Противление Богу – это не только открытое богоборчество, но и когда ложь выдается за правду евангельского Благовестия




Исполины, пренебрегавшие Богом

Обратимся же к Книге Бытия. В главе 6 мы читаем:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6: 1–3)

Кто такие сыны Божии и дочери человеческие, и почему эти браки были не угодны Богу, более того – такие союзы названы «пренебрежением Духом Божиим»?

Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются “народом Божиим”. Прекрасные на вид дочери человеческие, которых увидели сыны Божии, – дочери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: брали их себе в жены, какую кто избрал, – показывают, что когда они брали их себе в жены, тогда были высокомерны с ними, совершая выбор. Бедный превозносился перед богатою, старый перед юною, самый безобразный надмевался перед самой красивой».

В приведенных мною стихах говорится и о причинах сокращения человеческой жизни на земле: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». Как видим, причина эта – пренебрежение Духом Божиим.

Читаем далее:

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4).

Святитель Василий Великий: «Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела»

Интересные слова: от этих смешанных браков рождаются исполины! Почему сказано: «издревле славные люди»? Они действительно были сильные, и для них все внешнее было важнее внутреннего: им были свойственны внешняя кичливость, самолюбование. Святитель Василий Великий пишет так: «Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела, хотя все это истребляет болезнь, истощает время. И не разумеет он, что “всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой” (Ис. 40: 6). Таковы были исполины… Таким образом, сила порождает высокомерие».

Не надо удивляться тому, что, как это было тогда, так это есть и сейчас. В наше время существует настоящий культ спорта. Я не против спорта – дай Бог, если это дело хорошее. Но когда спорт становится смыслом жизни, когда человек любой ценой добивается желаемого результата, кода цель оправдывает средства, то это всегда заканчивается печально для человека. И потому перед миссионером, который общается с людьми в спортивных секциях, стоит очень важная задача – суметь донести слово Божие на понятном этим людям языке, при этом четко расставив приоритеты: Бог и служение Ему – на первом месте, а уже потом – всё остальное, и, конечно, постараться самому не увлечься духом состязания и соперничества (об этом я писал в своей статье «Полезны ли спортивные соревнования в жизни христианина?»)

Итак, мы видим, какими были эти люди – «сильные и издревле славные»: они славились и кичились именно своей плотью, своей внешней красотой и силой и при этом пренебрегали Духом Божиим.

«Истреблю их»

Читаем далее:

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле (это подтверждается и словами Священного Писания, потому что на земле действительно умножилось развращение. – А.С.), и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» (Быт. 6: 5).

Представляете, какого состояния достигло человечество допотопного мира, если все помышления их были зло, а добра почти не осталось?

«…и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6: 6).

Слово «раскаялся» употребляется по отношению к Богу как антропоморфизм. Таких антропоморфизмов, прилагаемых к Богу, в Библии встречается немало, например, говорится, что у Бога есть руки, ноги, уста… В Священном Писании это приписывается Богу для нашего человеческого понимания.

«И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6: 7).

Почему до скотов и гадов и птиц? По той причине, что человек – венец творения. Человек был поставлен Богом быть ответственным за мир, который Бог для него сотворил. Но в связи с грехопадением, уходом человека от Бога в человеке развилось и развивается хищническое, потребительское отношение к природе по принципу «после нас хоть потоп». Недаром сохранилось это выражение, оно отражает весь характер и всю деградацию допотопного мира. Поэтому Бог говорит: «истреблю их».

Противление Богу – это не только открытое богоборчество, но и когда ложь выдается за правду евангельского Благовестия

Из-за пренебрежения Духом Божиим началось вырождение, как сегодня говорят: «вырождение нации», «вырождение народа». Что означают эти слова? Пренебрежение Духом Божиим есть хула на Духа Святого, то есть сознательное противление Божией воле, Божиему Закону, пренебрежение благодатью и всеми средствами, которые даны нам Богом для совершения дела нашего же спасения от смерти греха. Но это противление не обязательно открытое богоборчество. Противление Богу выражается и в духе антихриста, когда ложь выдается за правду евангельского благовестия, когда Истина преломляется под стандарты века сего в угоду человеческим хотениям и идеям. Вспоминаются слова К. Льюиса: «Божественное Откровение не вешалка, чтобы на него навешивать человеческие идеи».

Народ извратился. Так и сказано: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления были зло во всякое время».

И читаем далее:

«Ной же обрел благодать перед очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6: 8–9).

Праведный не означает «святой, безгрешный». Безгрешен только Бог. Здесь о Ное сказано, что он был праведен, но не безгрешен; что он был праведен «в роде своем» – то есть Ной был праведник в допотопном развращенном обществе, в тот исторический момент.

«Ной ходил пред Богом» (Быт. 6: 9).

Но читаем далее:

«Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6: 11–12).

Люди стали жить, пренебрегая Духом Божиим, жить по своему хотению. Они стали воспринимать свободу как вседозволенность. Как писал русский философ Н. Бердяев: «Люди начали воспринимать свободу не “для”, а “от”». Не для служения Богу и людям, а от служения Богу и людям. Когда сегодняшняя молодежь говорит: «Ой, устали за неделю! Пойдем оторвемся в выходные», я всегда спрашиваю: «От Кого оторвемся? От Бога, Который есть Любовь и Жизнь?» И ведь действительно, в тех местах, в которые ходят «отрываться», можно и от Бога, и от жизни оторваться по полной программе – так, что после такого отрыва и вовсе не прийти в себя и не вернуться к жизни.

Ковчег

 

И мы читаем далее Книгу Бытия:

«И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье» (Быт. 6: 13–16).

Как видим, три отделения было в ковчеге, он был осмолен и снаружи, и изнутри и имел два отверстия: одно было вверх, а другое сбоку.

Ковчег – прообраз Церкви. Отцы Александрийской школы видели смысл и прообразы в самых мелких деталях устройство ковчега. Например, изнутри смола – это смола, которая сохраняется для Суда Божиего над теми, кто ходит в Церковь, но не ищет Бога. Просто ходит, но без покаяния, ищет чего-то своего, по своему усмотрению. Потому что сказано в Священном Писании, что суду Божиему начаться с дома Господня. А внешняя смола – это для внешних, тех, кто слышал призыв, но никогда в Церковь не пришел. То есть это указание нам на то, что не все в храм ходящие и даже к Таинствам прибегающие спасутся. Что же для спасения необходимо? Как подходить к Таинствам? Имея «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50: 19). И само по себе хождение в храм еще не гарантирует человеку спасения. Но не надо забывать и того, что без Церкви спасения нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: