ООО – При выходе из состава ООО участник имеет право на получение доли имущества общества, пропорциональной его доле в уставном капитале. Заметим, что выход участника из состава ООО может резко понизить финансовые возможности общества.
ЗАО – При выходе акционера из ЗАО происходит продажа принадлежащих ему акций, при этом остальные акционеры имеют преимущественное право покупки акций. Хотя Закон «Об акционерных обществах» предусматривает в некоторых, строго определенных случаях выкуп акций общества самим обществом, это условие, очевидно, не является определяющим, а общество при смене акционера, как правило никакого финансового ущерба не несет.
ОАО – акционер вправе по собственному усмотрению распоряжаться принадлежащими ему акциями, в том числе и определяя их покупателя. Очевидно, на финансовом состоянии ОАО такая сделка тоже никак не отражается (мы употребили слово «формально» в связи с тем, что для крупных акционерных обществ, акции которых продаются и покупаются на фондовой бирже, определенная стратегия их покупок и продаж может привести даже к банкротству – за счет, например, искусственного понижения курса акций, вынуждающего общество вкладывать собственные средства для поддержания курса).
Допустим, мы определились в выборе организационно-правовой формы будущего предприятия. На следующем этапе создания юридического лица возникает необходимость подготовки пакета учредительных документов.
Учредительные документы – это своеобразная визитная карточка предприятия. В них содержится полная информация о предприятии: его название, место нахождения, учредители, порядок управления предприятием и другие сведения, предусмотренные главой 4 Гражданского кодекса РФ и законом для юридических лиц соответствующего вида.
|
Основным учредительным документом предприятия является устав предприятия. Текст Устава утверждается либо решением учредителя предприятия (в том случае, если учредитель единственный), либо решением общего собрания учредителей в форме протокола (в том случае, если учредителей несколько). Соответствующая запись об утверждении Устава делается на титульном листе Устава предприятия.
В протоколе указываются номер протокола, дата и место заседания, фамилия, имя, отчество физических лиц, полное наименование юридических лиц учредителей. Для юридических лиц обязательно указываются должности и фамилии уполномоченных представителей юридических лиц.
В случае если присутствуют лица по доверенности, указать, что данные лица присутствуют по доверенности с указанием номера и даты доверенности. Данная доверенность либо ее нотариально заверенная копия должна быть приложена к учредительным документам. На собрании избирается Председатель и (или) секретарь собрания, которые впоследствии подписывают Протокол собрания учредителей. В протоколе указывается повестка дня учредительного собрания. В качестве примера можно предложить следующую повестку дня для Обществ с ограниченной ответственностью:
1. Об учреждении Общества с ограниченной ответственностью и его учредителях.
2. Об утверждении полного и сокращенного наименования Общества.
3. О размере уставного капитала Общества, распределении его между учредителями и порядке его формирования.
|
4. Об оценке имущественных вкладов участников в уставный капитал общества (если таковые имеются).
5. О месте нахождения Общества, почтовом адресе и месте хранения учредительных документов Общества.
6. Об утверждении Устава и подписании Учредительного договора Общества.
7. О выборах Совета директоров и назначении руководителя Общества.
8. Об утверждении эскиза печати и назначении ответственного за ее хранение.
9. Разное.
Если протокол состоит из двух и более страниц, то он должен быть прошит и опечатан с обратной стороны с указанием количества страниц. Протокол собрания учредителей рекомендуется готовить не менее 2-х экземпляров, один из которых представляется на регистрацию вместе с остальными документами.
Копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц представляются на регистрацию в 1-ом экземпляре на каждое юридическое лицо. Во всех других случаях представляются копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц, заверенных нотариально.
Заявление в МИФНС о государственной регистрации юридического лица при создании (Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 №439 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.10.2003 №630 от 26.02.2004 №110)) заполняется разборчиво от руки либо на печатной машинке. Первые три страницы в Заявлении подписывается Заявителем и заверяется нотариусом, остальные страницы в Заявлении считаются приложениями и подписываются Заявителем, не заверяя подпись нотариусом.[8]
Юридический адрес - Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Сейчас вместо понятия «юридический адрес» употребляется понятие «место нахождения». Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения.
|
В качестве адреса места нахождения юридического лица можно использовать домашний адрес учредителя, который имеет московскую прописку. Это разрешено только для предприятий – субъектов малого предпринимательства. Субъектом малого предпринимательства считается предприятие, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в котором численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:[9]
в промышленности – 100 человек;
в строительстве 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек