Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Тема текста».
Цель: сформировать у учащихся понятие темы текста (узкая и широкая); формировать умение соотносить тему и содержание высказывания.
1.Актуализация знаний:
Цыплят по осени считают.
Мы идем по мягкому, разноцветному ковру осени.
Первое сентября.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Стаи журавлей летят косяками на юг.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Объяснение нового материала. Актуализация знаний, связанных с новой темой.
- Есть ли что-то общее у данных предложений? /Они об осени./
- Если в этих предложениях говорится об одном, значит, это текст? /Нет/
- Докажите это. Вспомните, что можно назвать текстом, какие условия должны обязательно выполняться.
-Текст состоит из предложений, связанных по смыслу и расположённых в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий (действий, ситуаций), которые описаны в тексте.
- Текст можно озаглавить. Можно ли придумать один заголовок для данных предложений?
-Что должно быть отражено в заглавии текста?
- Его тема.
Сформулируйте, что такое тема текста, на ваш взгляд.
(формулируют, дают ответы)
Сравните, ваши определения с записанным определением на закрытой части доски. (Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нем говорится). Занесите это определение в тетради.
Этап исследования, усвоения и закрепления полученных знаний.
Обратимся к заданиям, которые напечатаны на листах, лежащих у вас на парте. Это материал для учебного исследования, в котором каждый из вас примет сейчас участие. Его цель ответить на вопрос: что значит писать и говорить на определённую тему? Нужно ли нам в повседневной жизни помнить о подчинении своего речевого продукта (произнесённого, написанного текста) конкретной теме или это необязательно?
|
Выполним задание № 1.
1.Возможно ли из данных предложений составить текст?
Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему, озаглавьте и запишите в тетради.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.
(выполнение задания)
Скажите, прочему у нас получались разные варианты тем, чем они отличны друг от друга? (солнце, золотое колесо, восход солнца и др.)
- У кого-то более короткая тема, состоящая из одного слова, у кого-то в тему, кроме существительного, включено прилагательное и т.д.
Правильно, потому что темы текста бывают узкие и широкие. Рассмотрим запись, выполненную на закрытой части доски.
ТЕМА:
1. Узкая (Зима.)
2. Широкая (Первый день зимы.)
Запись схемы и примеров тем в тетради.
Выполним задание №2.
2.Сопоставьте данные темы. Определите, какие из них уже.
Летом в деревне. В ночном. Последние дни летнего отдыха в деревне.
Обратимся к материалу задания №3.
3. Из предложенных тем выберите широкую, в которую бы входили все остальные, узкие темы.
Осенний листопад.
Осенью на нашей речке.
Осень пришла…
Последние осенние цветы.
Осеннее утро в роще.
Моя рябина поздней осенью.
|
Осеннее небо.
Учащиеся доказывают свою точку зрения, в виде кластера заносят темы в тетради.
Теперь вы как исследователи разобрались в учебном материале, давайте перейдем на самостоятельный, творческий уровень и обратимся к заданию №4.
4. Самостоятельно подберите и запишите три узкие темы к широкой.
1) Зимние развлечения.
2) Мой сад.
3) Любимый уголок природы.
Варианты, предложенные учениками:
1)Зимние развлечения:
1.Катание на коньках.
2.Лыжная прогулка по лесу.
3.Царь горы.
2)Мой сад:
1.Зимний сад.
2.Раннее утро в моем саду.
3.Разнообразие цветов в моем саду.
3)Любимый уголок природы:
1. Берёзовая роща.
2. Осенью на реке.
3. Цветущий луг.
А теперь мы обратимся к исследованию сочинения одного ученика, посмотрим, образцовое ли оно. Задание №5 на листах.
5. Прочитайте сочинение ученика.
Кони в золоте лучей.
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году окончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко.
Клев в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.
|
Назовите тему его сочинения.
Укажите в тексте предложения, которые не помогают раскрытию темы. Опустите их при повторном чтении.
Сравните оба варианта. Какой вам больше нравится? Почему?
В чем допустил промах наш ученик при создании своего текста?
Вывод урока.
Четко сформулируйте и запишите ответ на вопрос нашего исследования: что же значит уметь писать и говорить на тему? (В тетрадях для конспектов)
- зачитывают формулировки, корректируем их. (Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы).
Как вы думаете, в повседневной жизни при общении это правило сложно соблюдать?
-Да, порой сложно.
Так может и не нужно?
(варианты ответов учеников). Необходимо соблюдать, чтобы не переключать внимание слушателя или читателя от того, что его интересует, о чём он спрашивал. Надо подчинять свой речевой продукт (текст) теме, чтобы тебя понимали, хотели общаться, адекватно воспринимали.
А сейчас, чтобы выявить знания, полученные в результате нашего исследования, мы разгадаем кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. То, из чего состоит любой текст. (предложение)
2. Что состоит из предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)
3. Любому тексту можно дать… (заглавие)
4. Это то, о чём говорится в тексте. (тема)
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
1. Моя любимая игра.
2. Очень полезная игра.
Уяснить для себя, чем они отличаются, правильно раскрыть выбранную тему.
Тема текста.
- Возможно ли из данных предложений составить текст?
Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему, озаглавьте и запишите в тетради.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.
- Сопоставьте данные темы. Определите, какие из них уже.
Летом в деревне. В ночном. Последние дни летнего отдыха в деревне.
3. Из предложенных тем выберите широкую, в которую бы входили все
остальные, узкие темы.
Осенний листопад.
Осенью на нашей речке.
Осень пришла…
Последние осенние цветы.
Осеннее утро в роще.
Моя рябина поздней осенью.
Осеннее небо.
4. Самостоятельно подберите и запишите узкие темы к широкой.
Зимние развлечения.
Мой сад.
Любимый уголок природы.
5. Прочитайте сочинение ученика.
Кони в золоте лучей.
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году окончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко.
Клев в то утро был отменный. Бабушка нашим уловом была довольна.
Назовите тему его сочинения.
Укажите в тексте предложения, которые не помогают раскрытию темы. Опустите их при повторном чтении.
Сравните оба варианта. Какой вам больше нравится? Почему?
В чем допустил промах наш ученик при создании своего текста?
6. Разгадываем кроссворд.
Список использованной литературы:
1. Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2009.
2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: «Дрофа», 2005.