Теория нелогичного действия Парето.




Как мы уже отмечали, Парето пришел в социологию из экономической науки. Он положил в основу своей системы социологии принцип «методологического индивидуализма». Он полагал, что часто употребляемые мыслителяхми понятия, например, «нация», «раса» и т. д., не являются фактами в дан­ном опыте. Единственно, что можно непосредственно наблю­дать, — поведенческие акты, действия, которые поэтому и должны быть объектами социологического исследования.

 

Будучи одним из лидеров психологического направле­ния в социологии, Парето утверждает, что социальное разви­тие определяется действиями людей. Он делит человеческие действия, как мы уже сказали, на логические и нелогические. Различие между ними определяется соотношением в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспектах.

 

Логические действия являются объективно адапти­рованными к преследуемой цели. Как отмечал В. Парето в «Трактате общей социологии», эти действия представляют собой «операции, которые логически объединены опреде­ленной целью, не только по отношению к субъекту, который выполняет эти операции, но и по отношению к тем, кто об­ладает широкими знаниями». Эти действия отличаются идентичностью взглядов акторов (субъективная точка зрения) и компетентным внешних наблюдателем (объектив­ная точка зрения). Эти действия носят ограниченный характер, т. к. они ограничиваются такими действиями, которые неким внеш­ним наблюдателем оцениваются как надлежащие.

 

Сфера логических действий — это естественные науки, экономика, технология, а также некоторые военные, полити­ческие, юридические области. В социальной жизни преобла­дают нелогические действия.

 

Особо следует отметить тот факт, что логические дей­ствия, согласно Парето, основаны на рассуждении, нелоги­ческие — на чувствах. Правда, последние включают в себя и рассуждение. Его роль в данном случае состоит в «логизации», т. е. рационализации этих действий: ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логи­ческих. Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонауч­ные теории. Распространение этих теорий совершенно не за­висит от их обоснованности и логической ценности, т. к. они основаны не на разуме, а на чувстве.

 

Чувства, будучи глубинным фактором поведения, сами по себе неуловимы. Их только можно постигнуть через опре­деленные внешние проявления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория «осадков» и «производных».

 

Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Постоянный эле­мент Парето обозначает термином «осадок» («резидуи»). Термином «производное» («деривация») Парето обозначает изменчивый элемент.

 

«Осадки» Парето делит на шесть классов. Они выглядят таким образом:

 

I класс. Инстинкт комбинации.

 

II класс. Настойчивость в сохранении агрегатов.

 

III класс. Потребность в проявлении своих чувств по­средством внешних актов.

 

IV класс. Осадки, связанные с социальностью.

 

V класс. Единство индивида и того, что ему принадле­жит.

 

VI класс. Сексуальный осадок.

 

Главное значение Парето придает первым двум классам. Первый, «инстинкт комбинаций», воплощает тенденцию к социальному изменению. Второй, «настойчивость в сохране­нии агрегатов», выражает консерватизм, тенденцию к неиз­менности социальных форм.

 

«Осадки» одного общества, как правило, существенно отличаются от «осадков» другого. Они незначительно изме­няются в пределах отдельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различных слоев внутри каждого обще­ства весьма изменчиво.

 

«Осадки» — это постоянный, устойчивый, неизменный элемент в «теориях», «логизирующих» нелогические челове­ческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою «чувств», будучи их непо­средственным проявылением.

 

«Производные» или «деривации», согласно Парето, со­ставляют изменчивый и поверхностный слой «теорий». Они базируются на «осадках» и через них — на «чувствах», в кото­рых они черпают свою силу. «Производные» удовлетворяют потребности человека в логике или псевдологике. Они могут либо усиливать, либо ослаблять «осадки».

 

Парето делит «производные» на четыре класса.

 

Первый класс — это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так» или «надо, потому что надо». Так мать гово­рит своему ребенку, требуя от него послушания.

 

Второй класс — содержит в себе аргументы и рассужде­ния, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обы­чаи), который делает их эффективными, независимо от их логической ценности. Убеждение авторитетом можно видеть на примере наставления ребенка матерью: «Ты должен слу­шаться, потому что этого хочет папа».

 

В третьем классе «производных» «доказательство» осно­вано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам (Пра­во, Справедливость), метафизическим сущностям (Солидар­ность, Прогресс, Демократия, Гуманность) или воле сверхъ­естественных чувств. Здесь возникают запреты и императи­вы. Продолжая серию примеров обращения матери к ребенку, можно привести относительно третьего класса «дериваций» следующее: «Нельзя так делать, потому что Дед Мороз обидит­ся, рассердится, не поздравит тебя, не даст подарка».

 

Четвертый класс «производных» черпает силу убеж­дения в «вербальных доказательствах», т. е. таких, которые основаны на «использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью». Например, определенный политический ре­жим объявляется демократическим, потому что он действует в интересах народных масс.

 

Такие «производные» нелогического характера имеют место сплошь и рядом и базируются на весьма сомнитель­ных политических заявлениях лидеров стран и партий. Но реальных доказательств подлинного демократизма подоб­ных режимов, как правило, просто нет. Собственно говоря, вся пропагандистская работа часто строится на использова­нии таких «производных», именно в этом состоит механизм манипулирования массовым сознанием. Эти «производные» широко используются не только в политике, но и в судопро­изводстве.

 

«Деривации» четвертого класса, по Парето, имеют боль­шое значение в политике, поскольку они охотно принимают­ся каждым человеком, даже самым большим невеждой, кото­рый готов повторять приводимые аргументы снова и снова. Не случайно эту идею активно использовали фашистские ре­жимы Италии и Германии, которые создавали многочислен­ные идеологические мифы, в том числе и такие, которые не соответствовали действительности.

 

«Осадки» и «производные» Парето положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их ком­бинация конкретно определяет тот или иной социальный процесс или феномен. Исходя из такой искусственной схе­мы В. Парето строил объяснения механизмов общественной жизни. Общество, по его представлениям, — это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм в обществе вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным рас­пределением «осадков» среди них. Поэтому и социальное неравенство для Парето представляется совершенно есте­ственным, очевидным и реальным фактом.

 

34. Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образова­ние, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения были самые различные.

С точки зрения этой теории в так называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Считается, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право. Сторонники теории заговора полагают, что этим правом манипулируют.

Идея В. Парето. Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы.

35. Психоаналитическая социология З.Фрейда, её особенности. Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизмами защиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

37.

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е.человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

К˜УЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (1864-1929), американский социолог.
Исследовал главным образом малые группы и формирование личности; ввел различение первичных групп (семья, соседство и др.), считая их основными ячейками общества, и вторичных общественных институтов (классы, нации, партии). Разработал теорию межличностного общения и выявил механизмы его взаимодействия. Пришел к выводу о бессмысленности противопоставления индивидуального и группового сознания, т.к. личность и общество - не две разные сущности, а разные аспекты изучения одного явления - процесса человеческого взаимодействия. Основным признаком социального существа является способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я»; но осознание и оценка своего «Я» возможны лишь на основании знания того, как нас оценивают другие. Необходимым условием развития самосознания является общение с другими людьми; не существует чувства «Я» без соответствующего чувства «Мы», «Они» и т.д. Сформулировал принцип «Зеркального Я»: наше «Я» формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как нам кажется, мы производим на окружающих.

Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

 

38. Концепция «управления впечатлениями» И.Гофмана. Эрвин Гофман (1922-1982) («Представление себя в повседневной жизни», «Столкновения», «Поведение в общественных местах»).

 

Автор теории управления впечатлениями. Он указывает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гоффман назвал управлением впечатлениями. В ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренно выпячиваем. К примеру, водитель такси может попытаться скрыть от пассажира тот факт, что он по ошибке везет его в противоположную сторону, а молодой профессор может потратить несколько часов на подготовку и "репетирование" первой своей лекции в надежде сразу же предстать перед студентами в качестве знающего и эрудированного человека.

Гоффман описывает жизнь в обществе как сцену, на которой происходят общение и взаимодействие людей; все люди являются одновременно и актерами, и зрителями пьесы жизни; в этой пьесе они играют те самые роли, которые исполняют в своей повседневной жизни и деятельности.

 

Гоффман изображает социальную жизнь в форме "каркасов" - структур, имеющих невидимое, однако реальное существование в видимых социальных взаимодействиях повседневной жизни. Такие базовые "каркасы" понимания способствуют выработке незыблемых правил, которыми люди пользуются для организации собственного поведения. Следовательно, действия людей в большей степени зависят не от механического выполнения правил, а от активного, непрерывного процесса межличностного взаимодействия. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы - сознательно и бессознательно - передаем другим людям информацию.

 

Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера). Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена). Так, мы можем громко шутить в ресторане, но понижаем голос при вхождении в церковь. Люди разрабатывают условия - бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции. С точки зрения Гофмана, человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама.

 

И. Гофман отводит важную роль управлению впечатлениями в социальном взаимодействии, поэтому его теорию иногда называют теорией управления впечатлениями. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Человек в своих действиях проявляет заинтересованность в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Он влияет на ситуацию не непосредственно, но создает впечатление, которое вызывает у других желание поступить в соответствии с его замыслами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: