О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»




ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «___» ________ 2020 г. № ___

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Направить указанный проект федерального закона в Правительство Российской Федерации для получения заключения.

3. Назначить официальными представителями Законодательного собрания Ленинградской области по представлению проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» депутатов Законодательного собрания Ленинградской области Н.А.Кузьмина и В.А.Коваленко.

4. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.

6. Признать утратившим силу Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 25 сентября 2019 года № 372 «О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области Н.И.Пустотина.

8. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области С. Бебенин

 

 

Проект вносит

Законодательное собрание

Ленинградской области

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят

Государственной Думой

«___» _______ 2020 года

Одобрен

Советом Федерации

«___» _______ 2020 года

 

 

Внести в Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53, ст. 8424; 2019, № 52, ст.7765) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 5 дополнить:

а) пунктом 5¹ следующего содержания:

«5¹) утверждение перечня отдельных видов животных, запрещенных к использованию в культурно-зрелищных целях в связи с невозможностью создания удовлетворительных условий для их содержания;»;

б) пунктом 9¹ следующего содержания:

«9¹) установление порядка возвращения диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, в среду их обитания;»;

2) пункт 1 части 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:

«1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, океанариумах (за исключением отдельных видов животных, запрещенных к использованию в культурно-зрелищных целях в связи с невозможностью создания удовлетворительных условий для их содержания) или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;»;

3) статью 15 дополнить частью 2¹ следующего содержания:

«2¹. Не допускается использование в культурно-зрелищных целях отдельных видов животных, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.»;

4) статью 27 дополнить частью 3¹ следующего содержания:

«3¹. Животные, включенные в перечень отдельных видов животных, запрещенных к использованию в культурно-зрелищных целях в связи с невозможностью создания удовлетворительных условий для их содержания, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат возвращению в среду их обитания. В случае если возвращение указанных животных в среду их обитания невозможно, они могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.

Обращение с животными, включенными в перечень отдельных видов животных, запрещенных к использованию в культурно-зрелищных целях в связи с невозможностью создания удовлетворительных условий для их содержания, приобретенными после вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона».

 

Президент

Российской Федерации В. Путин


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что для обеспечения образовательной деятельности и культурной деятельности осуществляется рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях.

В соответствии с частью 4 указанной статьи добытые (выловленные) при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях водные биоресурсы используются в учебном процессе образовательными учреждениями и научными организациями, а также при проведении зоопарками, океанариумами, музеями, цирками и другими организациями культуры культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Вылову в учебных и культурно-просветительских целях подлежат водные биологические ресурсы, включенные в перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 октября 2013 года № 365.

В указанный перечень, в частности, включены некоторые морские млекопитающие, относящиеся к отряду китообразных (Cetacea), а именно: косатка (Orcinus orca), белуха (Delphinapterus leucas), афалина (Tursiops truncatus), гринда (Globicephala macrorhynchus), тихоокеанский белобокий дельфин (Lagenorhynchus obliquidens).

Следует отметить, что 19 декабря 2018 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ), который регулирует, в том числе, отношения, связанные с использованием животных в культурно-зрелищных целях.

В первую очередь следует обратить внимание на некоторое несоответствие друг другу понятий, используемых в Федеральном законе № 166-ФЗ («культурно-просветительские цели») и в Федеральном законе № 498-ФЗ («культурно-зрелищные цели»).

В Федеральном законе № 498-ФЗ под использованием животных в культурно-зрелищных целях понимается их использование при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания).

Статьей 5 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесены:

- утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

- установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию» в указанный перечень, в частности, включены представители отряда китообразных.

Однако наличие общего запрета на содержание представителей отряда китообразных не исключает возможности их использования в культурно-зрелищных целях.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 498-ФЗ, запрет на содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, не распространяется на случаи содержания таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 года № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» (далее - Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях) определены, в числе прочего, требования к содержанию животных дельфинариями (океанариумами).

Согласно пункту 154 Требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях размеры бассейнов для китообразных, включая общее доступное для животных пространство бассейнов (вольеров) для выступлений и содержания, должны отвечать следующим требованиям:

- горизонтальный размер бассейна должен не менее чем в 2 раза превышать длину самого крупного животного в бассейне, но при этом быть не менее 7 метров. Для некоторых пелагических видов (представителей родов Delphinus, Stenella, Lagenorhynchus, Kogia) горизонтальный размер должен превышать длину самого длинного животного в бассейне в 4 раза;

- глубина бассейна должна превышать длину самого крупного животного не менее чем в 1,5 раза. Такая глубина должна занимать не менее 25 процентов всей площади акватории;

- объем воды в бассейне (при условии четырехкратного прохождения всей воды через фильтры в течение суток) должен составлять не менее 200 куб. метров на животное длиной до 3 метров, не менее 350 куб. метров на животное длиной 3 - 5 метров, не менее 800 куб. метров на животное длиной 5 - 8 метров;

- площадь поверхности воды бассейна должна составлять не менее 50 кв. метров на одно животное длиной до 3 метров, не менее 70 кв. метров на одно животное длиной 3 - 5 метров, не менее 200 кв. метров на одно животное длиной 5 - 8 метров.

Согласно пункту 184 Требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях одним из возможных методов дезинфекции воды в дельфинариях является хлорирование (газовое, электрохимическое или реагентное).

Следует отметить, что к отряду китообразных относятся, в частности, отдельные представители подотряда «Зубатые киты», а именно: дельфины, косатки, белухи, наиболее часто используемые в культурно-зрелищных мероприятиях.

Представители отряда китообразных, обитающие в условиях дикой природы, являются глубоководными хищниками со сложной социальной организацией и потребностями, которые развивают большую скорость и преодолевают огромные расстояния (способны проплывать за сутки сотни километров), питаются различными морскими животными, используют эхолокацию.

Подобные условия невозможно создать в ограниченных пространствах бассейнов (даже в случаях, когда указанные бассейны формально соответствуют Требованиям к использованию животных в культурно-зрелищных целях).

Как указывают авторы ряда научных статей, посвященных теме вылова и последующего использования китообразных в культурно-зрелищных целях, вопрос содержания китообразных в неволе, в особенности косаток и белух, стал особенно актуальным после событий, случившихся в бухте Средняя в Приморье (существование так называемой китовой тюрьмы).

Содержание китообразных в неволе сопряжено с многочисленными трудностями. Крупным морским млекопитающим практически невозможно обеспечить комфортную среду обитания, максимально приближенную к естественной: необходимы огромные просторные бассейны, тщательный контроль за состоянием воды (в неволе китообразные подвержены различным заболеваниям), обеспечение привычного рациона, который зачастую состоит не только из рыбы. Большое число зарубежных стран содержит в своем законодательстве или разрабатывает нормы, запрещающие добычу (вылов) всех китообразных (или отдельных их видов) и использование их в развлекательных мероприятиях.

Сторонники содержания морских млекопитающих в неволе утверждают, что программы и шоу в океанариумах и дельфинариях дают возможность общественности узнать что-то новое о морской среде и жизни морских млекопитающих. Также считается, что содержание нескольких китов в неволе благоприятствует спасению популяции китообразных в дикой природе. Утверждается и то, что разведение животных в искусственной среде является единственной надеждой для находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов дельфинов.

Лица, выступающие против содержания китообразных в неволе, утверждают, что содержание в небольших бассейнах крупных и разумных животных является негуманным. Даже если бассейны соответствуют установленным законом стандартам, это не означает, что бассейн является приемлемой средой обитания (содержания) для животного. Аргумент о том, что разведение морских млекопитающих в неволе якобы способствует сохранению их популяции в дикой природе, ставится ими под сомнение: по мнению противников содержания китообразных в неволе, это приводит только к созданию избытка животных, которые никогда не смогут быть выпущены в естественную среду, соответственно, данная деятельность лишь способствует развитию индустрии развлечений.

Косатки, в частности, являются животными с крепкими семейными узами, проводящие всю свою жизнь в одном и том же стаде. Удержание их в неволе мешает им сформировать эти узы. Если косатки рождаются в неволе, они не могут стать частью стада и сформировать социальные связи, как это происходит в природе. Из-за ограниченности пространства при содержании в неволе большинство косаток проживают не более чем с еще несколькими косатками или даже могут быть размещены вместе с другими видами китов. Это не является адекватной заменой социальных связей, существующих в стаде косаток в дикой природе. Кроме того, выживаемость косаток зависит и от прочности социальных связей между особями, а также от их количества в группе. Также доказано, что гибель одной из особей (либо ее изъятие из стада) ведет к снижению шансов выживаемости у других членов группы

Стоит отметить, что научно обоснованные доказательства того, что показ китообразных в целях экологического образования зрителей эффективно изменяет поведение и отношение людей к китообразным, обитающим в дикой природе, отсутствуют. Содержащиеся в неволе киты не подходят для сравнения с их дикими собратьями, так как они находятся в искусственной среде, которая требует от животных изменения естественного поведения. Они больше не находятся в семейном стаде, в котором можно наблюдать устойчивые связи и координацию между особями, проявляемую, например, при охоте. Отсутствие достаточного пространства, невозможность применять эхолокацию приводит к тому, что косатки постоянно плавают по кругу; такое поведение не наблюдается в дикой природе. Также рацион косаток составляют замороженная рыба и витаминные добавки, а не живая рыба или диета, состоящая из ластоногих и других морских млекопитающих. В целом, характер жизни китообразных в искусственной среде вызывает у них высокий стресс и может привести к проблемам со здоровьем. Установлено, что смертность китообразных в неволе намного выше, чем в дикой природе.

Целенаправленный отказ многих стран мира от содержания морских млекопитающих в неволе обусловлен именно невозможностью обеспечения им полноценной замены естественной среды обитания.

В законодательных актах многих странах существуют установленные запреты на содержание китообразных в неволе. Например, в Чили запрещены отлов, импорт любых видов китообразных для целей публичного показа или любых других целей, которые связаны с использованием китообразных человеком. Согласно законодательству Коста-Рики запрещается отлавливать, убивать морских млекопитающих или прикасаться к ним, кормить их, а также содержать китообразных и других морских млекопитающих в неволе.

На сегодняшний день ровно половина стран Европейского союза, а именно 14 из 28 государств, входящих в его состав, установили запрет на содержание дельфинов в неволе. При этом в ряде стран дельфинариев не было изначально, а попыткам их строительства успешно противодействовали зоозащитные организации (Хорватия, Чехия, Польша, Ирландия). В некоторых других странах дельфинарии существовали, но затем были закрыты (Австрия, Великобритания, Венгрия, Кипр, Люксембург, Финляндия).

К числу европейских стран, не входящих в состав Евросоюза, но отказавшихся от содержания дельфинов в неволе, относятся Швейцария, Исландия и Норвегия.

Примечательно, что в некоторых странах (Индия, Коста-Рика, Чили) за дельфинами на законодательном уровне был закреплен статус «разумных личностей».

«Принимая во внимание высокий (в сравнении с другими животными) интеллект китообразных, подтвержденный многочисленными исследованиями ученых, дельфинов следует рассматривать как «персон» (не людей), наделенных особыми правами. По этой причине содержать их в плену для развлекательных целей аморально», - такое положение зафиксировано в Постановлениях данных стран, принятых на уровне правительственных профильных комитетов по охране природных ресурсов.

В 2010 году в Хельсинки была принята Декларация прав китообразных: китов и дельфинов, в соответствии с которой все китообразные как личности имеют право на жизнь, свободу и благополучие, аналогичную Декларацию 18 ноября 2017 года приняли и подписали участники VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, в которой призвали запретить дрессировку дельфинов, как не отвечающую принципам гуманного отношения к животным с развитыми социальными связями и высоким уровнем интеллекта.

Необходимо упомянуть и о том, что на международном уровне многие крупные аквариумы являются членами саморегулируемых организаций. Наиболее известными из них являются Всемирная ассоциация зоопарков и аквариумов (World Association of Zoos and Aquariums, WAZA) и Альянс парков морских млекопитающих и аквариумов (Alliance of marine mammal parks and aquariums, AMMPA). Ассоциация зоопарков и аквариумов - это некоммерческая организация, занимающаяся развитием зоопарков и общественных аквариумов. Ассоциация занимается аккредитацией зоопарков и аквариумов и устанавливает для них стандарты по обращению с животными, которые, как правило, более строгие, чем требования, установленные законом. Проверка аккредитованных организаций на соответствие стандартам проводится каждые пять лет.

Альянс парков морских млекопитающих и аквариумов является крупнейшей организацией, касающейся в своей деятельности вопросов, связанных с публичным показом морских млекопитающих. Альянс в целях обеспечения (в пределах возможного) психологического и физического благополучия морских млекопитающих, содержащихся в неволе, предоставляет аккредитацию учреждениям, которые отвечают установленным им стандартам и руководящим принципам.

Следует отметить, что аквариумы и океанариумы Российской Федерации не являются членами ни одной из перечисленных организаций.

Анализ общественного мнения и информации, содержащейся в многочисленных научных исследованиях, посвященных проблемам содержания китообразных в неволе, позволяет прийти к выводу о том, что содержание таких крупных, социальных и интеллектуальных животных в условиях неволи в целях развлечения публики и получения прибыли является деятельностью, нарушающей моральные и этические нормы и не способствующей поднятию уровня культуры и просвещения у населения.

Следует признать существование во многих странах, в том числе и в России, общественного запроса на установление запрета на вылов и дальнейшее содержание в неволе китообразных для развлекательных целей.

С учетом изложенного представленным законопроектом предлагается:

- наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению перечня отдельных видов животных, запрещенных к использованию в культурно-зрелищных целях в связи с невозможностью создания удовлетворительных условий для их содержания (подразумевается, что в указанный перечень будут включены следующие морские млекопитающие: 1) косатка (Orcinus orca); 2) белуха (Delphinapterus leucas); 3) афалина (Tursiops truncatus); 4) гринда (Globicephala macrorhynchus); 5) тихоокеанский белобокий дельфин (Lagenorhynchus obliquidens).

- установить, что животные, включенные в перечень отдельных видов животных, запрещенных к использованию в культурно-зрелищных целях в связи с невозможностью создания удовлетворительных условий для их содержания, приобретенные до вступления в силу настоящего проекта федерального закона, подлежат возвращению в прежнюю среду обитания, а в случае невозможности такого возврата находятся на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.

При этом китообразные, приобретенные и используемые в культурно-зрелищных мероприятиях после вступления в силу настоящего законопроекта, подлежат конфискации с последующим возвращением в среду их обитания, а если возврат невозможен – использованию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года № 1659 «Об утверждении Правил обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен».

Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 25 сентября 2019 года № 372 «О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проект федерального закона был предварительно направлен в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее – Совет законодателей) для экспертной оценки.

В рамках работы Совета законодателей над указанным законопроектом (проект законодательной инициативы № 7-1084 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») были представлены следующие документы правового характера:

1) заключение Правового управления аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 ноября 2019 года (с замечаниями);

2) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с замечаниями);

3) материалы Аналитического управления аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2019 года;

4) заключение Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии;

5) решение об утверждении заключения Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии.

В соответствии с заключением Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии и решением об утверждении данного заключения Законодательному собранию Ленинградской области рекомендовано внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Во вновь представленном проекте федерального закона Законодательным собранием Ленинградской области частично учтены замечания, изложенные в заключениях Правового управления и Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Отказ от положений, предусматривающих исключение слов «дельфинарий» из текста Федерального закона № 498-ФЗ (соответствующие положения изначально содержались в проекте законодательной инициативы № 7-1084 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), обусловлен тем, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 года № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях» дельфинарий определен как место, предназначенное для содержания не только дельфинов, но и других видов водных млекопитающих.

 

 

Председатель

Законодательного собрания

Ленинградской области С. Бебенин

 

 


Приложение

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: