Наука как деятельность и социальный институт, социальные функции науки




Введение.

Наука является системой рационально и логически обоснованных зна-
ний об окружающем мире. Она также представляет собой механизм получения
объективного знания и представляет собой продукт творческой деятельности
человека. Познавательная деятельность человека включает в себя объективную
и субъективную сторону. Субъективная сторона представлена человеком с его
творческим трудом, ценностями, знаниями, навыками. Содержание объектив-
ной стороны составляют средства познания, предмет познания и результат.
Причем объектом познания является не только окружающий мир, различные
формы проявления материи, но и их отражение в сознании (рефлексия) и сам
человек.

Наука играет в культуре важную роль в качестве инструмента познания
окружающего мира наряду с другими формами культуры такими, как религия,
мораль, искусство и др. Наука вырастает из магии и мифологии. Первоначально
научное знание существовало в рамках философии и первые философы (Фалес,
Анаксимандр, Пифагор и многие другие) были универсальными в научном зна-
нии. Выделение различных наук из философии начинается только в период Но-
вого времени в связи с первой промышленной революцией, со становлением
мануфактурного производства.

Наука включает в себя не только систему знаний о мире, но и механизм
получения такого знания. Она ориентирована на предметное и объективное ис-

следование мира, его законов. Предметное, поскольку человек стремится изу-
чать реально существующие явления и процессы действительности. Объектив-
ное - то есть такое, которое не зависит от воли и сознания исследователя, от
форм и способов познания, но ориентировано на реальное положение дел.
Данные характеристики знания очень важны, ибо человек познает мир при по-
мощи своих органов чувств, разума, что накладывает на процесс познания оп-
ределенный субъективный отпечаток.

Наука как деятельность и социальный институт, социальные функции науки

Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Институт предполагает действующий и вплетенный в функционирование общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление надиндивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Р. Мертон. В отечественной философии науки институциональный подход долгое время не разрабатывался. Институциональностъ предполагает формализацию всех типов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иною вида человеческой деятельности – существуют политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и проч.

Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

1. совокупность знаний и их носителей;

2. наличие специфических познавательных целей и задач;

3. выполнение определенных функций;

4. наличие специфических средств познания и учреждений;

5. выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

6. существование определенных санкций.

Наука и техника являются важнейшими составляющими современной культуры. Они взаимосвязаны друг с другом и составляют основу преобразования окружающего человека мира.

Науку как элемент культуры можно рассматривать в четырех аспектах:

1. как особую систему знаний;

2. как вид духовной деятельности;

3. как особый социальный институт;

4. как важный фактор, обеспечивающий создание материальных и духовных ценностей.

Наука является системой рационально и логически обоснованных знаний об окружающем мире. Она также представляет собой механизм получения объективного знания и представляет собой продукт творческой деятельности человека. Познавательная деятельность человека включает в себя объективную и субъективную сторону. Субъективная сторона представлена человеком с его творческим трудом, ценностями, знаниями, навыками. Содержание объективной стороны составляют средства познания, предмет познания и результат. Причем объектом познания является не только окружающий мир, различные формы проявления материи, но и их отражение в сознании (рефлексия) и сам человек.

Наука представляет собой и социальный институт, т.е. систему общественных организаций и учреждений, задачей которых является сбор, анализ, обработка, хранение и распространение информации. О науке как социальном институте можно говорить, начиная с XVII века, когда в Европе открылись первые научные общества и академии, а также стали издаваться научные журналы.

Современная наука – это непосредственная производительная сила. В результате НТР сформировалась единая система «наука-техника-производство», обеспечивающая прямое влияние науки на процесс создания материальных благ.

Наука играет в культуре важную роль в качестве инструмента познания окружающего мира наряду с другими формами культуры такими, как религия, мораль, искусство и др. Наука вырастает из магии и мифологии. Первоначально научное знание существовало в рамках философии и первые философы (Фалес, Анаксимандр, Пифагор и многие другие) были универсальными в научном знании. Выделение различных наук из философии начинается только в период Нового времени в связи с первой промышленной революцией, со становлением мануфактурного производства.

Наука включает в себя не только систему знаний о мире, но и механизм получения такого знания. Она ориентирована на предметное и объективное исследование мира, его законов. Предметное, поскольку человек стремится изучать реально существующие явления и процессы действительности. Объективное – то есть такое, которое не зависит от воли и сознания исследователя, от форм и способов познания, но ориентировано на реальное положение дел. Данные характеристики знания очень важны, ибо человек познает мир при помощи своих органов чувств, разума, что накладывает на процесс познания определенный субъективный отпечаток.

Научное познание основывается на ряде принципов:

1. Принцип объективности, рассмотренный выше.

2. Принцип причинности (детерминизм), ориентирующий на познании причинно- следственной взаимосвязи явлений, что позволяет определить истоки и направления развития исследуемых явлений.

3. Принцип рациональности, аргументированности научных положений. Любой научный тезис, теория принимаются только тогда, когда они доказаны. Способы доказательств могут быть разными: от математических расчетов до экспериментов, прямых опытных подтверждений.

4. Принцип воспроизводимости. Необходимо, чтобы факт, полученный, в ходе исследований можно было бы воспроизвести любое количество раз, либо в экспериментальном, либо в теоретическом виде. Иначе факт будет невозможно подвести под закономерность, логически вписать в причинно-следственную картину мира.

5. Принцип теоретичности. Для создания целостного представления об окружающем мире наука обобщает отдельные факты исследования, вплетает их в развернутую, логически замкнутую теоретическую конструкцию.

6. Принцип системности. Любое явление должно трактоваться как система и как элемент более сложной системы. Причем система представляет собой не только совокупность составляющих элементов, но и совокупность сложных взаимосвязей между ними.

7. Принцип критичности. Ни одна теория, ни одно утверждение в науке не могут носить статус абсолютной истины. Если какая-либо теория обнаруживает несоответствие полученным фактам действительности, она должна быть критически перепроверена.

Каждая наука (химия, физика, философия и т.д.) имеет объект и предмет исследований. Связано это с ограниченностью возможностей человека в познании мира и необходимостью конкретизировать направление приложения познавательных усилий человека. Объектом любой науки является вся область явлений, которую данная наука изучает. Предмет науки составляют наиболее существенные для данной науки стороны объекта.

Научное знание имеет и свою классификацию. По области исследований (человек или окружающий мир) науки подразделяют на естественные, исследующие явления природы, и социально-гуманитарные, изучающие феномен человека, общество (философия, социология, экономика и т.д.). По степени обобщенности научного знания и его направленности выделяют фундаментальные и прикладные науки.

Наука выполняет в обществе три группы основных функций:

1. культурно-мировоззренческие функции: познание, описание, объяснение, прогнозирование;

2. функции непосредственной производительной силы. В эпоху НТР происходит объединение развития науки и техники, науки и производства. Наука начинает все больше сама диктовать направления развития современного производства;

3. функции науки как социальной силы. Наука стала важным средством разработки и осуществления масштабных социально-экономических планов и программ, решения глобальных проблем современности.

Наука составляет ядро познавательной структуры культуры. С помощью науки культура познает и преобразовывает не только окружающий мир, но и саму себя. Научное познание опирается на познавательные способности человека, в первую очередь, на рациональное мышление. Следовательно, в каждую эпоху наука, с одной стороны, стремится дать как можно более полную рациональную картину мира, с другой стороны, отражает пределы познавательных возможностей человека и всей культуры в целом. Одновременно наука стремится расширить пределы человеческого познания и границы восприятия и осмысления мира человеком. Именно благодаря развитию науки на базе западно-европейской культуры возникла мощная индустриальная цивилизация. Научные достижения сегодня не только определяют эффективность познания и освоения окружающего мира, но и оказывают мощное влияние на жизнь и развитие общества. По словам немецкого мыслителя М. Хайдеггера, «в западной части мира на протяжении веков ее истории наука развернула нигде более на земле не встречающееся могущество и идет к тому, чтобы, в конце концов, наложить свою власть на весь земной шар».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: