Определите, какова задача негативных эмоций




Используйте активный расспрос

Используйте жалобы воспитателя как точку входа для работы с ним. С помощью активного расспроса исследуйте их. Задайте вопросы: «Что именно беспокоит?», «Что сложнее всего?», «Когда появилось?», «Бывает ли иначе?», «Бывает легче, когда…?», «Что вы делаете, когда это чувствуете?», «Что вы чувствуете, когда так делаете?», «Какую помощь хотели бы получить от меня?» Когда педагог упоминает физиологические симптомы, определяйте их психологический смысл. Так, фоновое чувство усталости отражает сопротивление. Сонливость может свидетельствовать о желании «спрятаться» от реальности, а бессонница – о потребности выделить личное пространство. В изменениях аппетита проявляются желания и власть. Смотрите шпаргалку с психологическим смыслом симптомов ниже.

Шпаргалка для педагога-психолога

 

3 шаг

Проанализируйте эмоции педагога

Совместно с воспитателем проанализируйте, о чем могут говорить его эмоциональные трудности. Объясните ему, что эмоции контактны. Это значит, что они всегда «о ком-то или о чем-то», направлены к другому человеку или окружающему миру и настраивают на действия. Расскажите, что эмоции – это энергия, чтобы изменить или сохранить дистанцию с другими людьми и миром, подсказка о том, как будут развиваться взаимоотношения. Одни из них указывают на то, что дистанцию можно сократить, контакты развивать, «дорога открыта», другие – на необходимость усилить личные границы, прервать или изменить контакт, «прикрыть двери» или уйти. Объясните, что эмоции выражают потребности человека: «если вы что-то чувствуете – значит, вам что-то нужно». Подведите итог: «эмоции – это жизненно необходимые сигналы нашего самочувствия».

ПРИМЕР. Воспитатель несколько раз упоминает одного и того же человека или группу людей – это указание, на кого или на что направлены его эмоции, кто или что их вызывает. Воспитателю «слишком много» или «слишком мало» – людей, задач, времени, внимания, доверия – это указание на направление, в котором нужно изменить контакты и дистанцию с людьми. Воспитатель рассказывает о своих эмоциях на примере нескольких ситуаций – это указание на то, в чем он нуждается, а также на то, какие для него эти ситуации: благоприятные или фрустрирующие.

 

4 шаг

Определите, какова задача негативных эмоций

Расскажите воспитателю о «посланиях», которые несут в себе негативные эмоции – они свидетельствуют о психологических задачах, которые он может не осознавать, но хочет реализовать. Определите, что это за эмоция, по формулировкам, которые использует воспитатель: гнев – «злюсь», «раздражаюсь», «внутри кипит», «ненавижу»; тревога – «что будет», «а вдруг», «смогу ли»; обида – «вспоминаю и плачу», «за что», «не ожидал (-а) такого»; нежелание – работать, общаться, учиться новому. Обсудите, для чего могут быть нужны воспитателю его эмоции. Например, гнев может быть необходим, чтобы изменить ситуацию: что-то перестроить, сделать иначе, изменить положение дел; тревога – чтобы соблюдать баланс между тем, чего нужно и чего не нужно избегать; обида – чтобы указать на тупик в каком-то аспекте отношений или на незаконченную ситуацию: «что-то не сказано», «не понято», «не завершено».

ПРИМЕР. Рассмотрите пример из вступления к статье. В нем эмоции педагога свидетельствуют об избытке стимуляции и контактов. Они указывают на то, что у воспитателя не простроены границы в отношениях на работе и дома, а также границы между чужим и собственным мнением – «кто-то накручивает». Педагог испытывает потребность расслабиться, побыть наедине с собой, наладить баланс между «даю» и «беру» – больше получать от других.

 

5 шаг



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: