Часть 2. Формирование привязанности как фактор успешных отношений в партнерских отношениях




Одним из важных механизмов, лежащих в основе выбора брачного партнера и в последствии благополучия семейной жизни является формирование привязанности на ранних этапах развития личности.

Истоки формирования привязанности идут из детства. Объектом привязанности, как известно, являются родители. Сценарии, подаренные родителями или значимыми близкими, воспроизводятся в дальнейшей жизни.

Мы используем авторскую классификацию типов привязанности по Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой:

1. Нормальная, здоровая, безопасная.

2. Тревожно-цепляющаяся.

3. Тревожно-избегающая.

4. Тревожно-дезорганизованная, хаотичная.

Тип привязанности зависит от экзистенциальной (жизненной) позиции, которая, с одной стороны, выбирается самим человеком, а, с другой, одновременно зависит и от характера взаимоотношений в семье, и от значимого окружения.

1. Нормальный, здоровый, безопасный тип привязанности формируется при условии получения ребенком от матери или от значимого близкого всего, что необходимо для нормального развития. Если все потребности ребенка удовлетворяются, если о нем заботятся родители, если все, что он ищет, он находит, возникает модель здоровых отношений. По мере взросления окружающие воспринимаются как партнеры, страх покинутости и отверженности не формируется. Базовая жизненная позиция «Я благополучен – Вы благополучны».

2. Тревожно-цепляющаяся привязанность возникает в случае дробного частичного внимания матери или другой родительской фигуры. В какой-то момент, когда ребенок нуждался в удовлетворении потребности в ласке, любви, привязанности, заботе, мать испытывала временной дефицит, торопилась по своим делам, не успевала, спешила к мужу, на работу и пр.

Какие взаимоотношения между матерью и ребенком порождает данный тип привязанности? При появлении матери ребенок вцепляется в нее и старается удержать, чтобы убедиться в том, что через несколько минут она не «исчезнет», не убежит снова.

Если этот тип реагирования с желанием удержать значимую фигуру зафиксируется, во взрослой жизни он ляжет в основу зависимого, саморазрушающего поведения. Если значимый человек или объект (алкоголь, работа, или другой аддиктивный агент), обеспечивающий ощущение комфорта и благополучия, удаляются, цепляющаяся, зависимая личность стремится его удержать. Подобный тип привязанности является основой многих видов зависимого и созависимого поведения.

Чтобы элиминировать ощущение постоянной тревоги, используются аддиктивные агенты с седативным эффектом. Стремление к аддиктивной седации является одним из психологических механизмов саморазрушающего поведения.

Индивид с базовой жизненной позицией «Я не благополучен – Вы благополучны» придает объекту тревоги огромное значение. Низкая самооценка формирует установку «я хуже, чем значимый объект».

Клиенты с нормальным, здоровым, безопасным типом привязанности, как правило, справляются со своими проблемами сами и обращаются за психотерапевтической помощью крайне редко. Второй тип привязанности является частым поводом для визита к специалисту, основными задачами которого являются:

  • Работа с самооценкой. Трансформация позиции «Я не благополучен – Вы благополучны» в установку «Я благополучен – Вы благополучны».
  • Усиление личностной автономии.
  • Формирование ассертивной позиции. Обучение умению проговаривать четкое «Нет» и четкое «Да».

3. Тревожно-избегающий, недоверчивый тип привязанности формируется либо тогда, когда мать проводит незначительное количество времени рядом с ребенком, либо формально присутствует, но проявляет безразличное, эмоционально уплощенное, дистантное отношение, не удовлетворяя его потребность в тепле и заботе. Причинами такого поведения могут быть чрезмерная поглощенность чувством к отцу ребенка, учеба, работа, долги, ситуация потери супруга, переезд в другой город, поиск работы и др.

Ребенок воспринимается как помеха. Ему сообщается скрытое послание: «Было бы хорошо, если бы ты сам решал свои проблемы». И, хотя формальная забота вроде бы и присутствует, но крайне ограниченное внимание к нему, формальный тип отношений с наспех осуществляемой заботой формируют ощущение ненадежности, ограниченности внимания и недоверия. Уверенности в получении внимания в дальнейшем нет. Эмоциональная отверженность порождает дефицит эмпатии. Вырастая, такие люди не будут показывать своих чувств и по механизму проекции будет отвергать теплоту взаимоотношений с другими. Их жизненным девизом становится утверждение «не верь, не бойся, не проси, не доверяй». При внешнем впечатлении благополучия и успешности, к их лицам «прирастает» маска напряжения, равнодушия и безразличного эмоционального отчуждения. Практика показывает, что большинство обладателей такого типа привязанности - несчастные люди с непоколебимой жесткой, ригидной установкой «Я должен быть благополучным любой ценой».

Следование родительским предписаниям «держи эмоции при себе» и «только слабый обнажает свои чувства» проявляется в запрете на демонстрацию собственных чувств. Внешне наблюдаемое эмоциональное спокойствие маскирует подавленные эмоции, которые, как правило, проявляются в ситуациях, оторванных от контекста культуры, например, за границей, в экстремальных ситуациях, в приеме аддиктивных агентов.

Поскольку для лиц с третьим типом привязанности характерна «замороженность» эмоций, (один из них в ходе беседы сказал, что чувствует себя как мясо в морозилке), в задачи психотерапевта входит простраивание зоны доверия и работа с чувствами.

Корригировать базовую жизненную позицию: «Я благополучен – Вы не благополучны» чрезвычайно трудно. Осложняют психотерапевтическое вмешательство такие личностные качества клиента, как высокомерие, снобизм, пренебрежение, ощущение собственной значимости и эксклюзивности. Неустойчивая самооценка и нарциссизм мешают обращению за помощью, поэтому они приходят к специалисту крайне редко и только при наличии очень серьезных проблем. Для таких «нарциссов» крайне важен профессиональный, социальный и финансовый статус психотерапевта. «Открытые нарциссы» сами светятся от ощущения собственной значимости и ищут «эксклюзивного» специалиста. «Закрытые нарциссы» удовлетворены ликом исключительности психотерапевта и «купаются» в созданном в их воображении образе его исключительности.

4. Тревожно-дезорганизованная, хаотичная привязанность свойственна выходцам из социально неблагополучных семей, в которых родители не обращали на детей никакого внимания. Дезорганизованный стиль воспитания проявляется, например, в том, что сегодня алкоголик - папа пьяный и добрый и поэтому любит маму. Ребенку в этот день достается большая порция тепла. Завтра злой, агрессивный отец избивает мать и издевается над ребенком. Ощущения безопасности нет. Значимые близкие и окружение воспринимаются со знаком минус. Формирование идентификаций и положительных самоопределений, происходящее в раннем детском возрасте, затрудняется в связи с ежедневно обрушивающимися на ребенка хаотическими, беспорядочными и непонятными установками.

Базовая жизненная позиция: «Я не благополучен – Вы не благополучны».

Ощущения безнадежности, недоверия, негативизма, пессимизма, нигилизма порождают пассивное отношение к себе и жизни с позицией «А зачем что-то делать, если все вокруг плохо и у меня все равно ничего не получится?».

Деструктивный дезорганизованный тип привязанности встречается у детей из так называемых нормальных, формально благополучных семей, в которых потребность ребенка в любви и ласке не удовлетворяется и поэтому ответной стойкой привязанности не возникает.

Частая смена нянь, гувернанток, пребывание в условиях детского дома способствуют возникновению именно такого трудноподдающегося коррекции вида привязанности.

Наиболее типичными вариантами поведения таких лиц являются:

  • Тяга к идеальной любви и неумение выстраивать близкие отношения. Мечта о красивых, романтических взаимоотношениях существует параллельно с отсутствием знаний о том, как их построить. Одним из наиболее частых высказываний, обратившихся к нам за помощью женщин с таким типом привязанности, было следующее: «Я плохая, окружающие еще хуже, все плохо, но когда-нибудь приедет принц и подарит счастье». Проблема заключалась в том, что если в редчайших случаях принц все же появлялся, реакцией на него были изумление, неожиданность, недоверие, растерянность, отвержение и не умение завязать с ним желаемые отношения.
  • Минимальное проявлении эмоций со стороны окружающих порождает неадекватные ответные чувства. Одна из таких женщин рассказывала, что простой ничегонезначащей улыбки, подаренной ей шоколадки, коробки конфет или пачки сигарет было достаточно для возникновения желания полного подчинения дарителю. Мужчины паразитируют на таких женщинах, удовлетворяют за их счет многие из своих потребностей. Наиболее типичны для таких женщин частая смена потребностей, беспорядочный секс, отсутствие умения выстраивать отношения близости, ощущение постылости, ненадежности, небезопасности жизни и саморазрушающее поведение с целью избавления от тревоги.

Практика показывает, что при такой базальной позиции тотальной безнадежности клиент «не слышит» специалиста. Он воспринимает только интонации, а не суть обращений к нему. Работа с носителем такого типа привязанности напоминает общение с аутичным пациентом.

Согласно нашим наблюдениям, одним из эффективных методов психотерапии в данном контексте является работа с телом в рамках телесно-ориентированного воздействия, поскольку принцип опоры – это то, что такие лица ищут всю жизнь.

В основе психотерапии шизоидных, аутичных личностных особенностей должно лежать формирование привязанности между их обладателями и специалистом. Неэффективность воздействия связана с нежеланием посещать психотерапевта из-за страха соприкосновения с его «теплом», которое может «обжечь», поэтому при первых признаках напряжения они легко уходят от сеансов и, как правило, больше не появляются на них.

Смысл психотерапии –формирование первого типа привязанности и умения выстраивать партнерские отношения. Основная цель- трансформировать второй, третий и четвертый типы привязанности в первый.

Первоначальную психодиагностику типа привязанности облегчает знание следующих ориентиров:

  • Лица с первым типом привязанности практически со всеми возникающими проблемами справляются без помощи специалиста. Сила их личности и количество ресурсов таковы, что возникающие у них проблемы переводятся в разряд самостоятельно решаемых задач.
  • Если клиент в неприятной для себя ситуации ищет человека, который мог бы помочь ее разрешить, скорее всего, речь идет о втором типе привязанности. В ситуации стресса возрастает потребность быть к кому-то или чему-то привязанным. При этом воспроизводится механизм регрессии. Возникает желание стать как в детстве маленьким и найти поддержку и защиту у человека, к которому мы стремимся. В этот момент он становится для нас значимым и «большим». Воспроизведение регрессивных отношений сопровождается поиском родительской фигуры, которая могла бы дать ощущение необходимой заботы.
  • Если вышеупомянутая задача не решается, происходит «цепляние» за привычные способы реагирования (фиксация на людях, ситуациях и пр.). Происходит обесценивание окружающих и ситуации, и формирование третьего типа привязанности.
  • Лица с четвертым типом привязанности чаще других переживают кризис с ощущением хаоса.

Выводы

  • в теории психоанализа (Фрейд З.) выделяются два типа выбора объекта, это анаклитический (нуждающийся в поддержке раннего родительского типа) и нарцисстический, которые оказывают существенное влияние на выбор брачного партнера во взрослом периоде жизни;
  • одним из важных механизмов, лежащих в основе выбора брачного партнера и в последствии благополучия семейной жизни, является формирование привязанности на ранних этапах развития личности;
  • тип привязанности зависит от экзистенциальной (жизненной) позиции, которая, с одной стороны, выбирается самим человеком, а, с другой, одновременно зависит и от характера взаимоотношений в семье, и от значимого окружения;
  • то, что было когда-то в детстве, интернализируется и оказывает сильное влияние на смысл дальнейшего существования человека и на выбор брачного партнера;
  • мы оцениваем внутренний, нераскрытый мир человека не только как мир интернализированных им объектов, образов и репрезентаций, а как мир интернализированных аффектов, которые возникали в момент межличностных отношений и генерировались этими отношениями;
  • брачные отношения могут провоцировать и «экстернализировать» аспекты старых, иногда очень ранних конфликтогенных отношений;
  • психотерапия случаев сексуальной и семейной несостоятельности должна учитывать эти механизмы, порождающие большое количество серьезных психологических проблем.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: