Ощущение, восприятие и внимание
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды ощущений:
- внешние ощущения (зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные).
- внутрение ощущения (голод, жажда, тошнота, изжога и т.д.)
- двигательные ощущения – это ощущение движения и положения тела в пространстве. Для возникновения ощущения необходимо, что бы раздражение достигло определнной величины. Нижний абсолютный порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог - max. величина раздражителя, которая вызывает определённое ощущение. Адаптация ощущений - способность органов чувств менять свои характеристики, приспосабливаясь к тем или иным условиям.
Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Виды восприятия: зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые. Сложные виды восприятия: пространства(форма, величина,объём.расстояние) и времени(процесс отражения длительности и последовательности событий, происход. в объективном мире). Восприятие зависит от психических особенностей личности. Что то в восприятии человека в данный момент явдяется основным, а что то второстепенным. То, что в центре внимания- объект восприятия. а всё остальное-фон.. При резком физическом или эмоциональном перутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям(гиперестезия). Противоположное состояние(гипостезия) выражается впонижении восприимчивости………..
|
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Различают внешнее и внутреннее внимание. Виды внимания: непроизвольное, произвольное. С-ва внимания: сосредоточенность, устойчивость, объём, распределение, переключение. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становиться свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
4. Память, ее виды, свойства и функции
Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что человек видел, слышал, переживал. Виды памяти:
1 группа - что запоминаем (двигательная, эмоциональная,словесно-логическая,образная)
2 группа - как запоминаем (произвольная, непроизвольная)
3 группа - как долго сохраняется запомненное(кратковременная, долговременная, оперативная.
Функции памяти:
1. Узнавание - воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом
2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.
3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.
Свойства памяти:
1. Запоминать (новую информацию)
2. Вспоминать (информацию)
3. Припоминать
4. Воспроизводить
5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)
|
6. Сохранять (информацию)
Мышление и воображение
Мышление – процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира. Виды мышления: теоретические (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действительное). Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое. Качества мышления: самостоятельность мышления, широта ума, глубина, гибкость, инициативность, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, торопливость.
Существуют 2 основные формы мышления:
1)формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений
2) решение проблемы. Процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Формы мышления:…….
Воображение – познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Если основная функция памяти- сохранение опыта, то основная функция воображения-его преобразование.
Виды воображения: пассивное(сновидения,галлюцинации,грзы) и активные(репродуктивные и творческие:фантазии,мечты). Приёмы творческого воображения: агглютинация и акцентирование: утрирование, преувеличение, типизация.
6. Социализация личности, ее этапы и условия
Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.
|
Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
-Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.
-Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, само актуализации и определенном воздействии на других членов общества.
-Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.
Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
Основные этапы социализации личности:
Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.
7. Мотивация поведения. Потребности и их структура
Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности.
К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки. Все мотивационные состояния являются модификацией потребносных состояний.
Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности. Потребности служат мотивом к действию.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
- Физиологические (голод, жажда, секс...);
- Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);
- Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
- Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
- Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.)
Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками. Одна из высших психических функций. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители — слабости.
8. Эмоции и психологическое состояние личности
Эмоции и чувства - переживания человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции - простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека.
Выделяют следующие виды эмоций:
Негативная;
Позитивная;
Нейтральная;
Нетрадиционная;
Статическая;
Динамическая.
Одна из важнейших особенностей эмоций — способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности.
9. Свойства личности: темперамент, характер, способности
В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность ее обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Человек не рождается со способностью к той или иной деятельно. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки - особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Классификация способностей: общие способности, специальные.
Темперамент - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его поведении и деятельности. Павлов (обратил внимание, что темперамент зависит от нервной системы) выделил 4 типа темпераметра:
1)сангвиник (быстрый, подвижный, эмоционально откликается на все впечатления. Однако его радость, горе хоть и ярки, но неустойчивы и легко меняются противоположными)
2)флегматик (медлительный, уравновешенный и спокойный. Нелегко эмоционально задеть и вывести из себя. Чувства почти никак не проявляются внешне)
3) холерик (быстрый, порывистый, с сильными чувсивами, которые находит отражение в выразительной мимике, жестах, речи. Быстрая смена настроения, неуравновешенность. В общении с ним трудно.)
4)меланхолик (небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, которые отличаются глубиной, силой и длительностью).
От темперамента зависят такие свойства личности как: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.
Характер – совокупность индивидуальных свойств личности, проявляющаяся в поведении и поступках. Характер включает в себя множество черт, которые современные специалисты разделяют на три группы: коммуникативные, деловые, волевые.
Коммуникативные черты - проявляются в общении человека с окружающими (замкнутость, общительность, отзывчивость, злость, доброжелательность).
Деловые черты - проявляются в повседневной трудовой деятельности (аккуратность, добросовестность, трудолюбие, ответственность, лень).
Волевые черты – связаны непосредственно с волей человека (целеустремлённость, упорство, настойчивость, безволие, уступчивость).
10. Межличностные отношения. Общение и его структура
Межли́чностные отноше́ния — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному, лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).
Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие как село), так и крупные и сложные (как мегалополис). Человеческие отношения подразумевают связь как минимум между двумя индивидами.
Межличностные отношения делятся на такие виды, как:
- Знакомство — в этот «круг» входят множество людей. В более узкий круг знакомств входят знакомые люди, которые узнают тебя.
- Приятельские отношения (приятельство) — «круг» знакомых, в котором один человек привлекателен для другого.
- Товарищеские отношения (товарищество) — основываются на деловых отношениях. - Дружба — великая ценность и дорогой дар, которого удостаивается тот, кто сам умеет и хочет дружить
- Любовь — особые отношения между двумя людьми.
Также межличностные отношения подразделяют на стили:
- Официальные(деловые, служебные)-отношения людей, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.
- Личные(приятельские, дружеские, знакомство, любовные, товарищеские)отношения людей, не ограниченные заданными формальными правилами.
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В структуре общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.
Коммуникативная сторона общения отражает обмен информацией (идеями, сведениями) между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личностных характеристик (установок, целей, интересов).
Интерактивная сторона общения - отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности (например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на поведение, убеждение).
Перцептивная сторона общения отражает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
11. Взаимоотношения людей в малых группах
Малые группы – это немногочисленные по своему составу (от3 до 35 чел.) совокупности людей, объединенных определенной деятельностью или другими социальными отношениями. В малых группах в процессе общения ее членов возникают эмоциональные отношения, вырабатываются групповые нормы поведения, развиваются другие групповые процессы.
По развитию и организованности выделяют:
- диффузная группа – личные симпатии (группа приятелей)
- ассоциация – лично значимыми целями (группа охотников, нумизматов и т.д.)
- корпорация – частно-групповыми интересами, не выходящими за рамки группы (бригада шабашников, небольшие частные фирмы)
- коллективы – члены группы вступают в отношения, опосредуемые единством личных, групповых интересов (студенческие группы, производственные бригады)
Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Выделяют два вида таких связей:
- связи, порождаемые совместной деятельностью
- связи, порождаемые общением и психологическими отношениями.
Для малой группы характерна также социометрическая структура, то есть совокупность внутригрупповых межличностных предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий.
Психологическую совместимость членов группы можно рассматривать как показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласования действий ее членов в условиях совместной деятельности. Психологическая совместимость членов группы состоит из трех уровней:
- нижний уровень составляет психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы,
- средний уровень составляет согласованность функционально-ролевых ожиданий, представление кто и что должен делать,
- высший уровень находит свое выражение в предметно-целевом и ценностно-ориентационном единстве, коллективистской идентификации, адекватности возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи друг друга.
малые социальные группы подразделяют также на формальные и неформальные, временные и стабильные, открытые и закрытые.
12. Роль и психологические функции руководителя. Стиль руководства
Руководитель – это официальное лицо, облеченное властными полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.
Руководителю (в отличие от неформального лидера) для управления группой требуются специальные властные полномочия, то есть возможность оказывать влияние на поведение людей, действия «сверху».
Виды власти руководителя:
— власть, основанная на принуждении;
— власть, основанная на поощрении;
— экспертная власть, основанная на специальных знаниях руководителя, которых не имеют другие:
— эталонная власть или власть примера, когда подчиненные стараются быть похожими на своего привлекательного и уважаемого руководителя;
— законная или традиционная власть, когда один человек подчиняется другому в силу того, что они стоят на различных иерархических ступенях в организации.
Стиль руководства — это совокупность характерных методов, приемов и действий руководителя по отношению к подчиненным. Стиль руководства определяется следующими основными факторами:
— степень делегирования руководителем своих полномочий; - степень участия подчиненных в принятии решений;
— уровень информированности подчиненных о состоянии дел в организации;
— вилы власти, используемые руководителем.
Основные стили руководства:
• Авторитарный стиль - характеризуется концентрацией власти у одного руководителя. Он сам принимает решения и жестко определяет всю деятельность подчиненных.
• Демократический стиль — руководитель децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений.
• Либеральный стиль — характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива, Работникам предоставляется почти полная самостоятельность, возможность для творчества.
13. Условия и методы создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе
В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":
- Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
- Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
- Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Благоприятный психологический климат характеризуется наличием взаимопомощи и поддержки, духом коллективизма и сотрудничества. Значительное место в структуре социально-психологического климата коллектива занимают три компонента: психологическая совместимость работников; социальный оптимизм и нравственная воспитанность персонала.
Эти составляющие определяют стремление личности к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими членами коллектива.
14. Предмет педагогики. Педагогическая деятельность
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Педагогическая деятельность — процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности.
Основные составляющие педагогической деятельности:
- диагностическая – связана с изучением воспитуемых, установлением уровня их развития, воспитаности.
- ориентационно-прогностическая – выражается в умении педагога определять конкретные цели и задачи своей деятельности, прогнозировать ее результаты,
- конструктивно-проектировочная – обеспечивает отбор и организацию содержания учебно-воспитательного материала, а также проектирование не только своей деятельности, но и воспитанников,
- информационно-объяснительная – связана с тем, что педагог выступает как источник научной, мировоззренческой, нравственно-эстетической и другой информации,
- организаторская – связана с вовлечением воспитанников в учебно-воспитательную работу и стимулированием их деятельности посредством личного обаяния педагога,
- аналитико-оценочная – педагог анализирует ход обучения и воспитания, выявляя в них положительные стороны и недостатки, сопоставляет свою работу с опытом коллег,
- исследовательско-творческая – присутствует в работе каждого вдумчивого педагога в силу большого разнообразия и неповторимости условий обучения и воспитания, а также в силу индивидуальных особенностей личности самого педагога.
15. Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс
Образование выполняет в обществе два вида функций:
- функция воспроизводства – направлена на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей
- функция развития – направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.
На практике эти функции всегда взаимосвязаны, чем и определяется роль и значение образования в обществе:
- образование – это один из способов вхождения человека в мир культуры (овладевает научными знаниями, профессиональным опытом),
- образование – это средство социализации, становления и развития человека как личности (молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему),
- образование – это фактор, влияющий на социальный статус личности(отбор и дифференциация молодежи по способностям),
- образование – это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса (формирование тенденций научно-технического развития).
Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.
Общественная ценность образования не всегда совпадает с государственной. Очень часто государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обещаний или изменению приоритетов.
Личностная ценность образования состоит в индивидуально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.
Педагогический процесс можно определить как модели образования. Различают две модели организации образования:
- Традиционная модель (она же теоритическая, знаниевая и предметно-ориентированная)
- инновационная модель (она же универсальная, способностная и деятельностная).
16. Система образования в РБ и перспективы ее развития.
Образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.
К учреждениям образования относятся:
- дошкольные учреждения;
- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития(учебные заведения);
- учреждения внешкольного воспитания и обучения;
- социально-педагогические учреждения;
- специальные учебно-воспитательные учреждения;
- специализированные учреждения производственного обучения.
Образовательные учреждения осуществляют:
- дошкольное воспитание;
- общее среднее образование;
- внешкольное обучение и воспитание;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- подготовку научных и научно-педагогических кадров;
- повышение квалификации и переподготовку кадров.
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:
- внешкольное воспитание и обучение;
- повышение квалификации и переподготовку кадров.
Современное развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации Республики Беларусь.
Основные принципы национальной системы образования:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- доступность образования;
- равенство прав граждан на получение образования;
- научность;
- национально-культурная основа;
- ориентация на мировой уровень образования;
- единство обучения, духовного и физического воспитания;
- светский характер и гуманизм;
- диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений;
- обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
- преемственность между уровнями и ступенями, непрерывность образования;
- связь с общественной практикой;
- обязательность базового образования.
17. Воспитание: формы, принципы, методы и средства.
Воспитание – это создание условий для развития и саморазвития человека, освоение им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества.
Процесс воспитания имеет такую же структуру, как и процесс обучения: цели, принципы, содержание, методы, средства и формы.
Формы – это способы организации воспитательного процесса.
Основные типы форм:
- Мероприятия – занятия в коллективе, организуемые кем-нибудь с целью непосредственного воспитательного воздействия на коллектив.
- дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, и самим себе.
- игры – это реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения.
По времени:
- кратковременные (от пары минут до пары часов)
- продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель)
- традиционные (регулярно повторяющиеся)
По видам деятельности: формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые.
Принципы – это руководящие положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Основные принципы:
- содержательные,
- организационные,
- Методические,
- воспитательной целеустремленности,
- цивилизованности, духовности, связи с жизнью и деятельностью.
Методы – это конкретные способы влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности воспитанников с педагогом.
Наиболее действенные методы:
- традиционные(убедительные, принудиельные)
- рефлексивные (через сознание собственного я и деятельной действительности)
- неформальные-межличностные (воспитание через личностно значимых людей)
- инновационно-деятельные (моделирование)
Средства и формы организации воспитания – это мероприятия или виды деятельности воспитанников: учебные занятия, беседы, собрания, вечера, экскурсии.
Могут быть: прямыми, косвенными, осознанными, неосознанными,эмоциональными, когнитивными, поведенческими.
18. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.
Процесс обучения имеет следующую структуру: цель обучения – принципы обучения – содержание обучения – средства обучения – формы организации обучения – результаты обучения.
Цель обучения – образовательная, воспитательная, развивающая.
Образовательная цель процесса обучения заключается в формировании определенных знаний и навыков обучающихся.
Воспитательная цель предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, этетических и других качеств личности.
Развивающая цель обучения реализуется в развитии мышления, творческих способностей и дарования личности.
Принципы обучения – это основополагающие требования к организации этого процесса. Выделяют принцип научности обучения, принцип систематичности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью и другие.
Содержание обучения – это та совокупность знаний, умений и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы развития личности.
Методы обучения – это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать конкретное содержание обучения.
Средства обучения – это учебныепрограммы, учебники, конспекты, плокаты, технические средства обучения, раздаточный материал.
Формы организации обучения – это лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены и т.д.
19. Основы семейного восприятия.
Семья – это важнейший институт социализации личности.
Семейное воспитание – это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы:
- наследственность
- материально-экономическая обеспеченность семьи
- социальное положение
- структура семьи
- место проживания и жилищные условия
- отношение в семье к ребенку
Задачи семейного воспитания:
- создать благоприятные условия для развития ребенка
- стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка
- передать опыт создания и сохранения семьи
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям
- воспитать чувство собственного достоинства.
Принципы семейного воспитания:
- гуманность и внимание к растущему человеку
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи
- открытость и доверчивость отношений с детьми
- оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье
- оказание помощи ребенку
Основные направления семейного воспитания:
- физическое воспитание – основано на здоровом образе жизни
- интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей заданиями
- нравственное воспитание – воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты
- Эстетическое воспитание – призвано развивать художественные таланты и дорования детей
- трудовое воспитание – закладывает основу будущей праведности и достойной жизни детей.
20. Основы самосовершенствования личности. Характеристики зрелой личности.
Самосовершенствование – это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.
Структура процесса самосовершенствования:
- самопознание – осознание своихвозможностей, своих слабых и сильных сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки
- самопобуждение – использование различных мотивов и приемов самостимулирования собственного развития
- программирование – определение целей, путей, средств и методов самосовершенствования
- самореализация – осуществление программы самосовершенствования, самореализация как способ жизнедеятельности.
Характеристики зрелой личности
ЗРЕЛОСТЬ (взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения.
Выделяют следующие характеристики зрелой личности:
1) развитое чувство ответственности;
2) потребность в заботе о других людях;
3) способности: а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей; Ь) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.