Социальное мышление - мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей.
Определяется, как полагают, следующими факторами:
1. В своём социальном мышлении люди чаще всего руководствуются стремлением иметь позитивную самооценку, нежели потребностью быть объективными;
2. Люди обычно реагируют не на социальную ситуацию, как таковую, а на то, как они себе её представляют в соответствии с социальными когнитивными схемами;
3. Социальное влияние на мысли, чувство и действия является обычно более значимым, чем индивидуальные детерминанты мышления и поведения;
4. Восприятие и интерпретация социальной информации реализуется, в основном, посредством когнитивных структур автоматического мышления. По этой причине то, что первым приходит в голову индивиду относительно поведения людей, кажется ему наиболее правильным и значимым. По этой же причине последующие мысли оцениваются им как скорее сомнительные и менее значимые;
5. люди стараются не думать о том, что им неприятно, воспринимая социальные ситуации в более благоприятном для себя виде.
6. люди стремятся трактовать социальные события преимущественно в угоду своей позитивной самооценке.
Что касается конкретных моделей социального мышления, то их достаточно много. Из числа основных указывают на такие, как оценка внешности, длительное изучение кого-либо, наблюдение за чьим-либо невербальным поведением, тенденция оценивать личностные качества других людей невзирая на то, в каких социальных обстоятельствах это происходит. Нарушения социального мышления у пациентов с психиатрической патологией пока что не являются предметом систематических исследований, исключая социальное поведение психопатических личностей.
|
24. Воспитание и социализации личности.
Для нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель. Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).
Основные цели воспитания: 1. Подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт); 2. Развить общественно ценные качества личности; 3. Стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества; 4. Научить человека взаимодействию с другими людьми; 5. Научить человека труду.
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Общество всегда стремилось сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. Идеалы менялись с развитием общества. Агенты социализации – это институты, личности и социальные группы.
|
Агенты социализации делятся на: 1. первичные (первая половина жизни) - семья 2. вторичная социализация (вторая половина жизни)
25. Социальное действие и взаимодействие.
Социальное действие – основополагающий акт социальной деятельности, предполагающей определенные ожидания и реакцию других людей. Основными признаками социального действия являются осознанная мотивация и ориентация на других. Без первого нельзя говорить о нем как о действии, без второго называть его социальным. Мотивация – субъективно подразумеваемый смысл действия.
Макс Вебер выделял четыре типа социального действия:1. Целерациональное действие (направленное на достижение определенной цели, где цель является основным мотивом) 2. Ценностно-рациональное действие (основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность, где основным мотивом является ценность) 3. Традиционное действие (совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы соблюдаем обычаи и не задумываемся об их происхождении) 4. Аффективное действие (детерминированное эмоциями, и по этой причине также не осознаваемое и немотивированное, т.е. не подлежащее социологическому анализу)
|
Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей, и может быть определено как способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействие, а также условий и факторов его реализации.
Принято различать три основные формы взаимодействия:
1. Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов(групп) ради решения общей задачи. Кооперация подразумевает разделение труда.
2. Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами)
3. Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции
Качественной характеристикой социального действия и взаимодействия является социальное поведение – то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в той или иной социальной среде.В социальном поведении субъекта можно выделить четыре уровня:1. реакция субъекта на актуальную ситуацию или событие. 2. привычные действия или поступки, в которых выражается устойчивое отношение субъекта к другим субъектам. 3. целенаправленная последовательность социальных действий и поступков для достижения субъектом более отдаленных целей. 4. реализация стратегических жизненных целей.
26. Социальные общности.
Социа́льная о́бщность — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия. Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность. В солидарности, или активном сочувствии другим людям, проявляется наша с ними общность. В зависимости от уровня солидарности различаются и уровни (виды) общностей:1. Множества. В них воплощается мнимая солидарность, отсутствуют взаимные социальные действия. К множествам относятся: 1) Категории, т.е. статистические совокупности индивидов, имеющие сходные социальные признаки (студенты, молодежь, женщины) 2) Агрегации, т.е. объединения людей пространственно находящихся в одном месте (пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета) 3) Массы, т.е. большие совокупности индивидов, характеризующихся сходными, но не социальными действиями (люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы; люди, стремящиеся носить одинаковую одежду)
2. Контактные общности, в которых воплощается кратковременная солидарность. Такие общности существуют в следующих формах: 1) Аудитории – одноразовые, относительно кратковременные взаимодействия (слушатели концерта, зрители в театре) 2) Толпы – люди, объединенные сиюминутным событием (очередь за билетами) 3) Социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшиеся вместе для удовлетворения своих потребностей (встреча друзей, конференция ученых)
3. Групповые общности, в которых воплощается долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями солидарность (семья, община)
27 СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Мышление-это опосредованное и обобщённое отражение действительности,вид умственной деятельности,заключающейся в познании сущности вещей и явлений,закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Особенности мышления как процесса следующие: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека.
Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Специфичность мышления заключаются в том, что: мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Формирование мышления происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности.
28. Социальные группы и общности, их роль в развитии общества.
Социальная группа - это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы. По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель. Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные. Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс. Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше. Кроме понятия «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм. Квазигруппы можно подразделить на следующие виды: аудитория, фан - группа, толпа. Основными свойствами квазигруппы являются: анонимность, внушаемость, социальная заражаемость квазигруппы По принадлежности к социальным группам определенных индивидов социологи подразделяют группы ингруппы и аутгруппы. Ингруппы – это те, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д. Аутгруппы – это такие, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной.
Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности. Концепция социальной общности предложена немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855–1936).
Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.
Факторами, объединяющими отдельные социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование природных ресурсов, решение экологических проблем и т. д. Глобальные группы самодостаточны: в них люди удовлетворяют все свои социальные потребности. В истории человеческого общества поступательно существовали такие глобальные группы, как род, племя, народность, нация.
В современном обществе тоже существуют несамодостаточные парциальные группы, в которых люди удовлетворяют только некоторые свои социальные потребности. К ним относятся: семья, производственные или трудовые коллективы, классы, политические партии и общественные объединения.
29. Социальные организации и институты
Социальная организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей.Социальная организация — большая, формальная вторичная социальная группа, которая характеризуется:1. определенной социальной структурой, 2. коллективной тождественностью (идентичностью), 3. имеет точный список членов, 4. программу деятельности 5. процедуру перемещения (или замещения) членов.
Социальная структура организации раскрывается через взаимодействие формальной и неформальной структур. В формальной организации есть: 1) единая цель (производство продукции или оказание услуг); 2) система власти, или управление, которое требует подчинения нижестоящих вышестоящим; 3) распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, постоянно между собой взаимодействующих.
Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними. Ненавидя одних и дружески относясь к другим, люди на работе формируют малые группы, кружки, компании, которые борются между собой или сотрудничают. Так возникает новая структура — неформальная организация. Неформальная структура может соответствовать формальной, а может не соответствовать или даже противоречить ей.
Социальные институты—ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов: 1. удовлетворение потребностей общества; 2. регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Предназначение социальных институтов состоит в том ,чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества. Общие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. 2. Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.3. Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. 4. Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
30 соц депривация в современной России
Депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации.
Абсолютная депривация — невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию.
Относительная депривация представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности).
31. средний класс особенности его формирования в России
Сре́дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования (квалификации), и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и значительной - низкооплачиваемой частями населения. К функциям среднего класса среди прочего относят привнесение инноваций и воспроизводство квалифицированных кадров, а также поддержание стабильности в обществе. Выделяют несколько признаков, характеризующих средний класс: средний (для данной страны) уровень благосостояния, стабильность и постоянство источников дохода; высокий уровень образования и наличие профессиональной квалификации, высокий уровень вертикальной мобильности — в том числе и внутри среднего класса. Стремление к общественной стабильности и менталитет, характеризующийся реформизмом, индивидуализмом и установкой на поддержку существующего режима, также называют в числе признаков принадлежности индивида к среднему классу.
Продолжаются научные и общественные дискуссии о количественных и качественных показателях, позволяющих отнести человека к российскому среднему классу.По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в полтора раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого "среднего класса мирового уровня", и составлял 55,6% в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего не более 8% от всего населения мира. По оценке Института современного развития, в 2008 году к классическому среднему классу, соответствующему одновременно всем международным критериям, возможно было отнести только 7% россиян.
Годы 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
5% 5% 9% 8% 14% 16% 11% 15% 16% 18%
Вместе с тем в отличие от среднего класса западных стран российский средний класс испытывает несравнимо большее давление фактора неопределенности. Благосостояние «среднего» человека в современной России весьма ненадежно и часто зависит не от личных усилий и добросовестности, а от благоприятного или неблагоприятного стечения обстоятельств. В этой ситуации российские средние слои сильно страдают от недостатка социальных гарантий, прежде всего гарантий поддержки на случай нужды, безработицы, старости, болезни, инвалидности. Об этом говорят свыше 70% представителей российских средних слоев, в том числе и относящихся к самой благополучной их части. Тем не менее, средние слои России рассчитывают на свои адаптивные способности и поэтому в целом ориентируются на «рыночные» жизненные стратегии, И действительно, средние слои российского общества оказались достаточно гибкими, мобильными, способными к быстрой смене видов деятельности, что обеспечивало им весьма высокую выживаемость в постоянно меняющихся и в целом неблагоприятных условиях.
32. Особенности составления социальной автобиографии.
Автобиография — последовательное описание человеком событий собственной жизни. Цель социальной автобиографии – пропустить общественные события, свидетелями которых вы являлись на протяжении своей жизни, через призму личных проблемы и стадий жизненного цикла. Методологической основой данного упражнения служит книга Р. Миллса «Социологическое воображение». Он выделил два рода социологических переменных – заботы и проблемы – частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни отдельного человека, осознаваемые им и поддающиеся контролю. Таковы факты личной биографии. Проблемы носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но так или иначе влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества. Это могут быть циклы деловой активности и экономические кризисы, смена правительства, университетская политика, войны, безработица.
33. Закон ускорения исторического времени.
Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.
Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяжении индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.
Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и берет начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.
34. Особенности толпы.
Толпа – временное, внутренне не структурированное множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, внешним стимулом и эмоциональной общностью. Свойства: 1. Внушаемость – люди в толпе легко усваивают общие чувства, мнения, настроения. 2. Подражательность – действия отдельных участников копируются и тиражируются. 3. Спонтанность – действия толпы в значительной степени зависят от эмоций и случайных ситуаций. 4. Анонимность – человек в толпе теряет свою индивидуальность и сливается с общей массой. 5. Неуязвимость – индивид, как правило, не задумывается о своих действиях и их последствиях, в толпе он чувствует себя неуязвимым. 6. Сопричастность – совместные действия многих людей сами по себе как бы «оправдывают» участие в этих действиях. 7. Повышенная эмоциональность – эмоции отдельных участников складываются и умножаются, создавая общее повышенное эмоциональное состояние толпы.
Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.
Динамика толпы-Если толпа или её части каким-либо образом перемещаются, то можно привести следующее деление: Разреженная толпа — каждый составляющий её индивид может относительно свободно перемещаться в любом выбранном направлении. Окаменевающая толпа — движение индивида возможно лишь в общем со всей толпой направлении, попытки же отклониться от него встречают всё возрастающее сопротивление.Монолитная толпа — всякое индивидуальное независимое движение невозможно, давление в толпе превышает возможности человеческого организма, каждый озабочен лишь собственным выживанием, давка.
35. Социальное как предметная общность соц. науки.
Необходимость социального как особого явления жизни общества заключена в сложности организации самого общества как целостного субъекта исторического процесса. Эта сложность выражается в том, что общество строится, образует свои системы и органы: 1). По функциям (производственная, политическая, демографическая и т. п.; 2) По уровням соединения людей в различные социальные образования (семья, трудовой коллектив, поселение, этническая общность и т. п.). Сущность социального как феномена бытия заключается именно в том, что люди, их многообразные социальные группы и общности находятся в постоянном взаимодействии по поводу как сохранения своего социального положения в обществе, так и улучшения своего жизненного процесса. Таким образом, общество обладает сложной функциональной и структурной организацией, в нем все субъекты находятся во взаимодействии друг с другом по поводу целостности и качественной определенности их образа жизни и социального положения в обществе. ® Это и выражает необходимость, специфику, определенность социального, его сущность и значимость в социологии. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономика, политика к.-д.) касается отношения людей друг к другу и к обществу: имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия. С одной стороны социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики. Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, традиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себюя в следующих функциях: — как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; — способствует пониманию, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоничному развитию общества и личности в целостном единстве; — выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; – детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей; — оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни; — выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений
36. Социология как много парадигмальная наука.
Парадигма - это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмы позволяют отбирать наиболее существенные, `парадигмальные` имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы и т. п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временные границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания. Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: прогресс, эволюция, структура, функция, институт, статус; примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ; эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория обмена; примеры парадигмальных имен в истории социологии: Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон. Правда, общепризнанность в науке вообще, а в социальной науке в особенности, - вещь весьма условная. Выражение `сколько людей, столько и мнений` в значительной мере применимо и к истории социологии. Для этой науки характерны множественность парадигм, их одновременное сосуществование и борьба. Научное сообщество разделено на направления, течения, школы, сторонники которых привержены различным парадигмам. Несмотря на все расхождения, научные дискуссии, теоретические баталии, всегда существует определенный набор понятий, теорий, концепций, признаваемых если не всем научным сообществом, то преобладающей его частью. Парадигмы не возникают в готовом виде, они постепенно формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений, чтобы со временем смениться другими парадигмами или быть дополненными ими. Поэтому без изучения тех стадий формирования и развития научных представлений, когда они еще или уже не являются парадигмами, картина истории социологии будет неполной.
37 системный и комплексный подход к изучения соц объектов
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.
Основные принципы системного подхода: 1Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней, 2 Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. 3 Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. 4 Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. 5 Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
подход комплексный (комплексный подход к человеку) — систематическое изучение целостного индивидуалвно-психологического становления человека на всех этапах его пути жизненного. Согласно принципам подхода комплексного к человеку, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах:1) онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций — характеристика человека как индивида; 2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда — характеристика человека как субъекта деятельности;3) путь жизненный человека — характеристика человека как личности. Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность. Развитие человека рассматривается прежде всего с позиции формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия «натурального» и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характер коего обусловлен в первую очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когда структура социальных связей, реализующихся в деятельности совместной с другими людьми и в общении, переходит во внутреннюю структуру самой личности. Подход комплексный к человеку как целостному образованию, явленному в единстве его природных и социальных условий, позволяет исследовать его психологическое содержание по двум направлениям: 1) субординационному или иерархическому, согласно коему более сложные и общие специальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, согласно коему взаимодействие различных психических свойств и функций допускает относительную их автономию. Показана сложная, но устойчивая взаимосвязь характеристик человека как индивида и как личности, выявлены закономерные стадии их появления и развития, определены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и другими функциями и их зависимость от индивидуального жизненного пути человека.
38. Характеристика миграционной карты современного российского общества.