В рамках теории изучения пола, встречается такое понятие как гендерная флюидность.
Гендерная (сексуальная) флюидность (изменчивость) становится все более часто встречающимся феноменом в постсовременном обществе, являясь одним из его значимых структурных элементов. Сексуальная флюидность проявляется периодически возникающей сменой гендерной идентичности у одного и того же индивидуума.
Гендерная флюидность встречается у обоих полов, но наиболее детально она описана у женщин, обладающих лесбийскими характеристиками. Для описания данного феномена используются различные термины, обозначающие женщин с изменяющимися паттернами гендерного поведения, к числу которых относятся, например, «гетерофлексибильность».
Рост случаев гендерной флюидности опровергает претендующее на аксиому положение о том, что предрасположенность к преимущественно гетеросексуальной или гомосексуальной гендерной идентификации формируется в раннем периоде жизни и в дальнейшем остается постоянной (Blackwood, Wieringa, 2003; Mustansky et al,. 2005).
Diamond (2008) на основании многочисленных наблюдений приходит к выводу, что флюидность является одной из фундаментальных характеристик женской сексуальной ориентации.
Результаты социологических исследований Whisman (1996) демонстрируют, что мужчины, по сравнению с женщинами, рассматривают свою сексуальную идентичность как более природное и фиксированное личностное образование. В то же время Hyde и Durik (2000) считают, что более выраженная гендерная флюидность женщин обусловлена социальными и культуральными факторами и является артефактом женской сексуальной социализации.
Данные о росте случаев сексуальной флюидности в постсовременном мире по существу бросают вызов традиционным представлениям о том, что развитие сексуальной идентичности является прямолинейным процессом, приводящим в результате к формированию четко определяемой идентификации индивидуума как гетеросексуального, гомосексуального, бисексуального субъекта.
|
Таким образом под гендерной флюидностью следует понимать кратковременную или длительную трансформацию сексуальной идентичности, возникающую под влиянием биопсихосоциокультуральных факторов и позволяющая утверждать, что женская или мужская сексуальная ориентация не являются единственным фактором, определяющим сексуальные предпочтения личности (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. 2011).
Половая идентичность - это термин, в который разные авторы вкладывают неодинаковое смысловое значение. Для одних половая идентичность отождествляется с сексуальной ориентацией, для других считается эквивалентной гендерной идентичности и, наконец, определяется как социально сконструированная идентичность в категориях восприятия себя в качестве гетеросексуала, гомосексуала, бисексуала и др. (Cass, V., 1984).
В каждом человеке присутствует феномен идентификации с обоими родителями, что потенциально позволяет ребенку включать в свой self оба гендера. Fast (1998) предлагает модель гендерного развития, в соответствии с которой мальчики и девочки постепенно идентифицируют себя из недифференцированной исходной матрицы. По мнению автора, до завершения периода дифференциации «ни один аспект мужественности или женственности не исключается из процесса вхождения в структуру self'а».
|
Культура, в которой рождается ребенок, заранее определяет множество значений мужественности и женственности. Ребенок приспосабливается к культуре, выделяя при этом ее гендерный аспект. Таким образом, в процессе формирования гендерной идентичности имеют значение не только психологические ограничения, связанные с анатомическими различиями, но и культуральные традиции, и социальные законы (Burch, 1984). Идентификации с родителями, постоянно взаимодействующие с другими психо - социальными факторами, приводят к становлению субъективного чувства гендерной идентичности.
Феномен гомосексуальности в психологической науке является недостаточно изученным. Исследования, посвященные данному вопросу, встречаются в научно-психологической литературе крайне редко. В процессе осознания личностью проявлений своей сексуальности (влечений, поведения, сексуальных фантазий), происходит идентификация, переживание ощущения сопричастности, принадлежности группе геев, т.е. мужчин, которые также выбирают других мужчин в качестве партнеров для сексуальных отношений, любви.
Приняв собственную гомосексуальную идентичность, мужчинам приходится искать способы совмещения своей идентичности с другими аспектами жизнедеятельности, интегрируя ее в общую структуру идентичности (систему представлений о себе).
Становление гомосексуальной идентичности в нашем обществе проходит, как правило, очень сложно, а порой и очень болезненно для мужчин. Многие геи сталкиваются с различными проявлениями гомофобии, что может приводить к серьезным переживаниям, ощущениям собственной незащищенности, уязвимости. Ситуация усугубляется тем, что многие социальные институты поддерживают негативное отношение членов общества к гей-культуре, укрепляя тем самым проявления их гомофобии.
Основными задачами психокоррекции являются гармонизации психо-эмоционального состояния личности, формирование толерантного самосознания, позитивного самоотношения и формирование культуры межгендерного общения посредством изменения мировоззрения и поведения.
Свободный выбор наиболее подходящего варианта идентичности предоставит возможность для обретения новых ценностей и смыслов жизни. Такой подход требует поиска новых методов психотерапии, способных стать необходимыми инструментами формирования новой идентичности, позволяющей по-новому взглянуть на свое «Я» в постмодернистском мире.
Выводы