Закоптелкова А. Мифология апокалипсиса на примере кинофильма «Тихое место»




Мифический сюжет Апокалипсиса – один из наиболее распространённых, так какявляется социокультурной реакцией на инстинкт самосохранения. Вызывает страх – внутренне состояние обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.[1]Также стоит отметить, что люди обращаются к данным сюжетам с целью предсказания будущего,убеждения в вере о всесильном человеке. Человечество пытается осмыслить проблему трансформации личности, осознания своего Я в эпоху постмодерна.

Миф о конце света пронизан страхами о прекращении собственной жизнедеятельности. Играючи культура транслирует тематику смерти посредством народных сказок, таких как колобок, теремок, курочка-ряба, приучая к восприятию жизни и смерти, как чего-то неизбежного, конечного. Однако, человек не способен пересилить страхи, возникшие в период социогенеза. Окультуривая страх человечество создало и продолжает создавать множество апокалипсических произведений. Целью может являться желание высмеять физиологическую реакцию на страх, предостеречь от социальной деградации.

Прибегнув к социокультурному анализу кинофильма «Тихое место», мы можем обнаружить современную интерпретацию «Откровения Иоана Богослова». Доказать это можно следующими примерами.

Сцена рождения ребёнкаявляется кульминацией. «Солнце стало мрачно как власяница[2], и луна сделалась как кровь». Перед рождением ребёнка Эвелин, вся семья придавалась скорби по погибшему младшему ребёнку. Для них он был солнцем, лучом надежды, ибо представал истинным человеком, а не загнанным от страха животным. Он всё ещё чувствовал так, как могут только люди, свободно и легко, он не был скован первобытным страхом, дошедшим до апогея. И он светил тем, кто потерян во мраке. Солнце всей семьи померкло. Эвелин спустилась в подвал и зажгла красные фонари, сигнализирующие о тревоге, и «луна сделалась как кровь». В момент рождения ребёнка Маркусу удалось взорвать фейерверк, чтобы заглушить стоны боли его матери. И салют визуально выглядит, как падение звёзд, которые «как смоковница[3], потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы[4] свои». Помрачение солнца, красная луна и падание звёзд - последствия снятия шестой печати.

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на пол часа». На наш взгляд, эта цитата стала катализатором создания фильма. Однако, с момента самопроизвольного изливания амниотической жидкости и до первого крика матери – безмолвие стало необходимым условием выживания.

Но что вынуждало Эвелин молчать? Страх за своих детей, желание выжить и сохранить семью, или же она полагалась лишь на материнский инстинкт и инстинкт самосохранения? Эвелин очнулась ото сна, в котором монстр убивает её младшего сына. Вполне закономерно, что в данных условиях, страх не отступит ни на секунду. Вот почему, для неё важнее было удостовериться в собственной безопасности, чем в безопасности её детей. Инстинкт самосохранения преобладает над материнским. Эвелин задаётся вопросом: что мы за родители, если не можем защитить детей?». После осознания их потери, мать начинает анализировать ситуацию, опираясь на личностные особенности детей, способствующие их выживанию, в то время как, должна ощущать беспокойство, тревогу, отчаяние, ведь она не знает, живы ли они ещё или нет. Все чувства померкли, остался холодный расчёт, при этом разум уже не является человеческим. Страх глушит все социальные чувства и нивелирует все природные, кроме себя самого.«Реган была со мной…А Маркус был там с тобой» - подобно тому, как у животных существует стремление защитить более слабую особь, а сделать это можно только находясь рядом. Эвелин и Ли оказались не в состоянии сделать даже это.

Вероятней всего, беременность Эвелин также была вызвана инстинктом сохранения рода, ибо ни один человек, покуда он истинно такой, в данных условиях не решится на рождение ещё одного ребёнка, ведь понимает, что дети – это всегда шум.

В 12 главе Откровения Иоана Богослова содержится сцена двух великий знамений. Жена, которая «имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» и «большой красный дракон с семью головами…» (диавол, сатана). Дракон стал перед женою, чтобы, когда родит, пожрать младенца мужского пола. В сюжете фильма, также имеется жена, рожающая в муках и издавшая один вскрик. И монстр, собирающийся поглотить дитя, если бы нашёл их.

Далее, дракон был низвержен на землю, разозлился и «пустил из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь её рекой. Но земля помогла жене…и поглотила реку». Когда Эвелин с ребёнком оказалась в безопасном подвале, как им казалось, «низверженный дракон» сидел в нём. Дети, провалившиеся в зерновое хранилище, выступают «землёй-спасительницей». В дальнейшем, их убережёт слуховой аппарат Реган, или же «два крыла большого орла», которые были даны жене, чтобы та спаслась от дракона. Ибо слуховой аппарат – дар, который поспособствует их выживанию.

На наш взгляд, мифология апокалипсиса присутствует в кинофильме «Тихое место» с целью предостережения от слепоты в чувственном отношении и от неведения.

Целью семьи является сохранение в безопасности своих близких. Исходя из неё можно просмотреть следующие способы её достижения. Защита через запреты без объяснения причины, «не спускайся в подвал. Почему? Просто не спускайся». Происходит сокрытие информации, некое замалчивание своих проблем, переживаний и действий. На этом фоне возникает нарушения в коммуникации. Они не разговаривают более меж собой, им важно лишь ощущение общности и сопричастности. Маркус же начинает доверять своему отцу, как только они оказались в безопасности, именно тогда и происходят наиболее глубокие диалоги, в которых имеются иные чувства, ведь страх отступил.

Помимо страха, данное общество держится на чувстве тотальной вины. Каждый винит себя за то, что случилось с Бо. Реган думает, что отец также винит её и не полюбит до тех пор, пока она не сможет слышать, но он любит её. Таким образом, здесь возникают и проблемы с личностной самоидентичностью.Ли, когда издал крик дабы спасти своих детей тоже руководствовался чувством вины, он сделал недостаточно для их безопасности и теперь вынужден расплатиться за это. Они боятся потерять любимых, так как более будут не способны выносить это чувство вины, они боятся возникновения жалости к себе и чувства бессилия.

Смесь страха и вины способны заглушить любые чувства. Вводя мифологию апокалипсиса, автор усиливает восприятие данных компонентов и предостерегает нас от слепоты в чувственном отношении.

Общество в кинофильме построено на принципах открытости, но информации недостаточно. Никто не пытался изучить монстров «всё что вам достаточно знать для выживания – они могут нас слышать». Если же анализировать поведение монстров то, видно, что звук – причиняет им боль и они стараются избавиться от источника, ибо их жертвы не съедены. Семья старается вернуться домой до темноты, значит с наступлением ночи инстинкты существ усиливаются. Таким образом, авторы фильмы предостерегают нас от неведения в том числе.

Считается, что любой фильм будет иметь успех, если в нем есть отсылки к Библии. Может авторы решили сделать фильм максимально кассовым и то, что мы видим не всегда истинно.

 

 

Список литературы:

1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПБ.: Союз, 2000.

2. Рыбас, А. Е. / Философия русской сказки. // Вече: альманах русской философии и культуры. 2016.–113–124с.

3. Откровение Иоана Богослова (Апокалипсис). Новый Завет.

4. Павлич Д. И. Апокалипсис в современном массовом кино // Вестник МГУКИ. 2017. №1 (75).

 


[1]Страх//Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. /авт.-сост. В.И. Даль. – 2-ое изд. – СПб.: Типография М.О. Фольфа, 1800-1882.

[2] Тёмное одеяние из грубой ткани, которое надевали в знак траура, покаяния или покорности. Пророки использовали подобное одеяние как символ грядущего суда.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.

[3] Название деревьев семейства тутовых, дающих винную ягоду или сходные с нею плоды; то же, что инжир.

[4] Плод смоковницы, винная ягода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: