Аннотация к рабочей программы
Актуальность предлагаемого курса внеурочной деятельности определяет Концепция развития математического образования в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Согласно данной Концепции, качественное математическое образование необходимо каждому школьнику для его успешной жизни в современном обществе.
Курс внеурочной деятельности «Олимпик» расширяет математический кругозор и эрудицию младших школьников, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий,обеспечивает популяризацию математики.
В качестве приоритетной задачи развития личности младшего школьника программа курса «Олимпик» определяет общеинтеллектуальное направление. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы — обеспечить подготовку младших школьников к успешному участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах по математике.
Задачи программы:
— формирование универсальных учебных действий, обучающихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— развитие познавательного интереса обучающихся, интеллектуальных способностей;
— выявление детей с признаками одаренности и организация индивидуальной работы с ними путем использования олимпиадных заданий по математике.
Общая характеристика курса
Форма организации: самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагога.
Виды внеурочной деятельности: выполнение олимпиадных задач, заданий; совместное обсуждение хода решения и полученных результатов. Курс предназначен для учащихся 5 класса по 1 часу в неделю, всего — 5 ч.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия, так и практические занятия: решение, построение, измерение и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка, желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса «Олимпик» (математика), в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса предусматривают:
— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения олимпиадных задач;
— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения олимпиадных задач;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение основами логического, алгоритмического и комбинаторного мышления, пространственного воображения и математической речи.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации деятельности
1. Числовые головоломки, ребусы (решение и составление головоломок, ребусов, содержащих числа).
2. Задачи- шутки, задачи- загадки (решение задач на развитие восприятия и воображения, задания типа: «Делёж», «Сколько кошек?», «Портной», «Что сказал старик?», «Разрубить подкову».
3. Упражнения со спичками(построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условием: «Три», «Женское имя», «Корова», «Дом»).
4. Графический диктант (построение рисунка на листе в клетку в соответствии с заданнойпоследовательностью «шагов», т.е. по алгоритму, и построение собственного рисунка с его дальнейшим описанием).
5. Математическая эстафета (решение занимательных задач, ребусов, геометрических заданий, повторение пройденного).
№ | Тема | Дата проведения | Виды деятельности | Ссылки на интернет-ресурсы |
Числовые головоломки, ребусы. | Выполнение головоломок, решение и составление ребусов. | https://logiclike.com/math-logic/matematicheskie-rebusy | ||
Задачи- шутки, задачи- загадки. | Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10468444739027026061&parent-reqid=1590123954632239-714621850151670254500292-production-app-host-man-web-yp-235&path=wizard&text=интерактивные+Задачи-+шутки%2C+задачи-+загадки.+5+класс | ||
Упражнения со спичками | Схематическое изображение задач. | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14076087292432782056&parent-reqid=1590124144768377-1598898047501542402600248-production-app-host-vla-web-yp-123&path=wizard&text=интерактивные+Упражнения+со+спичками https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5271576240357948245&text=интерактивные%20Упражнения%20со%20спичками&path=wizard&parent-reqid=1590124144768377-1598898047501542402600248-production-app-host-vla-web-yp-123&redircnt=1590124234.1 | ||
Графический диктант. | Выполнение алгоритма построения заданных фигур. | https://grafdiktant.ru/brontozavr/ | ||
Математическая эстафета. | Участие в учебном диалоге, поиск решения заданий. | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10468444739027026061&parent-reqid=1590123954632239-714621850151670254500292-production-app-host-man-web-yp-235&path=wizard&text=интерактивные+Задачи-+шутки%2C+задачи-+загадки.+5+класс |
Учебно-методическое обеспечение курса
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. 2009. № 7.
2. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2011.
3. Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников». - М.: Просвещение, 2011.
4. Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.- с.174
5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
6. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
(интернет-ресурсы)
1. https://konkurs-kenguru.ru/page/files-k
2. https://puzzle-ru.blogspot.ru/
3. https://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/