Противодействие терроризму в РФ осуществляется по следующим направлениям:
· предупреждение (профилактика) терроризма;
· борьба с терроризмом;
· минимизация или ликвидация последствий проявлений терроризма.
Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:
1) создание системы противодействия идеологии терроризма;
2) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
3) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
Особая роль в предупреждении (профилактике) терроризма принадлежит эффективной реализации административно-правовых мер, предусмотренных законодательством РФ.
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение следующих задач:
· разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин
и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
· противодействие распространению идеологии терроризма путем
обеспечения защиты единого информационного пространства РФ; совершенствование системы информационного противодействия терроризму;
· улучшение социально-экономической, общественно-политической
и правовой ситуации в стране;
· прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз,
информирование о них органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности;
· использование законодательно разрешенных методов воздействия
на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к действиям террористического характера;
· разработка мер и осуществление профилактических мероприятий
по противодействию терроризму на территориях субъектов РФ;
· определение прав, обязанностей и ответственности руководителей
органов исполнительной власти всех уровней, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;
· разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению
защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей;
· совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы
возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших в результате террористического акта;
· усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму;
· обеспечение скоординированной работы органов государственной
власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами.
Организация борьбы с терроризмом осуществляется на основе:
· комплексного подхода к анализу причин возникновения
и распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности,
· четкого разграничения функций и зоны ответственности субъектов
противодействия терроризму,
· своевременного определения приоритетов в решении поставленных
задач,
· совершенствования организации и взаимодействия оперативных,
оперативно-боевых, войсковых и следственных подразделений путем внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения указанных субъектов информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.
Одно из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом – получение упреждающей информации о планах террористических организаций по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности.
Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых Федеральным оперативным штабом и оперативными штабами в субъектах РФ.
Деятельность по минимизации или ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов, и должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:
· недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами;
· своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;
· минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы;
· восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов;
· возмещение в соответствии с законодательством РФ причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
Условиями успешного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с его совершением, а также характера объектов, подвергшихся террористическому воздействию, и способов террористической деятельности, разработка типовых планов задействования сил и средств общегосударственной системы противодействия терроризму и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.
В соответствии с основными направлениями противодействия терроризму, антитеррористическая деятельность осуществляется посредством системы мер, в ходе реализации которых используются различные взаимосвязанные и согласованные между собой формы, методы, приемы и средства воздействия на субъекты террористической деятельности.
При осуществлении деятельности по предупреждению терроризма применяются:
· меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям;
· предупреждение террористических намерений граждан;
· затруднение действий субъектов террористической деятельности.
При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этно-конфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия.
К основным мерам по предупреждению терроризма относятся:
· политические (нормализация общественно-политической ситуации,
разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму);
· социально-экономические (оздоровление экономики регионов РФ
и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения);
· правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за
преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем);
· информационные (разъяснение сущности терроризма и его
общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противо-действии терроризму);
· культурно-образовательные (пропаганда социально значимых
ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога);
· организационно-технические (разработка и реализация целевых
программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррори-стической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, для устранения которых вводятся соответствующие правовые режимы, включающие в себя административно-режимные, оперативно-розыскные и иные мероприятия, реализуемые оперативными штабами в субъектах РФ во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями в субъектах РФ и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также временные ограничения, направленные на недопущение совершения террористического акта и минимизацию его последствий.
Основной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция, которая предусматривает реализацию комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В ходе реализации мер по минимизации или ликвидации последствий проявлений терроризма решаются следующие задачи:
· оказание экстренной медицинской помощи;
· медико-психологическое сопровождение аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий;
· социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвовавших в его пресечении;
· восстановление нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов;
· возмещение морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
Правовое обеспечение противодействия терроризму включает в себя постоянный мониторинг и анализ терроризма как явления, проблем в организации деятельности субъектов противодействия терроризму, законодательства РФ и международного опыта в данной области, подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму должна соответствовать следующим требованиям:
· гибко и адекватно реагировать на постоянные изменения способов, форм, методов и тактики деятельности субъектов террористической деятельности;
· учитывать международный опыт, реальные социально-политические, национальные, этноконфессиональные и другие факторы;
· определять компетенцию субъектов противодействия терроризму, адекватную угрозам террористических актов;
· устанавливать ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение требований законодательства РФ в области противодействия терроризму;
· определять адекватные угрозам террористических актов меры стимулирования и социальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по противодействию терроризму;
· обеспечивать эффективность уголовного преследования за террористическую деятельность.
Международно-правовое сотрудничество в области противодействия терроризму должно ориентироваться на преодоление двойных стандартов в подходах зарубежных партнеров к уголовному преследованию террористов, на адекватное использование имеющихся международных правовых инструментов в части, касающейся противодействия терроризму и выдачи террористов.
Важной задачей противодействия терроризму является обеспечение законности при осуществлении данной деятельности, участие субъектов противодействия терроризму в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы, а также в формировании правовой культуры населения.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму включает в себя сбор, накопление, систематизацию, анализ, оценку информации об угрозах террористических актов, обмен ею и выдачу ее потребителям такой информации.
В его процессе решаются следующие основные задачи:
· исследование основных факторов, определяющих сущность
и состояние угроз террористических актов;
· прогноз вероятных тенденций и закономерностей развития угроз
террористических актов, разработка предложений для своевременного принятия решений по их нейтрализации;
· анализ информации о проявлениях терроризма, а также
о политических, социально-экономических и иных общественных процессах в РФ и в мире, оказывающих негативное влияние на ситуацию в области противодействия терроризму;
· организация и осуществление информационного взаимодействия
субъектов противодействия терроризму;
· мониторинг и анализ национального и международного опыта
противодействия терроризму;
· совершенствование, в том числе на основе внедрения современных
информационно-телекоммуникационных технологий, информационно-аналитического обеспечения координации деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ и оперативных штабов в субъектах РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, проведение в этих целях с привлечением специалистов научно-исследовательских учреждений ситуационных анализов рисков совершения терро-ристических актов;
· создание единого антитеррористического информационного
пространства на национальном и международном уровнях;
· разработка информационных банков и баз данных, информационно-
телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем и аппаратно-программных комплексов с применением передовых информационных технологий и их поддержка;
· своевременная подготовка предложений по созданию и
совершенствованию нормативно-правовой базы информационно-аналитического обеспечения противодействия терроризму;
· систематическое повышение профессиональной подготовки
специалистов-аналитиков в области противодействия терроризму.
Информирование высших должностных лиц органов государственной власти по вопросам противодействия терроризму предусматривает оптимизацию информационных потоков и распределение полномочий между субъектами противодействия терроризму в области информационно-аналитической деятельности, централизацию информации об учете (в том числе статистическом) террористических проявлений и результатов антитеррористической деятельности всех субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму.
Национальный антитеррористический комитет:
· координирует деятельность федеральных органов исполнительной
власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму;
· организует подготовку информационно-аналитических материалов
по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета;
· обобщает справочную и отчетную информацию субъектов
противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту РФ.
Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией информируют потребителей информации об угрозах террористических актов по конкретным вопросам, требующим срочного реагирования.
К деятельности по информационно-аналитическому обеспечению противодействия терроризму привлекаются научно-исследовательские учреждения, а также общественные объединения и другие институты гражданского общества.
Научное обеспечение противодействия терроризму включает в себя:
· разработку теоретических и методологических основ противодействия
терроризму, рекомендаций для решения практических задач по конкретным направлениям деятельности в области противодействия терроризму;
· проведение научно-прикладных исследований для принятия
политических, правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия терроризму на разных уровнях;
· изучение международного опыта борьбы с терроризмом, внесение
предложений Президенту РФ по совершенствованию стратегии и системы мер противодействия терроризму.
Приоритетными направлениями научно-технических разработок в области противодействия терроризму должны стать создание и внедрение:
· средств защиты сотрудников антитеррористических подразделений
и объектов террористической деятельности с использованием последних научных достижений;
· новых образцов вооружения антитеррористических подразделений,
в том числе оружия нелетального действия и специальных средств, способных существенно сократить людские потери и уменьшить материальный ущерб при проведении оперативно-боевых мероприятий;
· эффективных средств систем связи, отвечающих требованиям
информационной безопасности, в том числе требованиям защищенности от компьютерных атак, средств обнаружения новейших видов взрывных устройств, взрывчатых веществ, других особо опасных средств террористической деятельности и непосредственно террористов, а также средств маскировки действий антитеррористических подразделений.
Для успешного функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму необходимо наделение одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти функциями координатора научных и научно-технических разработок в области противодействия терроризму.
Дальнейшее развитие общегосударственной системы противодействия терроризму предполагает концентрацию материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения деятельности субъектов противодействия терроризму, создание соответствующей инфраструктуры для развития общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, стимулирование органами государственной власти инновационной и инвестиционной политики в целях повышения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности, а также в целях формирования системы страховой защиты населения от террористических рисков.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Финансирование федеральных целевых программ в области противо-действия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, в частности создание фондов и предоставление грантов в целях стимулирования деятельности в указанной области и повышения ее эффективности, должно осуществляться не только за счет увеличения объемов финансирования из бюджетов разного уровня, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Продуманная кадровая политика является одним из основных направлений повышения эффективности функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму. Подразделения, участвующие в противодействии терроризму, должны быть укомплектованы высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми качествами и навыками. Приоритетным направлением кадровой политики является повышение престижа службы в указанных подразделениях.
Кадровое обеспечение противодействия терроризму осуществляется по следующим основным направлениям:
· подготовка и переподготовка сотрудников, участвующих в
противодействии терроризму;
· антитеррористическая подготовка сотрудников федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, участвующих в рамках полномочий в противодействии терроризму;
· антитеррористическая специализация сотрудников негосударственных структур безопасности с учетом специфики решаемых ими задач;
· подготовка специалистов в специфических областях противодействия
терроризму (противодействие идеологии терроризма, ядерному, химическому, биологическому терроризму, кибертерроризму и другим его видам);
· создание экспертно-консультативных групп из числа представителей
субъектов противодействия терроризму, обладающих специальными знаниями и навыками.
Подготовка и переподготовка кадров для противодействия терроризму осуществляется на базе межведомственных и ведомственных учебных центров и заведений, а также образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Наряду с имеющимися в России возможностями по подготовке кадров для противодействия терроризму допускается их обучение за рубежом в рамках международного сотрудничества.
Международное сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму и осуществляется на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, а также в соответствии с международными договорами РФ.
Российская Федерация ведет работу, направленную на подтверждение центральной, координирующей роли Организации Объединенных Наций в деле международного сотрудничества в области противодействия терроризму, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН и положений универсальных конвенций в этой области, на эффективную реализацию принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2006 года Глобальной контртеррористической стратегии.