безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях




Теоретические основы по

План:

1. Чрезвычайные ситуации: общие понятия и классификация.

2. Поражающие факторы и критерии ЧС.

3. Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций.

4. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

1. Согласно Федеральному закону «О защите населения и территорий от ЧС

природного и техногенного характера» (1996 г.), в соответствии с государственным

стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных

ситуациях» были установлены термины для применения во всех видах документации и

литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории,

сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного

или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,

ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и

нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайной ситуации предшествует возникновение источника чрезвычайной

ситуации – опасного природного явления, аварии или опасного техногенного

происшествия, широко распространенной инфекционной болезни людей,

сельскохозяйственных растений и животных, а также применения современных средств

поражения.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения,

которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может

вызвать или вызвало отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и

природной среды.

Зона ЧС – территория или акватория, на которой в результате возникновения

источника чрезвычайной ситуации или распределения его последствий из других районов

возникла чрезвычайная ситуация.

Предупреждение ЧС – совокупность мероприятий, проводимых органами

исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного

самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на

предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае

возникновения.

Ликвидация ЧС – проведение в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к

ней районах силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов

разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего

населения и личного состава этих сил.

С целью введения правового регулирования территорий, где возникла

чрезвычайная ситуация, более эффективной организации мероприятий по ликвидации ее

последствий важно определиться с отнесением ЧС к тому или иному виду.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

 по природе возникновения – природные, техногенные, экологические, биологические,

антропогенные, социальные и комбинированные;

 по масштабам последствий – локальные или объектовые, местные, территориальные,

региональные, федеральные (национальные), трансграничные, глобальные;

 по причине возникновения – преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

 по скорости развития – взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

 по возможности предотвращения ЧС – неизбежные (природные), предотвращаемые

(техногенные, социальные, антропогенные).

К природным относятся ЧС связанные с проявлением стихийных сил природы:

землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури,

природные пожары и др. К ним следует отнести и ЧС обусловленные космическими

явлениями.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими

объектами: пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы

радиоактивных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения

населения.

К экологическим ЧС относятся: аномальное природное загрязнение атмосферы,

разрушение озонового слоя Земли, опустынивание земель, кислотные дожди, засоление

почв и др.

К биологическим ЧС относятся: эпидемия (массовое распространение

инфекционного или паразитарного заболевания среди населения), эпизоотия (массовое

распространение какого-либо заболевания, как правило, инфекционного, среди животных)

и эпифитотия (массовое распространение какого-либо заболевания среди растений).

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе:

межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей, например,

диспетчеров поездов, самолетов и т.п.

К комбинированным можно отнести те ЧС, которые стали следствием, например,

схода снежной лавины, в результате неосторожного взрыва боеприпаса.

Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера утверждено постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. № 1094. В

соответствии с указанным документом по тяжести (масштабности) последствий ЧС

классифицируются в зависимости от следующих признаков:

1) числа людей, пострадавших в этих ситуациях;

2) числа людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

3) размера материального ущерба;

4) границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

С учетом именно этих признаков чрезвычайные ситуации подразделяются на

локальные (или объектовые), местные, территориальные, региональные, федеральные и

трансграничные.

Локальная – это такая ЧС, при возникновении которой пострадало более 10

человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо

материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда

(МРОТ) на день возникновения ЧС (МРОТ на 01.01.2002 г. составлял около 400 руб.) и

зона ее распространения не выходит за пределы территории объекта.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более

50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300

человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ на

день возникновения ЧС и ее зона не выходит за пределы населенного пункта, города,

района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но

не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более

500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн

МРОТ надень возникновения ЧС и зона ее не выходит за пределы субъекта Российской

Федерации (РФ).

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не

более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более

1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн

МРОТ надень возникновения ЧС и зона ее охватывает территорию двух субъектов РФ.

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500, либо

нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб

составляет свыше 5 млн МРОТ на день возникновения ЧС и зона ее выходит за пределы

более чем двух субъектов РФ.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за

пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию России.

2. Чрезвычайные ситуации сопровождаются первичными и вторичными

поражающими факторами. Первичные факторы – это ударная воздушная волна, оползни,

сели, лавины, обрушение зданий и сооружений, воздействие разрядов статического

электричества (молнии), электромагнитные или световые воздействия. К вторичным

поражающим факторам относятся: последующие взрывы, пожары, загазованность,

зараженность территории и т.п.

В целях планирования мероприятий гражданской обороны и ликвидации

последствий ЧС следует учитывать фазы развития ЧС. Ими являются:

накопление оперативной информации об отклонениях различных показателей работы

той или иной установки (процесса) от допустимых норм, ГОСТов,

период развития катастрофы;

экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии или опасного

вещества;

период затухания;

период ликвидации последствий ЧС.

Для оценки чрезвычайной ситуации рекомендуется ряд критериев ЧС;

 временной, то есть степень внезапности ЧС, быстрота ее развития;

 экологический, то есть глубина необратимых изменений; происшедших в объектах

природной среды (эпидемии, массовый падеж скота и т.д.);

 экономический, или материальный ущерб, обусловленный выходом из строя систем,

сооружений, затратами на их восстановление и т.п.;

 социально-политический (наличие повышенной конфликтности, возникновение

напряженности в обществе);

 организационно-управленческий, который включает прогнозирование обстановки, хода

событий, принятие надлежащих решений, доведение их до исполнителей, контроль за

действиями последних и т.д.;

 психологический, вызывающий стрессовое состояние, депрессию, страх, панику,

фобию.

3. Для изучения различных аспектов воздействия трансформированной в

результате происшедшей ЧС окружающей природной среды на состояние, благополучие и

жизнедеятельность человека эффективен факторный подход, который требует учитывать

соответствующие факторы риска, способные осложнить и даже прекратить

существование человека. Ими являются природные, социально-экономические и

комплексные факторы.

Природные факторы риска:

метеорологические (температура, ветер, осадки или их отсутствие – засуха);

орографические (разрежение атмосферы, лавины, оползни, сели);

геофизические (бури, землетрясения, цунами, магнитные аномалии);

гидрографические (наводнения, заболачивание, подтопление, способность подземных и

поверхностных вод к самоочищению);

геологические (состав пород, выделение радона, уровень радиации, карст,

тектонические разломы);

почвенные (микроэлементы, способность к самоочищению, пылеобразование,

кислотно-щелочное равновесие, состав и структура почвы);

фауна (ядовитые и опасные животные, переносчики возбудителей болезни, пищевые

ресурсы);

флора (ядовитые и лекарственные растения, пищевые ресурсы, состояние воздуха);

микрофлора воздуха, воды, почвы, животных, растений;

биологические компоненты объектов (токсины, белки, продукты обмена веществ);

биоценозы (в том числе природные очаги заболеваний).

Социально-экономические факторы:

население (демографическая обстановка, расселение, урбанизация, миграция, образ

жизни, половозрастной и профессиональный состав, культура, обычаи, материальное

благосостояние);

территориальная организация общества, хозяйственное использование земель;

физическое загрязнение воздуха, воды, почвы (радиация, электромагнитные поля,

тепловое и звуковое воздействия, шум, аэрозоли);

химическое загрязнение воздуха, воды, почвы, растений, животных, продуктов

питания, объектов;

биологические факторы (микробное загрязнение воздуха, воды, почвы, органические

отходы);

промышленные и транспортные факторы (аварии, катастрофы);

коммунально-бытовые факторы;

санитарно-гигиеническое состояние и эпидемический статус;

психотравмирующие факторы (стрессы, утомляемость);

медицинские и ветеринарные службы и развитость инфраструктуры.

Комплексные факторы: ландшафтные, зональные, планетарные, исторические,

палеонтологические.

Специалисты подчеркивают ухудшение обстановки с природными катаклизмами,

обусловленное многими причинами и, прежде всего, мощными антропогенным

воздействием на биосферу и глобальном потеплении климата.

Замечено, что наиболее быстро возрастает число катастроф с высоким

экономическим ущербом: за последние 30 лет их число увеличилось в 4,1 раза. За это же

время число катастроф с пострадавшими возросло в 3,5, а катастроф с погибшими – в 2,1

раза.

Природные и техногенные катастрофы, уносящие ежегодно тысячи человеческих

жизней и наносящие огромный материальный ущерб, ныне признаны одним из

важнейших факторов, определяющих устойчивость развития экономики любой страны.

Именно по этой причине Генеральная ассамблея ООН провозгласила период с 1990 по

2000 г. Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий.

Неуклонный рост ущерба от природных и техногенных катастроф в существенной

степени определяется бурно развивающейся урбанизацией. Высокая концентрация людей

в городах, насыщение их опасными производствами, деградация окружающей среды

повышают риск социальных и экономических потерь при любых бедствиях.

Анализ развития природных и природно-техногенных катастроф в мире и России, в

частности, указывает на невозможность добиться экономического роста и устойчивого

развития, если не будут приняты надлежащие меры по сокращению ущерба,

причиняемого как стихией, так и в результате ЧС, обусловленных деятельностью

человека. По результатам реализации научно-технической программы «Безопасность»

сделаны выводы, суть которых в том, что Россия в ближайшие годы может быть не в

состоянии восполнить потери от природных и техногенных катастроф. Так, по данным

МЧС России, в 1994 материальный ущерб от них составил 2,15 трлн рублей (в ценах до

1998 г.), в 1996 г. – 10,6 трлн руб., в 1998 г. – 18 млрд руб. (в новом масштабе цен), а

только за 9 месяцев 1999 г. уже более 26 млрд руб. 2000 год вошел в историю под знаком

катастрофы подводного атомного ракетоносца «Курска», при которой наряду с гибелью

118 членов экипажа страна понесла экономические потери, исчисляемые многими

миллиардами рублей, 2002 год охарактеризовался невиданными наводнениями, лесными и

торфяными пожарами.

4. В чрезвычайных ситуациях время есть важнейший фактор, часто определяющий

судьбу людей. Вполне очевидно, нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать

обстановку и для этого время следует найти. Только тогда можно рассчитывать на

осознанные действия людей, эффективно бороться с паникой и другими негативными

явлениями.

Создание, развитие и поддержание в готовности систем оповещения

осуществляется по следующим основным направлениям:

совершенствование и развитие федеральной автоматизированной системы

централизованного оповещения (ФАСЦО);

создание региональных автоматизированных систем централизованного оповещения

(РАСЦО);

реконструкция территориальных автоматизированных систем централизованного

оповещения субъектов РФ;

создание в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем

оповещения.

По состоянию на 1 января 2002 года в России действует 1 федеральная, 10

региональных, 88 территориальных и 545 локальных систем оповещения.

Федеральная система оповещения обеспечивает доведение в

автоматизированном режиме сигналов информации оповещения от пунктов управления

МЧС России до всех региональных центров по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов

управления по делам ГОЧС субъектов РФ, соединений и частей войск ГО центрального

подчинения, подведомственных учреждений МЧС России, взаимодействующих

федеральных органов власти.

Региональные системы централизованного оповещения обеспечивают

доведение сигналов и информации оповещения от региональных центров до подчиненных

органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ и войск ГО.

Территориальные системы централизованного оповещения обеспечивают

доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов управления по

делам ГОЧС субъектов РФ до органов, осуществляющих управление структурами РСЧС

на территории города, городского (сельского) района, учреждений, организаций,

предприятий и всего населения.

В целях оперативного оповещения населения об авариях на объектах, где особенно

велика опасность крупномасштабных катастроф (АЗС, химические и

нефтеперерабатывающие предприятия, гидроузлы и т.д.), в настоящее время создаются

так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно

информировать о надвигающейся опасности не только работников этих объектов, но и

руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся

вблизи них, а также все население, попадающее в зону возможного поражения. Таким

образом, все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в

самостоятельную систему оповещения. В то же время локальные системы оповещения

являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы

централизованного оповещения.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штаба по

делам ГОЧС, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном

состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов,

районов и объектов.

Действующие системы централизованного оповещения обеспечивают

оповещение 90,9 % населения России менее чем за 30 минут (электросирены – 71,7 %,

проводное вещание – 83,5 %, радиовещание – 83, 5 %, телевещание – 90,3 %) и 78,5 %

населения – менее чем за 5 минут.

Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информацией

включаются сирены и другие сигнальные средства, передается предупредительный сигнал

«Внимание всем!». По этому сигналу население обязано включить радио и

телеприемники, настроенные на каналы республиканского вещания для прослушивания

сообщения МЧС РТ на русском и татарском языках.

Например:

Внимание! Говорит оперативный дежурный МЧС!

Граждане! Произошла авария на городских очистных сооружениях в

Приволжском районе с выбросом в атмосферу хлора. Облако зараженного воздуха

распространяется в направлении поселка Новые Отары. В зону химического заражения

попадают улицы Тихорецкая (вблизи очистных сооружений), Отарная, Центральная,

Малая Отарная, Калинина, Волжская, Приволжская, поселок Новые Отары.

Населению этих улиц находиться в домах, произвести герметизацию своих квартир

(домов). Населению поселка Новые Отары немедленно покинуть свои квартиры (дома) и

выйти в район села Старое Победилово.

В дальнейшем действуйте по указанию органов управления по делам ГО и ЧС.

Будьте внимательны к сообщениям полиции и сообщениям громкоговорящих установок

ее патрульных машин, которые будут дублировать информацию оперативного дежурного

МЧС РТ.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «чрезвычайная ситуация».

2. Что положено в основу классификации чрезвычайных ситуаций?

3. Какие фазы развития чрезвычайных ситуаций выделяют?

4. Каковы критерии чрезвычайной ситуации?

5. Опишите природные факторы риска.

6. Опишите социально экономические факторы риска.

7. Опишите комплексные факторы риска.

8. Охарактеризуйте структуру системы оповещения о чрезвычайных ситуациях мирного и

военного времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: