международному терроризму.




 

В середине XX в. терроризм принял беспрецедентный размах, стал фактически одним из самых опасных вызовов международной безопасности, превратившись в гло­бальную проблему.

Практически еженедельно в какой-либо точке мира совершается террористический акт, поражающий невинных людей, которые просто оказались в неподходящем месте в неподходящее время. В настоящее время появился новый тип террористов, которые менее всего заин­тересованы в отстаивании политических идей, а сосредоточены на совершении любой ценой крупномасштабного акта возмездия против мирных граждан. Мотивами их действий часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды они надеются получить в потустороннем мире.

Особо опасным терроризм стал в настоящее время, так как в эпоху глобализации современный мир претерпевает изменения, обусловленные развитием новейших технологий, противоречивыми тенденциями интеграции и дифференциации общественных явлений и процессов, когда граница между локальным и глобальным, периферией и центром, национальным и интернациональным становится все более размытой.

Структурные изменения ведут к возникновению, наряду с сохранением традиционного государствоцентричного мира с его системой международных отношений, мира мультицентричного, включающего в себя широкий круг разнообразных факторов мировой политики на локальном, региональном, национальном, интернациональном и глобальном уровнях.

Существует не только конструктивная, но и негативная сторона процесса фрагментации глобального мира и усиления в мировой политике роли неправительственных организаций и иных негосударственных факторов.

Противоречивость, неопределенность и непредсказуемость развития структурно раздвоенного мира, процессы политической фрагментации и развитие современных информационных технологий способствовали тому, что стало возможным появление специфической структуры в этом сложном мультицентричном фрагментированном мире, которая дала толчок быстрому развитию терроризма и террористических организаций как активных участников мировой политики.

Все более очевидным становится парадокс глобальной демократизации, когда с одной стороны, усиление неправительственных организаций и неформальных сетей содействует созданию и установлению в современном мире глобального гражданского общества, но с другой стороны, этот процесс сопровождается усилением изощренности действий террористических организаций, преследующих совсем иные, деструктивные цели.

Остается предметом научной дискуссии связь глобализации и роста конфликтов, насилия, террора в современном мире, в которой преобладают две противоположные точки зрения на проблему взаимосвязи экономической глобализации и международного терроризма.

Наиболее распространенным является взгляд, согласно которому процессы, связанные с развитием мировой торговли и финансовых рисков, выступают факторами, способствующими распространению международного терроризма. Расширение торговых связей воспринимается как фактор усиления рисков ввоза оружия террористическими формированиями, контроль за которым существенно ослаблен в условиях либерализации внешней торговли. Как реальная угроза бесконтрольного финансирования международных террористических сетей рассматривается также и увеличение объемов оборота финансовых средств, достигающего в сутки до двух триллионов долларов.

Большой интерес у политиков сегодня вызывает менее распространенная и относительно новая точка зрения ряда исследователей, считающих, что экономическая глобализация ведет к сокращению транснационального терроризма. Она привлекает внимание своей конструктивностью в плане разработки экономических стратегий противодействия терроризму, так как в ее основе лежит убеждение, что экономическая глобализация, способствуя экономическому развитию, сокращает социальную базу терроризма, что, в свою очередь, ведет к снижению активности террористических групп.

Этой позиции придерживаются сторонники теории глобализации (Дж. Френкел, Дж. Гаррет, Р. Ревени, К. Шауб, У. Эндерс, Т.Сандиер и др.), которые, рассматривая экономическую глобализацию как процесс интеграции, пытаются определить ее эффекты и подтвердить выдвигаемые гипотезы результатами систематических эмпирических исследований влияния этой глобализации на активность транснационального терроризма.

Терроризм определяется в данном случае как угроза применения насилия для достижения политических, религиозных или идеологических целей посредством запугивания и устрашения масс.

Обе точки зрения имеют сходство в том, что опираются на аналитико-рационалистический подход к каузальному анализу влияния экономической глобализации на транснациональный терроризм.

Особый интерес представляют исследования, в которых проводится политический анализ экономической глобализации и ее влияния на процесс активизации международного терроризма, в рамках сравнения эффектов экономической глобализации в различных странах и регионах мира. К таким исследованиям можно отнести работу К. Шауба, в которой представлены результаты исследования эффектов (позитивных и негативных) экономической глобализации с точки зрения ее влияния на динамику роста международного терроризма.

Установленные в ходе данного исследования системы статистических зависимостей экономической глобализации и транснационального терроризма могут быть, по мнению специалистов, учтены при разработке стратегий противодействия международному терроризму.

Результаты исследований показывают, что экономическая глобализация создает условия для экономического развития, которое опосредованно способствует снижению рисков международного терроризма и совершения террористических актов на территории страны, проводящей открытую экономическую политику.

Эффекты экономической глобализации по своей структуре имеют структурный общесистемный характер и их воздействие на транснациональный терроризм таково, что стратегии обеспечения экономического развития по своему содержанию выступают стратегиями сдерживания распространения международного терроризма в современных условиях.

Риски финансовой глобализации и проблема контроля процессов, связанных с развертыванием глобальной инфраструктуры по отмыванию денег как источника финансирования международного терроризма, являются предметом политического анализа для целого ряда исследований начала XXI века.

Стратегии и методы предотвращения рисков, а также противодействия международному терроризму в последние десятилетия XX – начале XXI вв. разрабатывались с учетом различных подходов в выборе средств борьбы с терроризмом в современном мире.

Так, выделяются два типа политических стратегий, основанных на различиях в выборе способов и средств противодействия терроризму (К. Джоунер и Т. Уиттис).

Стратегии первого типа, выступают как мягкие средства дипломатии, международного сотрудничества, конструктивного участия, и меры по обеспечению безопасности, осуществляемые с помощью таких средств, как экономические санкции, конвенциональные действия и применение военной силы. Они основаны, как правило, на применении правовых инструментов с целью обеспечения широкой поддержки политики предотвращения рисков международного терроризма, которой придерживается ООН, осуществляющая соответствующую политику с помощью принятия резолюций и других документов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.

Стратегии второго типа – это силовые действия, составляющие содержание политического курса США и Израиля, и ставящих целью установление собственного права на применение силы в борьбе с террористическими группами, располагающимися на территории какого-либо государства без соответствующего согласия данного государства[31].

Например, базовыми элементами контртеррористической политики, которой традиционно придерживались США, всегда были принципы:

1) не делать никаких уступок;

2) следовать букве закона и усиливать потенциал дружественных государств в их противостоянии угрозе, с которой они столкнулись;

3) осуществлять давление на государства, оказывающие финансовую и иную поддержку международным террористическим организациям.

Силовые стратегии США в борьбе с международным терроризмом остаются объектом критики со стороны мирового сообщества.

Современные реалии со всей определенностью свидетельствуют, что для эффективной борьбы с терроризмом требуются совмест­ные усилия всего мирового сообщества, координация коллектив­ных действий на глобальном, региональном и национальном уров­нях. В победе над этим злом заинтересованы все страны мира, однако, несмотря на значи­тельные усилия, предпринимаемые мировым сообществом, меж­дународный терроризм становится все более распро­страненным, организованным и изощренным. В связи с этим и на протяжении уже многих десятилетий вопрос о борьбе с терроризмом стоит в повестке дня Организации Объединенных Наций (ООН).

В рамках ООН разработан целый ряд универсальных документов (соглашений и протоколов), направленных против международного терроризма и касающихся конкретных видов террористической деятельности.

Государства-члены ООН при посредничестве Генеральной Ассамблеи расширяют координацию антитеррористической деятельности, ведут активную работу над установлением юридических норм в этой сфере. Активно участвует в борьбе с терроризмом и Совет Безопасности, принимая соответствующие резолюции и создав несколько вспомогательных органов. Одновременно с этим ряд программ, управлений и учреждений, входящих в систему ООН, участвуют в контртеррористических мероприятиях, расширяя помощь государствам-членам в их деятельности, направленной против терроризма.

39-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государ­ственного терроризма и любых действий государств, направлен­ных на подрыв общественно-политического строя в других суве­ренных государствах» и в последующем неоднократно выносила на повестку дня обсуждение этих вопросов.

В целях укрепления и усиления этой деятельности государства-члены ООН начали в сентябре 2006 года новый этап борьбы с терроризмом, приняв Глобальную контртеррористическую стратегию, которая знаменует собой первый случай достижения всеми государствами – членами ООН согласия относительно общих стратегических и оперативных рамок для борьбы с терроризмом.

Стратегия составляет основу конкретного плана действий:

· ликвидации условий, способствующих распространению терроризма;

· предупреждение террористической деятельности и борьба с ней;

· принятие мер к созданию государственного потенциала для борьбы

с терроризмом;

· укрепление роли ООН в борьбе с терроризмом;

· и обеспечение уважения прав человека в ходе этой борьбы.

Стратегия базируется на беспрецедентном согласии, достигнутом

мировыми лидерами на саммите в сентябре 2005 года относительно осуждения терроризма во всех его формах и проявлениях.

Наряду с указанной стратегией ООН были приняты и другие важные документы по проблеме терроризма:

· Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма,

утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи № 49/601 от 9 декабря 1994 года;

· Декларация о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом,

Принятая Советом Безопасности 12 января 2001 года.

· Декларация по вопросу о борьбе с терроризмом, принятая Советом

Безопасности 20 января 2003 г.;

· Декларация, принятая по итогам состоявшегося 6 марта 2003 года

Специального совещания Контртеррористического комитета (Вена, 2004 года);

· Декларация о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом,

коррупцией и транснациональной организованной преступностью, принятая на практикуме экспертов по теме «Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, коррупцией и транснациональной организованной преступностью (Загреб, 7-9 марта 2005 года) и т.д.;

Российская Федерация, как государство-член ООН, также решительно выступает против терроризма, за обеспечение безопасной и достойной жизни граждан в условиях свободы и демократии. Она удовлетворена тем, что ООН продолжает убедительно демонстрировать свою способность выполнять такую важнейшую роль. Яркой тому демонстрацией, по мнению руководства РФ, стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Глобальной контртеррористической стратегии, представляющей собой развернутый план совместных практических усилий мирового сообщества по отражению террористических угроз. Стратегия содержит ясное указание на то, что меры по борьбе с терроризмом и защите прав человека являются целями, которые не противоречат, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга. В документе объективно делается акцент на один из важнейших направлений взаимодействия государств – противодействие террористическим проявлениям в сети Интернет, активизацию усилий государств в борьбе с этим новым, динамично развивающимся преступным явлением.

Отрадно видеть, что в Стратегии нашли отражение продвигаемые Россией на протяжении многих лет инициативы о противодействии идеологии терроризма, запрете подстрекательства к совершению террористических преступлений. Это – важная составляющая антитеррористических мер, предпринимаемых мировым сообществом в целях превенции терроризма, пресечения его апологетики. Примечательно, что учтены и такие идеи, поддерживаемые Россией, как подключение гражданского общества, в частности делового мира, к борьбе с терроризмом, поощрение межцивилизационного диалога, укрепление культуры мира, религиозной терпимости.

Стратегия закладывает мощный потенциал для наращивания усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом, укрепляет многосторонний характер антитеррористической действий государств. Не менее значимое достоинство документа – нацеленность на повышение национального антитеррористического потенциала.

В декабре 2007 года на заседании Национального антитеррористического комитета РФ утвержден комплекс дополнительных мер, направленных на противодействие терроризму в России, в рамках реализации требований Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Данным документом, в частности, предусматривается завершить внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания и ратификации РФ Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 года.

Россия выступает за последовательное и эффективное выполнение Глобальной контртеррористической стратегии и готова предпринимать в этих целях все необходимые, в том числе инициативные шаги. Она придает приоритетное значение универсализации участия государств в основных глобальных антитеррористических международно-правовых инструментах, подписала и ратифицировала все подобные документы.

В числе указанных договоров особого значения имеет принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 апреля 2005 года Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (МКБАЯТ, ратифицирована РФ 2 октября 2006 года, вступила в силу в июле 2007 года). В результате впервые антитеррористическая конвенция выработана «на упреждение», то есть, до совершения террористических актов с использованием ядерного материала и других радиоактивных веществ. Речь идет о первом универсальном договоре, направленном на предотвращение террористических актов массового поражения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: