Российская культура 90-х гг.




Задание студентам группы МОЦИ-264

По дисциплине «ОДБ.04. История»

На время дистанционного обучения

Октября 2021 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

Литература: Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016; Новейшая история. ХХ – начало XXI века. 9 класс: атлас. – М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2013.

 

 

Тема 33-1. Культура 90-х гг.

План

5. Российская культура 90-х гг.

 

Цели занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• дать понятие о культурно развитии стран в 90-е годы; показать основные достижения в литературе, кинематографе, театральном искусстве, музыке и изобразительном искусстве.

 

Развивающая:

• сопоставлять различные источники; обобщать полученную информацию и делать выводы; находить альтернативные варианты решения поставленных задач; работать с исторической картой; правильно распределить время работы над заданием; способствовать развитию творческой самостоятельности студентов.

 

Воспитательная:

• формировать самостоятельную мировоззренческую позицию и умение грамотно ее отстаивать; воспитывать интерес к изучению истории своего народа, приобщать студентов к общечеловеческим и демократическим ценностям; воспитывать такие качества гражданина: серьезное отношение к экономическим преобразованиям в стране; ответственность за экономическое положение на своем предприятии; ответственное отношение выполнения своих учебных обязанностей, а в будущем к выполнению своей работы; подготавливать студентов к активной, сознательной участия в дальнейшей жизнедеятельности; воспитывать толерантное отношение к противоположным мнениям, критическое отношение к тенденциозной информации; воспитывать сознательного гражданина, любовь к родной стране, чувства патриотизма, национального сознания и достоинства

 

Российская культура 90-х гг.

 

Исторические условия развития культуры

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха – распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение положения России в мире. Культура по-своему реагировала на провозглашенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от владельцев капитала.

Литература

Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса.

Характерной особенностью стало обращение к публицистике: она давала возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова «Мой народ» и др.

Литература 90-х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). В ней нашлось место новым «героям» – «новым русским», безработным, беженцам, бездомным (повесть 3. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету новых русских»).

Печаль по уходящей жизни, по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. «В одном сибирском городе», «Россия молодая» и другие его произведения посвящены городу, городской интеллигенции.

Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит в этом произведении о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви.

В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям. В романе показаны трагедия войны, одиночество «маленького человека», его ожесточение и страдания.

Иные представления, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли произведения ранее неизвестных или малоизвестных писателей В. Пелевина, А. Дмитриева, Ю. Буйды, А. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Ю. Полякова и др.

Кинематограф

В 90-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Российскому кинематографу конец XX в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.

Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими, хотя и неоднозначными, были режиссерские открытия нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей»), А. Хвана («Дрянь хорошая – дрянь плохая»), С. Сельянова («Духов день») и др.

В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Мусульманин» А. Хотиненко, «Молох» и «Телец» А. Сокурова и др.

В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

Музыка

Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетневым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.

Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади в 1992 г.). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в

Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе.

90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Музыкальные коммерческие радиостанции ликвидировали дефицит музыкальной информации.

В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до 10 тыс. участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «METRO», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.

90-е гг. были переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи -- любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры была группа «Мумий тролль» (И. Лагутенко). Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России.

Театр

Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссерские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Актеры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А. Соколов, О. Меньшиков, С. Проханов, А. Табаков и др.) выступили в качестве режиссеров. Получили признание публики, возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные драматические театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.).

Режиссеры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Фоменко.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Изобразительное искусство

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Получило развитие монументальное искусство. Президент Российской академии художеств 3. Церетели стал автором Мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Петру I в Москве.

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы появились частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-е гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.

Таким образом, развитие отечественной культуры в 90-е и было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Кто является автором сборника статей «Самоистребление»?

2. Кто написал роман «Прокляты и убиты»?

3. Назовите художественные фильмы, созданные Н. Михалковым в 90-е годы?

4. Как называется Всероссийский кинофестиваль, который ежегодно проводится в Сочи?

5. Когда состоялся первый в России концерт классической музыки на открытой большой площадке, на Красной площади?

6. Каких вы знаете российских артистов балета 90-х годов?

 

Самостоятельная работа.

 

Дать развернутую характеристику любому крупному достижению в области литературы, музыки, изобразительного искусстве, кинематографа или театра.

Выполнить самостоятельную работу и выслать ее на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)

 

 

Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы

 

Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: