Бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Омска «Гимназия № 76»
Приглашаем в ГТО
Краткосрочная программа внеурочной деятельности
По подготовке волонтеров физкультурно-спортивной деятельности
Для обучающихся 7 – 9 классов
Программу разработала:
Вартаньян Любовь Анатольевна,
Учитель физической культуры
Омск - 2020
Пояснительная записка
Современные дети стали меньше двигаться. Просиживают часами перед мониторами компьютеров, играют в различные игры и головоломки. Ребенок пришел в школу, его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50%.
Одним из способов приобщения детей к здоровому образу жизни является сдача нормативов ГТО. Необходимо привлекать детей к сдаче нормативов комплекса ГТО с 1 класса. Пропагандой Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и подготовкой младших школьников к сдаче нормативов ГТО могут заниматься обучающиеся старших классов гимназии.
Содержание программы ориентировано на развитие волонтерского движения в гимназии в области внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для формирования у младших школьников физических, интеллектуальных, личностных качеств, обеспечивающих готовность ребенка к сдаче норм ВФСК «ГТО» через проведение классных часов, спортивных соревнований, конкурсов, викторин и т.д. Направление волонтерского движения направлено не только на приобщение младших школьников к занятиям физической культурой, но и на помощь в организации сдачи норм ГТО, на управление деятельностью внедрения ВФСК ГТО среди учеников начальных классов.
Краткосрочная программа внеурочной деятельности по подготовке волонтеров физкультурно-спортивной деятельности «Приглашаем в ГТО» разработана для обучающихся 7 – 9 классов, сориентирована на достижение третьего уровня образовательных результатов. Программа предназначена для реализации в каникулярное время, рассчитана на 8 часов - 4 занятия по 2 часа. Для реализации программы необходима аудитория, оснащенная компьютерной техникой, и спортивный зал с необходимым спортивным оборудованием для тестирования ГТО. Реализует программу учитель физической культуры.
Цель: подготовка команды волонтеров гимназии в области здорового образа жизни и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Задачи:
1. Познакомить обучающихся с волонтерским движением ВФСК ГТО в России.
2. Научить технике выполнения тестов ВФСК ГТО и осуществлять судейство сдачи норм ГТО.
3. Создавать условия для творческого применения знаний по истории развития ВФСК ГТО.
4. Формировать умения работать с разными источниками информации.
5. Способствовать развитию коммуникативных способностей, руководящих и лидерских качеств.
6. Воспитывать интерес к пропаганде здорового образа жизни.
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся
Узнают:
- кто такие волонтеры;
- о волонтерском движении в России в области здорового образа жизни и внедрения ВФСК ГТО;
- историю создания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
- виды испытаний (тесты) ВФСК ГТО;
- правила судейства мероприятий ВФСК ГТО;
- как управлять деятельностью внедрения ВФСК ГТО среди учеников начальных классов.
Получат опыт:
- подборки необходимого материала для пропаганды ГТО;
- выступления перед аудиторией;
- организации работы с участниками тестирования;
- подготовки спортивных объектов для тестирования;
Смогут:
- проводить мероприятия по пропаганде ГТО;
- оказывать помощь в судействе мероприятий ВФСК ГТО;
В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования универсальных учебных действий.
В сфере личностных учебных действий: умение активно включаться в общение с учениками младших классов на принципах уважения и доброжелательности; вести организаторскую деятельность; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
В сфере метапредметных учебных действий: умение работать в команде; получать и преобразовывать информацию, используя компьютерные технологии; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма |
«Волонтеры» - кто они? Волонтеры ГТО | Анкетирование, беседа, просмотр видеороликов, практикум | ||
Знакомьтесь - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» | Практикум, тренинг | ||
Присоединяйся к комплексу ГТО | Проект | ||
Правила приема нормативов. Судейство | Беседа, тренинг, соревнования, рефлексия | ||
Итого: |
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема | Кол-во часов | Содержание |
Занятие № 1 «Волонтеры» - кто они? Волонтеры ГТО | 1. Анкета волонтеров:
1. Знаете ли вы кто такие волонтеры?
2. Есть ли волонтеры в нашем городе?
3. Из каких источников вы узнали о волонтерах?
4. Какую деятельность они осуществляют?
5. Что нужно сделать, чтобы волонтерское движение развивалось более эффективно?
6. Хотели бы вы принять участие в волонтерском движении?
2. Беседа за круглым столом:
Вопрос: Кто такие волонтеры?
Ответ: Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.
Вопрос: Какие волонтерские движения по пропаганде здорового образа жизни существуют в России?
Ответ: В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтёрство - это доступный, массовый способ пропаганды ЗОЖ в обществе.
Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких-то ценностей.
Вопрос: Что движет волонтерами?
Ответ: В основе мотивации лежат потребности, интересы и мотивы. Можно выделить следующие мотивы добровольческой деятельности можно выделить следующие:
· возможность общаться с интересными людьми; приобрести новых друзей;
· возможность получения новых знаний;
| |
Занятие № 2 Знакомьтесь - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» | 1. Практикум Работа в группах: - разработка вопросов по видеоролику; - презентация беседы по теме «Знакомьтесь - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; - голосование. Объяснение своего выбора. Аргументация, почему именно эта беседа будет интересна и убедительна для младших школьников. 2. Тренинг Каждая группа проводит выбранную беседу для младших школьников. | |
Занятие № 3 Присоединяйся к комплексу ГТО | 1. Вступительное слово учителя: В 2014 году президент В. В. Путин подписал указ о возвращении системы ГТО. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс, состоящий из 11 ступеней, предусматривает выполнение различными возрастными группами (от 6 до 70 лет и старше) населения Российской Федерации установленных нормативов по 3 уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия и основывается на следующих принципах: § - добровольность и доступность; § - оздоровительная и личностно ориентированная направленность; § - обязательность медицинского контроля; § - учет региональных особенностей и национальных традиций. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс состоит из следующих основных разделов: § - виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков (подразделяются на обязательные испытания (тесты) и испытания по выбору) и нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека; § - требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта; - рекомендации к недельному двигательному режиму (предусматривают минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья). Для школьников будут проводиться испытания по 5 возрастным группам: в беге, подтягивании, отжиманиях, упражнениях на гибкость, прыжках, метаниях, беге на лыжах, плавании, стрельбе. 2. Проектная деятельность Работа в группах Задание: разработайте сценарий мероприятия «Присоединяйся к комплексу ГТО» для учеников начальных классов. Критерии оценки: - содержательность; - доступность; - личный пример из жизни; - мотивация к принятию решения о сдаче нормативов; - использование различных методов (рассказ, показ, игра, викторина, раздаточный материал и др.); - обратная связь; - мониторинг результата; - наглядность. Презентация разработанного сценария 1). Каждая группа обыгрывает сценарий. 2). Демонстрируют свою работу перед аудиторией. 3). Оценивают работу друг друга. Выбирают лучший сценарий. 4). Дорабатывают сценарий всем коллективом. | |
Занятие № 4 Правила приема нормативов ГТО. Судейство | 1. Рассказ о правилах приема нормативов ГТО. Показ выполнения видов испытания Правила выполнения тестов. Бег на 30, 60, 100 метров Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твёрдым покрытием. Участники стартуют по 2-4 человека. Бег на 1000, 1500, 2000, 3000 метров Бег на выносливость проводится по беговой дорожке стадиона или любой ровной местности. Испытание выполняется из положения высокого старта. Максимальное количество участников в одном забеге на дистанцию 1000 – 2000 метров составляет не более 15 человек, 3000 метров – не более 20 человек. Челночный бег 3х10 метров Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. Подтягивание из виса на высокой перекладине Подтягивание на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки и ноги прямые, ноги не касаются пола, ступни вместе. Необходимо подтянуться так, чтобы подбородок оказался выше перекладины, опуститься в вис до полного выпрямления рук, зафиксировать это положение в течение 1 секунды. Подтягивание из виса на низкой перекладине Подтягивание на низкой перекладине выполняется из исходного положения: вис лежа лицом вверх хватом сверху, руки на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, стопы вместе, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см. Из исходного положения участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, возвращается в исходное положение, зафиксировав его на 1 секунду и продолжает выполнение испытания. Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье Наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье выполняется из исходного положения: стоя на гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-», ниже – знаком «+». Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 метров Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 метров в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 метра от пола. Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 грамм. Поднимание туловища из положения, лежа на спине Поднимание туловища из положения, лежа на спине, выполняется из исходного положения: лежа на спине, на гимнастическом мате, руки за головой «в замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу. Участник выполняет максимальное количество подниманий туловища за 1 минуту, касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в исходное положение. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе для прыжков. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из исходного положения: упор, лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов относительно туловища, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи вслух или с использованием специальных приспособлений (электронных контактных платформ). 2. Тренинг Работа в паре. Один выполняет тест, второй осуществляет судейство. Попробовать правильное выполнение и судейство всех возможных тестов. 3. Соревнования Задача: организовать и провести мероприятие по сдаче тестов, чтобы обучающиеся отработали технику сдачи видов испытаний ГТО и получили опыт судейства. Все участники разбиваются на две группы. Одни исполняют роль судей, вторые – сдающих тесты, потом группы меняются ролями. 4. Коллективная рефлексия -обсуждение возникших трудностей при проведении тренировочного тестирования; -анализ результатов работы по подготовке волонтеров. 5. Самооценка - оценивание личностной готовности к волонтерской деятельности. |
Список использованных источников и литературы
1. https://www.gto.ru/#gto-method/ Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
2. https://gto.rosmolsport.ru/ Волонтеры ГТО.
3. https://nsportal.ru/ «Организация и управление волонтерской деятельностью в процессе внедрения ВФСК ГТО. Подготовка волонтеров в области здорового образа жизни и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)».