– обеспечение организаций дополнительного образования детей современным учебным оборудованием, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной Интернет-связью;
– разработка мер по интенсификации использования площадей организаций, находящихся во введении муниципальных органов местного самоуправления, для организации дополнительного образования и досуга детей;
– строительство новых и модернизации существующих спортивных и культурных объектов на территории Донецкой Народной Республики, адаптации спортивных учреждений для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
– модернизация и развитие инфраструктуры учреждений культуры (музеев, библиотек и выставочных залов) для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;
– участие в республиканских программах, грантах, предусматривающих обновление материально-технической базы организаций дополнительного образования детей;
– воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и республиканского уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых, подростковых) по месту жительства;
– формирование социокультурной инфраструктуры детства, содействующей успешной социализации детей, интегрирующей воспитательные возможности музеев, театров, библиотек, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических центров.
Ожидаемые результаты, социально-экономические эффекты и показатели реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Донецкой Народной Республике
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
|
– увеличение охвата детей услугами дополнительного образования в Донецкой Народной Республике;
– повышение удовлетворенности населения качеством услуг дополнительного образования детей;
– расширение сферы услуг дополнительного образования детей за счет вовлечения негосударственного сектора, потенциалов неформального и информального образования;
– расширение перечня образовательных программ в сфере дополнительного образования детей, направленных на социализацию, профессиональною ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей;
– повышение статуса педагогического работника дополнительного образования детей;
– повышение уровня оплаты труда работников системы дополнительного образования детей;
– приведение в соответствие материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей современным требованиям к реализации программ, содержанию и оборудованию помещений;
– совершенствование законодательной базы, регулирующей сферу дополнительного образования детей;
– создание эффективных финансово-экономических механизмов регулирования дополнительного образования детей, механизмов контроля и оценки качества дополнительного образования детей.
Социально-экономические эффекты реализации Концепции:
– формирование будущей элиты Республики (научной, культурной, спортивной) через выявление, поддержку и развитие талантливых детей;
– формирование мотивации детей к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;
|
– повышение жизненных шансов детей из семей с низким социально-экономическим статусом на успешную социализацию и самореализацию;
– развитие внутрисемейных и общественных связей, воспроизводство традиций и норм общественной жизни;
– сокращение преступности среди несовершеннолетних;
– снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании;
– появление подростковых и молодёжных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей;
– укрепление активной жизненной позиции, формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения;
– появление спроса среди подростков и молодёжи на сложные интеллектуальные и культурные формы досуга.
Показатели эффективности реализации Концепции:
– охват детей в возрасте 4-18 лет программами дополнительного образования детей (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей в возрасте 4-18 лет);
– удельный вес численности детей с ОВЗ в возрасте 4-18 лет, получающих услуги дополнительного образования детей, в общей численности детей с ОВЗ;
– удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дополнительного образования детей;
|
– удельный вес численности педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогов организаций дополнительного образования детей;
– отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате по региону;
– охват детей в возрасте 4-18 лет современными программами каникулярного образовательного отдыха (удельный вес численности детей, участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей в возрасте 4-18 лет);
– количество организаций культуры (музеи, выставочные и концертные залы), реализующих образовательные программы для детей;
– количество детских школ искусств по видам искусств, обеспечивающих материально-технические условия реализации предпрофессиональных программ в области искусств;
– объем средств, привлеченных на формирование современной инфраструктуры дополнительного образования детей в рамках государственно-частного партнерства;
– наличие форм аттестации обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей и нормативно закреплённая возможность использовать эту аттестацию при формировании портфолио.
Понятия и определения
– образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
– дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства;
– неформальное образование – любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования;
– информальное образование – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности; не имеет определенной структуры;
– уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
– образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
– дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
– образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
– направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
– участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
– сетевая форма реализации образовательных программобеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
– общее дополнительное образование – дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний;
– самообразование – форма освоения дополнительных образовательных программ при минимальной организации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических работников;
– дополнительные образовательные услуги – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;
– учреждение дополнительного образования – образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
– организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования – некоммерческая организация, основной уставной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы;
– образовательно-информационная деятельность – деятельность, направленная на оперативное удовлетворение потребностей человека в получении информации о достижениях в различных областях знаний, в том числе способствующая повышению его образовательного уровня.