идея и утверждение, что жизнь есть космическое явление, в чем то резко отличное от косной материи, принадлежит нидерландскому ученому Христиану Гюйгенсу (14.04.1629 – 08.07.1799). В.И. Вернадский назвал это утверждение «принципом Гюйгенса» и обосновывал его и развивал далее в своих работах, в частности в книге [Биосфера и ноосфера].

 

Задание для самостоятельной работы.

 

Для тех, кому это будет интересно (не обязательно всем), прошу написать краткое изложение вашего видения перспективы эволюции биосферы и ноосферы.

В приложенном файле, в удобочитаемом виде.

Спасибо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: