Знай, что все сотворённые существа исходят из этих двух энергий и что только Я являюсь единственной причиной возникновения и уничтожения вселенной.




Глава седьмая

 

Вигьяна-Йога

Постижение духовной науки

 

 

Текст 1

 

é[q>aGavaNauvac

MaYYaaSa¢-MaNaa" PaaQaR YaaeGa& YauÅNMadaé[Ya")

ASa&XaYa& SaMaGa]& Maa& YaQaa jaSYaiSa TaC^*<au)) 1))

 

iрb бхагавfн увfча

майй fсакта-манfx пfртха / йогаv йуuджан мад-fiрайаx

асаviайаv самаграv мfv / йатхf джufсйаси тач чхhtу

iрb бхагавfн увfча – всемогущий Господь сказал; пfртха – о сын Притхи; ihtу – только послушай; йатхf – как; джufсйаси – ты узнаешь; мfм – Меня; самаграм – поистине; йуuджан – практикуя; тат – этот (метод); йогам – бхакти-йоги; fсакта-манfx – с умом, привязанным (устремлённым); майи – ко Мне; мад-fiрайаx – и найдя прибежище во Мне; асаviайам – свободный от сомнений.

 

Шри Бхагаван сказал: О Партха, послушай теперь о том, как, встав на путь бхакти-йоги, можно в совершенстве постичь Меня, избавившись от всех сомнений, устремив ко Мне мысли и найдя прибежище во Мне одном.

Бхаванувада

Когда же я обрету прибежище под сенью лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху – источника вечного блаженства и безграничной милости? Когда, оставив пути бхукти и мукти и встав на путь бхакти, я удостоюсь права отведать нектара премы?

В этой главе описываются вибхути (достояния)Шри Бхагавана, высшего объекта поклонения. Здесь также говорится о четырёх видах людей, которые посвящают Ему свою бхаджану, и о четырёх видах безбожников, которые не делают этого.

Первые шесть глав описывают пути гьяны и йоги. Оба пути ведут к спасению (мокше) и основаны на очищающей сердце нишкама-карме. Теперь в следующих шести главах речь пойдёт о разных видах бхакти-йоги, начиная с бхакти, которое смешано с кармой, гьяной и прочим. Методы бхакти (шравана и все остальные) приводят садхак, практикующих нишкама или сакама-упасану, к таким целям (видам освобождения), как салокья и другие. И что важнее всего, в этих главах описывается бхакти-йога, которая совершенно независима от кармы, гьяны и прочего и которая дарует преданному особый вид мукти, вводя его в круг любящих спутников Шри Кришны. Как сказано в "Шримад-Бхагаватам" (11.20.32-33): йат кармабхир йат тапасf / джufна ваирfгйатаi ча йат… — "Занимаясь одной лишь бхакти-йогой, Мой преданный с лёгкостью обретает все желанные плоды кармы (исполнения долга), тапасьи и иных благих дел, а также плоды гьяны, вайрагьи, йоги и даны (благотворительности)". Даже если человек стремится попасть на Сваргу, обрести мокшу или вознестись на Вайкунтху, он без труда получит желаемое, занимаясь только бхакти-йогой. Отсюда становится ясно, что бхакти в высшей степени независимо. Бхакти может даровать плоды всех остальных методов духовной практики, даже если человек не пользовался ими. Бхакти-йогой легко заниматься, но её трудно достичь.

В "Шветашватара Упанишад" (3.8) говорится: там эва видитвfтимhтйум эти — "Человек побеждает смерть, когда познаёт Его (Парамешвару)". Это высказывание может породить сомнение: "Разве обретёт человек мокшу только с помощью бхакти, не имея гьяны?" В ответ Шри Бхагаван говорит: "Не возражай так". Там эва — победить смерть можно, только постигнув тат-падартху (Параматму), осознав Её непосредственно. Спасение от смерти недоступно тому, кто постиг лишь твам-падартху (душу), пракрити или какой-нибудь иной предмет познания. В этом состоит смысл приведённого высказывания из "Шветашватара Упанишад".

Ощутить вкус леденца можно только языком – не глазами и не ушами. Точно так же осознать парабрахму можно только с помощью бхакти. Парабрахман пребывает на уровне гунатита (за пределами влияния гун), и только бхакти, которое тоже неподвластно гунам, может возвысить человека до этого уровня. Атма-гьяна, или знание о своём "я", избавляющее дживу от отождествления себя с телом, находится на уровне гуны благости, поэтому оно не способно привести человека на уровень осознания Парабрахмана.

Бхактйfхам экайf грахйаx — "Прийти ко Мне можно только с помощью экантика-бхакти " (Бхаг., 11.14.21). Бхактйf мfм абхиджfнfти — "Только на пути бхакти душа обретает особое знание о Моей сварупе и свабхаве " (Бг., 18.55). Таким образом, Шри Бхагаван говорит: "Этими двумя утверждениями Я провозглашаю истину о Моей савишеше, о том, что Я обладаю разнообразными качествами".

Гьяна и йога широко известны как средства обретения мукти, однако они даруют этот плод лишь под влиянием гуни-бхута-бхакти (бхакти, в котором преобладает карма, гьяна, тапасья или нечто подобное). Ни гьяна, ни йога не способны даровать человеку спасение, если в них нет бхакти. В шастрах есть много подтверждений тому, что без бхакти пути гьяны и йоги ни к чему не приведут. К тому же в процитированном высказывании из "Шветашватара Упанишад" слово эва (только) следует за словом там, а не видитва (зная). Это значит, что мокшу обретают не только на пути гьяны. Можно обрести спасение, постигнув Параматму, а можно прийти к этому и не постигая Её. Следовательно, мокшу дарует ниргуна-параматма-гьяна (свободное от влияния гун знание о Параматме), рождённая из бхакти, и потому одного лишь бхакти вполне достаточно, чтобы обрести мокшу, причём, на пути бхакти даже необязательно знать Параматму. Приведённое утверждение из Упанишад несёт в себе и такой смысл.

Когда человек болен желтухой, его язык не способен ощущать сладость мишри (сахарного леденца), но если регулярно принимать леденцы, болезнь уйдёт и человек снова сможет насладиться вкусом мишри. В этом нет сомнений. В "Шримад-Бхагаватам" (10.47.59) Шри Уддхава говорит: "Нектар всегда дарует бессмертие, даже если человек пьёт его, не зная о его свойствах". Подобно этому, человек может и не знать о сварупе Шри Кришны, однако, если он посвящает Ему свою бхаджану, то всё равно обретёт желаемые плоды. То же самое говорит и Шри Нараяна в "Мокша-дхарме": "Если человек вручил себя Шри Нараяне, ему нет нужды заниматься садханой, ведущей к четырём целям жизни — дхарме, артхе, каме и мокше. Он достигнет их и без такой садханы ". Подобное высказывание есть и в "Шримад-Бхагаватам" (11.20.32-33): "Всё, чего можно достичь, исполняя свой долг или предаваясь аскезе, Мои бхакты с лёгкостью достигают, занимаясь бхакти-йогой ". Более того, в "Бхагаватам" (6.16.44) говорится: "Лишь однажды услышав Твоё святое имя, даже низкий чандала обретает спасение от пут материальной жизни". Все эти утверждения говорят о том, что мокшу можно обрести только на пути бхакти. К тому же "лучшим из йогов является тот, кто с глубокой верой в сердце занимается бхаджаной " (Бг., 6.47). Этими словами Шри Бхагаван указывает на особые качества Его бхакт, чьи умы всецело сосредоточены на Нём и кто верит в Его преданных. Может возникнуть такой вопрос: "Кто из бхакт способен обладать гьяной и вигьяной о Шри Бхагаване?" Ответ на этот вопрос даётся в шлоке, что начинается словами майй fсакта, а также в следующей.

В "Шримад-Бхагаватам" (11.2.42) сказано: "Когда человек ест, он одновременно испытывает удовлетворение, насыщается и избавляется от голода. Подобно этому, когда человек занимается бхаджаной, посвящённой Шри Бхагавану, он одновременно обретает преданность Господу, постигает Его и избавляется от мирских привязанностей".

"Стоит заметить однако, что голодный человек, съев лишь один кусочек пищи, никакого удовлетворения не почувствует и не насытится. Это придёт к нему только тогда, когда он съест полную порцию. Точно так же, хотя человек начинает постигать Меня с первых шагов в бхаджане, по-настоящему он Меня осознает, когда достигнет уровня асакти и когда ум его разовьёт привязанность ко Мне в образе Шьямасундары, украшенного жёлтыми одеждами. Только так ты можешь постичь Меня.

Послушай, пожалуйста, о том, как человек может непосредственно осознать Меня и какой вид йоги он при этом обретёт. Можно стать Моим ананья-бхактой, даже не прибегая к помощи гьяны, кармы и прочего, нужно лишь постепенно укреплять связь со Мной и в конечном счёте полностью вручить себя Мне".

В этой шлоке слово асаviайаv подразумевает сомнение в возможности достичь нирвишеша-брахмы (безличного Брахмана), а самаграм говорит о том, что осознание такой сварупы неполно. Об этом будет сказано позже (Бг., 12.5):

 

клеiо ‘дхикатарас тешfм / авйактfсакта-четасfм

авйактf хи гатир дуxкхаv / дехавадбхир авfпйате

"Те, кто обращает свой ум к ниргуна-брахме, вынуждены проходить через множество страданий. Обусловленной душе крайне трудно достичь этой непроявленной природы".

Иными словами, есть сомнение в том, что нирвишеша-брахма-сварупа достижима. Однако в этой шлоке Шри Бхагаван провозглашает: "Такому сомнению нет места на пути посвящённой Мне бхакти-йоги, ибо Мой преданный всегда осознаёт Меня, Шри Кришну, парабрахма-таттву. Более того, безличный Брахман, которому поклоняются гьяни, – это только Моё величественное сияние. Когда Я явился царю Сатьяврате в образе Матсья-аватары, Я сказал ему: "Следуя Моим наставлениям, ты постигнешь Моё величие, которое проявится в твоём сердце силой шабда-брахмы, звукового воплощения Парабрахмана" (Бхаг., 8.24.38). А в "Гите" (14.27) Я сказал: "Я – вместилище, или источник нирвишеша-брахмы ". Таким образом, знание о Моей нирвишеша-сварупе неполно и является лишь частью знания о Моей сварупе в образе Шри Кришны Шьямасундары, носящего жёлтые одежды (питамбара-дхари-сварупе). Знание о безличном Брахмане называется асамаграм, неполным".

 

Пракашика-вритти

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие объяснения: "О Партха, в первых шести главах Я описал гьяну и аштанга-йогу. Это пути, ведущие к мокше, и они нуждаются в помощи нишкама-карма-йоги, которая очищает сердце. В следующих шести главах Я буду говорить о бхакти-йоге. Пожалуйста, послушай. Безраздельно устремив ум ко Мне и полностью предавшись Мне на пути бхакти-йоги, ты всецело познаешь Меня. В этом не может быть сомнений.

Знание о безличном Брахмане неполно, ибо не содержит в себе савишеша-гьяну, представление о свойствах личностной ипостаси Абсолюта. Человек познаёт нирвишеша-брахму, отрицая материальное разнообразие, и Моя безличная ипостась (нирвишеша-брахма) предстаёт лишь как объект познания на пути нирвишеша-гьяны, которая не находится на уровне ниргуны; она просто отрицает грубое и тонкое материальное знание, а значит, относится к категории знания в гуне благости. Бхакти – это проявление ниргуна-вритти, духовной природы. Мой образ – тоже ниргуна, и увидеть его можно только с помощью духовного (ниргуна) зрения, которое джива обретает, когда раскрывает себя на пути ниргуна-бхакти ".

 

 

Текст 2

 

jaNa& Tae_h& SaivjaNaiMad& v+YaaMYaXaezTa")

YaJjaTva Naeh >aUYaae_NYaJjaTaVYaMaviXaZYaTae)) 2))

 

джufнаv те’хаv са-виджufнам / идаv вакшйfмй аiешатаx

йадж джufтвf неха бхeйо’нйадж / джufтавйам аваiишйате

ахам – Я; вакшйfми – объясню; те – тебе; аiешатаx – полностью; идам – эту; джufнам – науку; са-виджufнам – вместе с методом постижения этой науки; джufтвf – поняв; йат – который; на анйат – ничего другого; бхeйаx– дальше; аваiишйате – (не) останется; джufтавйам – что необходимо узнать; иха – в этом мире.

 

Я раскрою тебе эту гьяну, обогащённую вигьяной. Когда ты её постигнешь, для тебя в этом мире не останется ничего непознанного.

Бхаванувада

"До того как человек, идя путём бхакти, достигнет уровня привязанности (асакти), его знание обо Мне будет иметь характер айшварья-майи (окрашенного благоговением и почтением). Такое знание именуется гьяной. Позже, когда человек возвысится до уровня асакти, он осознает Мою мадхурью с помощью вигьяны. Услышь же теперь и о гьяне, и о вигьяне, овладев которыми ты постигнешь всё сущее. То, о чём Я тебе поведаю, включает в себя и знание о безличном Брахмане, и вигьяну ".

 

Пракашика-вритти

Практикуя ниргуна-бхакти, человек всецело постигает сварупу Сваям Бхагавана Шри Кришны — того, кто вечен, полон знания и блаженства и кто является источником айшварьи и мадхурьи. Только благодаря бхакти-йоге Шри Вьяса, погрузившись в самадхи, смог целиком осознать и узреть сварупу Бхагавана. Апаiйат пурушаv пeрtам (Бхаг., 1.7.4). Следует понять, что полное осознание и видение сварупы Кришны (вигьяна) включают в себя и брахма-гьяну, и параматма-гьяну. Вот почему, когда человек познает Шри Бхагавана, для него не остаётся ничего непознанного.

Ниргуна-бхакти – это то же, что и према-бхакти. Чтобы достичь уровня према-бхакти, нужно пройти через девять этапов: 1) шраддха, 2) садху-санга, 3) бхаджана-крия, 4) анартха-нивритти, 5) ништха, 6) ручи, 7) асакти, (эти семь ступеней соответствуют уровню садхана-бхакти), 8) бхава и 9) появление премы. До того как садхака-бхакта достигает уровня асакти, его знание о Бхагаване носит характер айшварья-майи. Когда же его асакти (привязанность к Кришне) становится зрелой, он постигает в своём сердце мадхурью. Это называется вигьяной.

 

 

Текст 3

 

MaNauZYaa<aa& Sahóezu k-iêÛTaiTa iSaÖYae)

YaTaTaaMaiPa iSaÖaNaa& k-iêNMaa& veita TatvTa")) 3))

 

манушйftfv сахасрешу / каiчид йатати сиддхайе

йататfм апи сиддхfнfv / каiчин мfv ветти таттватаx

сахасрешу – из тысяч; манушйftfм – людей; каiчит – кто-нибудь один; йатати – старается; сиддхайе – достичь совершенства; апи – но даже; йататfм – из тех, кто старается; сиддхfнfм – и достигает совершенства; каiчит – едва ли один; ветти – познает; мfм – Меня; таттватаx – по-настоящему.

 

Из тысяч людей, возможно, только один стремится к совершенству. А из тех, кто достиг совершенства, едва ли один поистине знает Мою сварупу.

Бхаванувада

"Даже гьяни и йоги, наделённые качествами, о которых Я говорил в предыдущих шести главах, редко обретают полное знание обо Мне на уровне вигьяны ". Так, говоря о вигьяне (полном постижении), Шри Бхагаван произносит эту шлоку, что начинается словом манушйftfм. "Среди бесчисленного множества джив лишь одна рождается человеком, а из тысяч людей только один пытается достичь высшей цели жизни. Но даже из тысяч пытающихся прийти к совершенству едва ли один по-настоящему постигает Меня в образе Шьямасундары Муралидхары и непосредственно познает этот Мой образ".

Отсюда следует, что блаженство, которое человек испытывает, осознавая савишеша-брахму, в тысячи раз превосходит блаженство, приносимое осознанием нирвишеша-брахмы.

 

Пракашика-вритти

В этой шлоке Шри Бхагаван показывает, как редка бхагавад-гьяна. В "Шримад-Бхагаватам" (6.14.5) об этом говорится так:

 

муктfнfм апи сиддхfнfv / нfрfйаtа-парfйаtаx

судурлабхаx праifнтfтмf / коnишв апи махf-муне

"О великий мудрец, среди миллионов тех, кто обрёл спасение и достиг совершенства, умиротворённый бхакта Шри Нараяны – величайшая редкость". Но по сравнению с айшварья-майи-бхактами Господа Нараяны, которых привлекает Его величие, мадхурья-параяна-бхакты Шри Кришны – редкость ещё большая. Блаженство, приносимое сладостными качествами Шри Кришны в миллионы раз превосходит брахмананду, блаженство осознания Брахмана. В "Бхакти-расамрита-синдху" (1.1.25) сказано:

 

брахмfнандо бхавед эшаx чет парfрдха-гуtb-кhтаx

наити бхакти-сукхfмбходхеx парамftу-тулfм апи

"Если блаженство осознания Брахмана увеличить в число, равное количеству дней в жизни Брахмы, то даже в этом случае оно не сравнится и с крупицей блаженства, приносимого ощущением сладости Шри Кришны". То же самое говорится и в "Шри Чайтанья-чаритамрите" (Ади, 7.84-85).

 

 

Текст 4

 

>aUiMaraPaae_Nal/ae vaYau" %& MaNaae buiÖrev c)

Ahªar wTaqYa& Mae i>aàa Pa[k*-iTaríDaa)) 4))

 

бхeмир fпо’нало вfйуx / кхаv мано буддхир эва ча

ахаyкfра итbйаv ме / бхиннf пракhтир ашnадхf

ийам – эта; ме – Моя; пракhтиx – энергия; (имеет) ашnадхf – восемь; бхиннf – составляющих; ити – это; бхeмиx – земля; fпаx – вода; аналаx – огонь; вfйуx – воздух; кхам – эфир; манаx – ум; буддхиx – разум; ча – и; эва – конечно же; ахаyкfраx – ложное эго.

 

Моя внешняя материальная энергия имеет восемь составляющих – это земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго.

Бхаванувада

Когда речь идёт о бхакти, под гьяной подразумевают только айшварья-гьяну о Шри Бхагаване. В этом случае не имеют ввиду атма-гьяну. Так в данной шлоке, что начинается словом бхeмиx, и в следующей шлоке Шри Бхагаван описывает айшварья-гьяну, говоря о Своей духовной (пара) и материальной (апара) энергии. Слово бхуми-ади (земля и прочее) указывает на пять составляющих материи (панча-маха-бхута) вместе с соответствующими им объектами чувств — запахом и остальными. А слово аханкара, "ложное эго", указывает на их порождения, чувства, а также на их источник, махат-таттву. Поскольку разум и ум имеют особое значение, они названы отдельно.

 

Пракашика-вритти

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие объяснения: "Знание о Моей сварупе именуется бхагавад-гьяной, и состоит оно в следующем: Я, Высшая Абсолютная Истина, Шри Кришна, неизменно пребываю в Своей сварупе и безраздельно владею всеми энергиями (шакти). Брахман – это лишь безличное (нирвишеша) проявление Моей шакти, и он не имеет формы (сварупы). Постижение бытия Брахмана основано на отрицании сотворённого мира. Параматма – это тоже частичное проявление Моей энергии в этом мире. Оно представляет собой истину, связанную только с бренным материальным миром и не имеет вечной сварупы. Моё единственное вечное проявление – это бхагават-сварупа, обладающая двумя энергиями. Одна из них называется бахирангой или майя-шакти, внешней энергией. Поскольку она является причиной (матерью) появления материального мира – мира мёртвой материи, – её ещё называют апара-шакти. Следует знать о числе элементов, из которых состоит апара-шакти и которые образуют мёртвую материю. Пять грубых элементов — земля, вода, огонь, воздух и эфир — называются маха-бхутой. Их свойствами являются, соответственно, запах, вкус, образ, прикосновение и звук. Таким образом, получается десять составляющих. Знай, что им соответствуют чувства, являющиеся активными составляющими, и исходят они из ложного эго, аханкары. Их общий источник – махат-таттва. Ум и разум названы отдельно, потому что они выделяются из всех элементов своими особыми функциями, хотя на самом деле они суть одно. Все эти составляющие образуют лишь часть Моей внешней энергии".

 

 

Текст 5

 

APareYaiMaTaSTvNYaa& Pa[k*-iTa& iviÖ Mae ParaMa()

Jaqv>aUTaa& Mahabahae YaYaed& DaaYaRTae JaGaTa()) 5))

 

апарейам итас тв анйfv / пракhтиv виддхи ме парfм

джbва-бхeтfv махf-бfхо / йайедаv дхfрйате джагат

махf-бfхо – о могучерукий (Арджуна); виддхи – ты должен понять; (что) ийам – эта (материальная энергия); (является) апарf – низшей; ту – но; итаx – помимо неё; (существует) анйfм – другая; парfм – высшая; ме – Моя; пракhтим – энергия; (состоящая из) джbва-бхeтfм – живых существ; йайf – которые; дхfрйате – принимают; идам – эту; джагат – вселенную.

 

О могучерукий, знай, что эта Моя внешняя энергия, состоящая из восьми стихий, является низшей. Кроме неё у Меня есть другая, высшая энергия, именуемая джива-сварупой, которая использует материальный мир ради наслаждения плодами кармы.

Бхаванувада

Поскольку бахиранга-шакти, о которой уже говорилось, по природе инертна, её называют внешней (апара). Татастха-шакти, проявляющаяся в виде живых существ, отличается от бахиранга-шакти и считается выше неё (пара), потому что обладает сознанием. Суть в том, что эта энергия силой присущего ей сознания поддерживает вселенную и использует её для собственного наслаждения.

 

Пракашика-вритти

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие разъяснения: "Помимо Моей материальной энергии (апара-пракрити), существует ещё и пограничная (татастха-пракрити), которую ещё называют дживой, или пара-пракрити. Эта энергия наделена сознанием (чайтанья-сварупа) и проявляется в виде живых существ (джива-сварупа). Именно благодаря дживам, которые исходят из этой энергии, мёртвая материя начинает проявлять признаки сознания. Джива обладает способностью сознавать и двигаться как в чит-джагат, духовном мире, проявленном Моей внутренней энергией (антаранга-шакти), так и в джада-джагат, мире мёртвой материи, рождённом из Моей внешней энергии (бахиранга-шакти). Вот почему джива-шакти называется татастхой ".

Баддха-дживы (обусловленные души), отвернувшиеся от Шри Кришны, приходят в этот мир именно из татастха-шакти. Глубоко заблуждается тот, кто думает, будто баддха-дживы некогда служили Кришне, а потом оставили своё служение и пали с Вайкунтхи или даже с Голоки, высшей планеты духовного мира. Подобное представление противоречит сиддханте. Обретя однажды служение Кришне в Его обители, джива никогда уже не утратит это положение. Такое просто невозможно. В "Гите" (15.6) по этому поводу сказано:

 

йад гатвf на нивартанте / тад дхfма парамаv мама

"Те, кто достигает Моей высшей обители (дхамы), никогда больше не возвращаются в материальный мир". Махараджа Читракету, а также Джая и Виджая не падали из духовного мира. Они пришли в материальный мир по своему желанию и стали играть роль обусловленных душ, чтобы доставить удовольствие Бхагавану. Дживы, которые поглощены служением Шри Кришне в духовном мире, изошли либо из Шри Баладевы Прабху, либо из Его экспансии – Маха-Санкаршаны, неотличного от Самого Баладевы. Все эти дживы – вечно освобождённые души. Не может такого быть, чтобы они утратили своё положение.

 

Текст 6

 

WTaÛaeNaqiNa >aUTaaiNa SavaR<aqTYauPaDaarYa)

Ah& k*-TòSYa JaGaTa" Pa[>av" Pa[l/YaSTaQaa)) 6))

 

этад йонbни бхeтfни / сарвftbтй упадхfрайа

ахаv кhтснасйа джагатаx / прабхаваx пралайас татхf

упадхfрайа – знай; ити – что; сарвftи – все; бхeтfни – живые существа; этад – что; (изошли из) йонbни – чрево; ахам – Я; (являюсь) прабхаваx – источником; татхf – и; пралайаx – (причиной) уничтожения; кhтснасйа – всей; джагатаx – вселенной.

 

Знай, что все сотворённые существа исходят из этих двух энергий и что только Я являюсь единственной причиной возникновения и уничтожения вселенной.

Бхаванувада

Здесь Шри Бхагаван утверждает истину о том, что Он является источником возникновения вселенной, потому что именно из Него исходят обе упомянутые прежде энергии. Майя-шакти, как кшетра (поле деятельности), и джива-шакти, как кшетра-гья (знающий это поле) служат источником всех движущихся и неподвижных существ. "Таким образом, поскольку Мне подвластны обе эти шакти, Я являюсь творцом всего мира. Когда же настаёт срок и вселенная разрушается, эти энергии перестают действовать и погружаются в Меня, высшее вместилище энергий (шактиман). Поэтому Я являюсь и причиной уничтожения вселенной".

 

Пракашика-вритти

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие объяснения: "Как чит, так и ачит, а именно, дживы и мир, сотворённый из мёртвой материи, порождены этими двумя пракрити. И майя, и джива-шакти являются Моими энергиями, ибо они обе исходят из Меня. Поэтому Я, Бхагаван, суть изначальная причина возникновения и уничтожения вселенной".

 

 

Текст 7

 

Mata" ParTar& NaaNYaiTk-iÄdiSTa DaNaÅYa)

MaiYa SavRiMad& Pa[aeTa& SaU}ae Mai<aGa<aa wv)) 7))

 

маттаx паратараv нfнйат / киuчид асти дханаuджайа

майи сарвам идаv протаv / сeтре маtи-гаtf ива

дханаuджайа – о покоритель врагов, Арджуна; на асти – не существует; киuчит – чего-либо; анйат – иного; паратарам – более великого; маттаx – чем Я; сарвам – вся; идам – эта вселенная; протам – зависит; майи – от Меня; ива – как; маtи-гаtfx – драгоценные камни; (нанизанные) сeтре – на нить.

 

О Дхананджая, нет ничего превыше Меня. Весь этот мир покоится на Мне подобно самоцветам, нанизанным на нить.

Бхаванувада

Шри Бхагаван говорит: "Таким образом, Я являюсь источником всего сущего. И подобно тому как причина и следствие не отличны друг от друга, энергия и её источник едины между собой".

В шрути сказано: экам эвfдвитbйаv брахма — "До того как был сотворён этот мир, существовала лишь Абсолютная Истина и ничего другого" (Чхандогья Упанишад, 6.2.1).

Кроме того, говорится: неха нfнfсти киuчана — "Не существует ничего помимо адвая-брахмы, единой Абсолютной Истины, проявленной во множестве различных форм" (Брихад-араньяка Упанишад, 4.4.19).

В шрути также сказано: "Поскольку Мои энергии являются источником всех творений, Я – причина всего сущего".

Таким образом Бхагаван, объяснив сначала, что Он неотличен от всего сущего, теперь, начиная со слова майи, говорит о Своей способности пребывать повсюду. Слова сарвам идам означают: "И чит (всё, что обладает сознанием), и ачит (всё, лишённое сознания, например, материальная вселенная) неотличны от Меня, ибо они – Мои творения. Иначе говоря, они неотличны от Моей сварупы и покоятся на Мне, Антарьями, подобно драгоценным камням, нанизанным на нить". Шри Мадхусудана Сарасватипад писал: " Сeтре маtи-гаtf ива. Этот пример объясняет лишь то, как вселенная покоится на Бхагаване, но он не показывает, каким образом Бхагаван является причиной, или источником вселенной. Здесь более уместен пример с золотом и золотым украшением".

 

Пракашика-вритти

В предыдущей шлоке Шри Бхагаван провозгласил, что Он – ни от чего не зависящая первопричина творения и уничтожения вселенной. Теперь же в этой шлоке Шри Бхагаван утверждает истину о том, что только Он как вездесущий Антарьями является причиной сохранения мироздания. "Я, Шри Кришна, суть парама-таттва и причина всех причин". О том же говорит в "Брахма-самхите" (5.1) и Господь Брахма:

 

biвараx парамаx кhшtаx сач-чид-fнанда-виграхаx

анfдир fдир говиндаx сарва-кfраtа-кfраtам

Чтобы эта идея стала более понятной, приведём разъяснения Шрилы Баладевы Видьябхушаны из его "Говинда-бхашьи": «Парабрахма-сварупа, Шри Кришна, является Высшей Абсолютной Реальностью (пара-таттва-васту). Нет никого и ничего превыше Него, ибо Он – единственное независимое существо. Йасмfт параv нf парам асти киuчит (Шветашватара Упанишад, 3.9). Эти высказывания из шрути не признают ничего более возвышенного, чем достойная всеобщего поклонения Абсолютная Истина, брахма. В Ведах (Шветашватара Упанишад, 3.8-9) сказано: "Я познал эту сияющую Истину (брахму), которая подобна солнцу и пребывает за пределами тьмы (невежества). Всякий, кто познаёт Её, обретает бессмертие и достигает цели человеческой жизни (пурушартхи). Постижение этого Маха-пуруши – единственный путь к бессмертию. Нет никого превыше Маха-пуруши".

Утвердив в этих мантрах превосходство парабрахмы, писания дальше гласят: "Бессмертие постепенно обретают лишь те, кто знает изначальную природу брахмы; иным же остаётся только страдать". Если согласиться, что существует нечто превыше Абсолютной Истины, то утверждение Шри Кришны — маттаx паратараv нfнйат киuчид асти дханаuджайа — теряет всякий смысл ("Говинда-бхашья", комментарий к стиху 3.2.37 из Брахма-сутры)".

Помимо того в Шветашватара Упанишад (6.8) тоже сказано: на тат-самаi чfбхйадхикаi ча дhiйате — "Нет ничего равного савишеша-брахма-таттве и нет ничего превыше Неё"».

 

 

Текст 8

 

rSaae_hMaPSau k-aENTaeYa Pa[>aaiSMa XaiXaSaUYaRYaae")

Pa[<av" SavRvedezu XaBd" %e PaaEåz& Na*zu)) 8))

 

расо’хам апсу каунтейа / прабхfсми iаiи-сeрйайоx

праtаваx сарва-ведешу / iабдаx кхе паурушаv нhшу

каунтейа – о сын Кунти; ахам – Я; асми – являюсь; расаx – вкусом; апсу – в воде; прабхf – светом; iаiи-сeрйайоx – луны и солнца; праtаваx – слогом ом; сарва-ведешу – в ведических мантрах; iабдаx – звуком; кхе – в эфире; (и) паурушам – способностью; нhшу – в человеке.

 

О Каунтея, Я – вкус воды, сияние луны и солнца, а также слог ом во всех ведических мантрах. Я – звук в эфире и способность в человеке.

 

Бхаванувада

"Как Антарьями Я вхожу в сотворённую Мной вселенную и пребываю в ней. Подобным же образом Я один являюсь сутью всех человеческих и других существ. В одних случаях Я – причина, а в других – следствие". Чтобы утвердить эту истину, Шри Бхагаван произносит шлоку, начинающуюся словами расо’хам, а также следующие три шлоки. "Под словом апсу (вода) подразумевается, что раса, или вкус воды, является её причиной, и эта причина – проявление Моего богатства (вибхути). Точно так же Моё сияние является причиной сияния солнца и луны, а омкара – источником Вед. Всё это – тоже Моё вибхути. Кроме того, Я – источник эфира, звука и самой сути человека, или его жизненных сил (пауруши)".

 

Текст 9

 

Pau<Yaae GaNDa" Pa*iQaVYaa& c TaeJaêaiSMa iv>aavSaaE)

JaqvNa& SavR>aUTaezu TaPaêaiSMa TaPaiSvzu)) 9))

 

пуtйо гандхаx пhтхивйfv ча / теджаi чfсми вибхfвасау

джbванаv сарва-бхeтешу / тапаi чfсми тапасвишу

асми – Я являюсь; пуtйаx – чистым; гандхаx – ароматом; пhтхивйfм – в земле; ча – и; теджаx – жаром; вибхfвасау – в огне; ча – и; джbванам – жизнью; сарва-бхeтешу – во всех существах; ча – и; асми – Я являюсь; тапаx – аскезой; тапасвишу – подвижников.

 

Я – чистый аромат земли, жар огня, жизнь во всех существах и аскеза подвижников.

Бхаванувада

Согласно словарю Амара-коша, слово пуtйа означает "первоначальный и приятный аромат". Слово ча, использованное здесь, указывает на связь пуньи с понятием расы (вкуса) и другими понятиями из предыдущей шлоки. Слово теджа указывает на способность варить, а также переваривать продукты. Кроме того, оно указывает на способность освещать и обогревать. Все эти способности являются сутью (огня). Джbвана означает суть, проявляющуюся в виде жизни, а тапа – в виде умения сносить противоположности.

 

 

Текст 10

 

bqJa& Maa& SavR>aUTaaNaa& iviÖ PaaQaR SaNaaTaNaMa()

buiÖbuRiÖMaTaaMaiSMa TaeJaSTaeJaiSvNaaMahMa()) 10))

 

бbджаv мfv сарва-бхeтfнfv / виддхи пfртха санfтанам

буддхир буддхиматfм асми / теджас теджасвинfм ахам

пfртха – о сын Притхи; виддхи – знай; мfм – Меня; (как) санfтанам – вечного; (как) бbджам – семя; сарва-бхeтfнfv – всех живых существ; ахам – Я; асми – являюсь; буддхиx – разумом; буддхиматfм – разумных; (и) теджаx – доблестью; теджасвинfм – могущественных.

 

О Партха, знай, что Я – нетленный источник всех живых существ. Я – разум разумных и доблесть могущественных.

Бхаванувада

Слово бbджа (семя) указывает на неизменяемую причину, которую называют прадханой. Санfтана означает "вечный". "Главным свойством разумного человека является его разумность, и это – Я".

 

 

Текст 11

 

bl&/ bl/vTaa& cah& k-aMaraGaivviJaRTaMa()

DaMaaRivåÖae >aUTaezu k-aMaae_iSMa >arTazR>a)) 11))

 

балаv балаватfv чfхаv / кfма-рfга-виварджитам

дхармfвируддхо бхeтешу / кfмо’сми бхаратаршабха

бхарата-hшабха – о лучший из потомков Бхараты; ахам асми – Я являюсь; балам – силой; балаватfм – сильных; виварджитам – свободных; кfма-рfга – от вожделения и привязанностей; ча – и; кfма – страстью; бхeтешу – во всех живых существах; дхарма-авируддхаx – не противоречащей заповедям дхармы.

 

О лучший из потомков Бхараты, Я – сила могущественных, свободных от вожделения и привязанностей. Во всех существах Я – половая жизнь, которая не противоречит дхарме (та, что ведётся для зачатия потомства).

Бхаванувада

Слово кама обычно относится к стремлению поддерживать свою жизнь, а рага имеет отношение к гневу. В данном же тексте эти слова несут иной смысл. Дхармfвируддхаx означает то, что не противоречит дхарме, и здесь это подразумевает страсть, которую мужчина использует лишь для зачатия детей в лоне своей жены.

 

 

Текст 12

 

Yae cEv Saaitvk-a >aava raJaSaaSTaaMaSaaê Yae)

Mata WveiTa TaaiNviÖ Na Tvh& Taezu Tae MaiYa)) 12))

 

йе чаива сfттвикf бхfвf / рfджасfс тfмасfi ча йе

матта эвети тfн виддхи / на тв ахаv тешу те майи

ча – также; эва – несомненно; йе йе – какие бы то ни было; бхfвfx – состояния бытия; сfттвикfx – в благости; рfджасfx – страсти; ча – и; тfмасfx – невежестве; эва – непременно; виддхи – знай; тан – о них; (что они) маттаx – исходят из Меня; ити – таким образом; ахам – Я (пребываю); на – не; тешу – в них; ту – но; те майи – они во Мне.

 

Знай, что все состояния бытия благость, страсть и невежество порождены гунами Моей материальной природы. Я неподвластен этим гунам, ибо они сами подвластны Моей энергии.

Бхаванувада

"Итак, Я описал тебе лишь некоторые из Моих достояний (вибхути), что являются источником или сутью чего-либо. Какой смысл говорить об этом более подробно? Всё сущее находится в Моей власти и безраздельно принадлежит Мне". Желая объяснить это, Шри Бхагаван произносит шлоку, начинающуюся словами йе чаива. "Владение умом и чувствами, а также полубоги относятся к бхавам (состояниям бытия) в гуне благости. Счастье, гордость и другие настроения, а также асуры относятся к бхавам в гуне страсти. А скорбь, заблуждение и подобные им состояния, а также ракшасы (те, кто ниже асуров) имеют природу невежества. Все они исходят из Меня, но при этом следует понимать, что их порождают гуны Моей материальной природы и потому Сам Я – не в них. В отличие от джив, Я неподвластен гунам, но гуны подвластны Мне".

 

 

Текст 13

 

i}ai>aGauR<aMaYaE>aaRvErei>a" SavRiMad& JaGaTa()

MaaeihTa& Naai>aJaaNaaiTa MaaMae>Ya" ParMaVYaYaMa()) 13))

 

трибхир гуtа-майаир бхfваир / эбхиx сарвам идаv джагат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: